Трезвучие. Виды трезвучий.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Трезвучие – это аккорд из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Названия звуков трезвучия: нижний - основной тон (это звук, от которого все другие можно расположить по терциям), средний - терцовый тон (это звук, расположенный на расстоянии терции от главного), верхний - квинтовый тон (это звук, расположенный на расстоянии квинты от главного) Виды трезвучий: мажорное – до-ми-соль(обозначается Б53, имеет формулу б.3+м.3), минорное – ля-до-ми ( М53, состоит из м.3+б.3), увеличенное –до-ми-соль #( Ув.53, состоит из б.3+б.3), уменьшённое – ля-до-миb( Ум.53, состоит из м.3+м.3). Сыграть примеры на все виды трезвучий
Обращение трезвучий Обращение трезвучия – это такой вид трезвучия, у которого внизу находится не основной тон, а любой другой (терцовый или квинтовый). Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд строится «со второго этажа»(т.е, с терцового тона). Мажорный секстаккорд обозначается Б6. Состоит из м.3+ч.4 (ми-соль-до) Минорный секстаккорд обозначается М6. Состоит из б.3+ч.4 (до-ми-ля)
Квартсекстаккорд с троится с 3-го этажа (т.е., с квинтового тона) Мажорный квартсекстаккорд обозначается Б64. Состоит из ч.4+б.3(соль-до-ми) Минорный квартсекстаккорд обозначается М64. Состоит из ч.4+м.3 (ми-ля-до)
Доминантовый септаккорд (D7) Доминантовый септаккорд – D7 - это аккорд из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Он строится на доминанте, поэтому называется доминантовым (соль-си-ре-фа). Между крайними звуками септаккорда образуется септима, поэтому он называется септаккордом (соль-фа) Формула D7 – б.3+м.3+м.3
Названия звуков септаккорда – основной тон, терцовый, квинтовый и септимовый. Чтобы построить D7 , нужно от тоники дойти до V ступени и на ней построить D7 D7 разрешается в неполное Т53, в котором тоника повторяется 3 раза (соль-си-ре-фа разрешается в до-до-до-ми) Обращения доминантсептаккорда Обращение септаккордов – это такой вид септаккорда, у которого внизу находится не главный звук, а любой другой. У септаккорда три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. D65 – квинтсекстаккорд – первое обращение доминантового септаккорда (си-ре-фа-соль). Он строится на седьмой ступени лада, состоит из м.3+м.3+б.2. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным главным звуком(до-до-ми-соль) D43 - терцквартаккорд.Cтроится на второй ступени (ре-фа-соль-си). Состоит из м.3+б.2+б.3. Разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие с удвоением главного звука в октаву(до-ми-соль-до) D2 - секундаккорд (фа-соль-си-ре). Строится на четвёртой ступени. Состоит из б.2+б.3+м.3. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой (ми-соль-до-до). Тритоны Это интервалы, в которых три тона. К ним относятся ум.5 и ув.4. В нат.виде их только 2 (одна ум.5 и одна ув.4) си-фа и фа-си Для того, чтобы построить все 4 тритона, нужно сначала сделать мажор или минор гармоническим. Для этого в мажоре надо понизить 6 ступень, а в миноре – повысить 7. Главный помощник в построении тритонов – тоническое трезвучие. Помни, что тритоны – рядом с трезвучием! Порядок действий: 1) Строим тоническое трезвучие (Т5/3), обозначаем его крайние звуки (до-соль) 2) Их сдвигаем на 1 ступень вниз →получаем первый тритон – ум.5 (си-фа), делаем его обращение (т.е.переворачиваем) →получаем второй тритон – ув.4 (фа-си) 3) Опять возвращаемся к Т 5/3, берём его крайние звуки, только сдвигаем их вверх – получаем ещё одну ум.5(ре-ляb), её переворачиваем – получаем ув.4 (ляb-ре).
4) При этом не забываем, что гармонический звук надо обязательно поставить! Таким образом, ум.5 – это си-фа и ре-ляb - они строятся на VII и II ступенях. УВ.4 – это фа-си и ляb-ре (они строятся на IV и Vib ступенях) Если тритон необходимо разрешить, т.е перевести в устойчивые звуки, то надо помнить, что при разрешении ув.4 увеличивается (его звуки расходятся), а ум.5 – уменьшается (его звуки сближаются).
Виды мажора и минора Натуральный мажор строится по формуле 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½ Чтобы получить гармонический мажор, надо понизить VI ступень (ляb) Натуральный минор строится по формуле 1, ½,1, 1, ½, 1, 1 Чтобы получить гармонический минор, надо повысить VII ступень (соль#) Чтобы получить мелодический минор, надо при движении ↑ повысить VI и VII ступень (фа# и соль#), а вниз все повышения отменить(соль бекар и фа бекар) Параллельные и одноимённые тональности Параллельные тональности – это мажор и минор, у которых разные тоники, но общие звуки и знаки. Как найти параллельный минор? Отсчитать от мажора м.3 вниз (До мажор-ля минор) Как найти параллельный мажор? Отсчитать от минора м.3 вверх (ля минор–До мажор). Одноимённые тональности– это мажор и минор, у которых общая тоника, но разные знаки (До мажор-до минор). Главные ступени и главные трезвучия Главные ступени имеют особые названия – тоника, доминанта и субдоминанта (I, V, IV ступени). Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях – тоническое, доминантовое и субдоминантовое. Тоническое трезвучие (Т53) – строится на I ступени Там, где заканчивается тоника, начинается доминанта. Доминантовое трезвучие (D53) – строится на V ступени (соль-си-ре) Доминанту надо целиком понизить на 1 ступень – получим субдоминантовое трезвучие (фа-ля-до)– оно строится на IV ступени(S 53)
Вводные септаккорды Вводные септаккорды строятся на вводном звуке (7 ступень).В гамме есть вводные звуки. Они вводят в главный звук – тонику, т.е. окружают её снизу и сверх (си и ре). Ниже тоники находится 7 ступень – это нижний вводный звук (си). На ней можно построить аккорд из 4 звуков, расположенных через одну ноту. Такой аккорд будет называться вводным септаккордом (си-ре-фа-ля).
Между его крайними звуками образуется интервал септима. Поэтому весть аккорд будет называться септаккордом. Если по краям септима малая – это малый вводный септаккорд (обозн.МVII 7). Он строится в натуральном мажоре на 7 ступени (си-ре-фа-ля). Состоит из м.3+м.3+б.3 Если по краям септима уменьшённая – это уменьшённый вводный септаккорд (обозн.УмVII 7). Он строится в гармоническом мажоре там же, на 7 ступени (си-ре-фа-ляb) УмVII 7 в натуральном миноре нет. Он строится в гармоническом миноре на VII# ступени. Состоит из м.3+м.3+м.3 (соль #-си-ре-фа) Разрешаются в Т 5/3 оба аккорда одинаково: после них в Т 5/3 дважды повторяется средний звук (до-ми-ми-соль). Характерные интервалы Это интервалы, которые возможны только в гармоническом виде мажора и минора. К ним относятся ув.2, ум.7, ум.4 ув.5. Чтобы их построить в мажоре, надо: 1. Написать гарм.мажор (в котором понизить 6 ступень – ляb) 2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (ля-ляb) 3. Под рукой находятся все уменьшённые интервалы, а над рукой – все увеличенные. 4. Посчитать нужный интервал, записать сначала его нижний звук, а потом – верхний 5. Итак, в мажоре ув.2 строится на 6 пониженной ступени (ляb-си), ум.7 – на 7 ступени (си-ляb), ум.4 – на третьей (ми-ляb), а ув.5 – на 6 пониженной ляb-ми. (всё сыграть в До мажоре с разрешением)
Чтобы построить характерные интервалы в миноре, надо 1. Написать гармонический минор (в котором повышается 7 ступень – соль#) 2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (соль-соль#) 3. Над рукой находятся все уменьшённые интервалы, а под рукой – все увеличенные. 4. Посчитать нужный интервал, записать сначала его нижний звук, а потом – верхний 5. Итак, в миноре ув.2 строится на 6 ступени (фа-соль#), ум.7 – на 7 повышенной (соль#-фа), ум.4 – на 7 повышенной (соль#-до), а ув.5 – на третьей ступени (до-соль#) (Всё сыграть в ля миноре с разрешением)
Квинтовый круг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|