Расскажите о полости носа, его строении и функциях. Охарактеризуйте придаточные пазухи носа.
Строение носа и придаточных пазух Нос выполняет дыхательную, обонятельную, слезоотводящую, резонаторно-защитную функции. Внутри него расположены носовые полости, являющиеся началом дыхательного тракта. Нормальное строение носа и сочетанные отправления его функций играют большую роль во взаимоотношениях организма с внешней средой. Основные функции носа — дыхательная, обонятельная, слезоотводящая, принадлежат к группе врожденных рефлексов. Опорой носа служат носовые кости. Носовые кости вместе с примыкающими к ним одноименными отростками верхней челюсти и лобной кости составляют костную часть носа. Продолжением носовых костей является хрящевая часть носа, состоящая из боковых и крыльных хрящей; мышцы, расположенные поверх крыльных хрящей, служат для расширения и сужения ноздрей. Кожа носа окаймляет края ноздрей; постепенно изменяясь в строении, она образует в преддверии носовой полости переходную зону, после которой начинается носовая полость, выстланная слизистой оболочкой. Носовая полость разделена перегородкой на две половины, открывающиеся отверстиями спереди наружу (ноздри) и кзади в носоглотку (хоаны). Носовая полость окружена с обеих сторон придаточными, содержащими воздух пазухами: верхнечелюстной (гайморова), решетчатым лабиринтом, лобной и основной. Придаточные пазухи носа окружают глазницу со всех сторон и называются окологлазничными. Гайморова пазуха расположена под глазницей, лобная — над глазницей, решетчатый лабиринт — кнутри от глазницы, основная пазуха — позади нее. Поэтому глазница, глазное яблоко, зрительный нерв и слезные органы могут пострадать при заболеваниях придаточных пазух носа.
Из четырех стенок носа наружная наиболее сложна по своему строению. В каждой половине носовой полости на наружной стенке выступают поэтажно три носовые раковины. Носовые раковины, прикрепленные к наружной стенке и входящие в ее состав, спускаются книзу своими свободными краями и таким образом формируют нижний, средний и верхний носовой ход. В средний (преимущественно) и в верхний носовые ходы своими выводными отверстиями и каналами открываются придаточные пазухи носа, а в нижний носовой ход — выводное отверстие слезноносового канала. В процессе роста и развития организма ось слезноносового канала варьирует в своем направлении. Стекающая в нос по каналу слезная жидкость способствует очищению носовой полости. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, имеет различное строение на разных участках (дыхательная и обонятельная зоны), она пронизана густой сетью кровеносных сосудов, согревающих воздух при дыхании. Набухание или уменьшение объема слизистой оболочки регулируется ветвями тройничного нерва. Слизистая оболочка носовой полости в обонятельной зоне содержит тонкие обонятельные нервы, сигнализирующие о наличии вредных для организма примесей во вдыхаемом воздухе. Носовая полость благодаря высокой чувствительности является местом возникновения различных рефлексов, оказывающих влияние на функцию других органов и организм в целом. При раздражении веточек тройничного нерва, оканчивающихся в носовой полости, может наступить усиленное слезоотделение, покраснение конъюнктивы соответствующего глаза, замедление или учащение дыхания, изменение ритма сердечной деятельности, многократное чиханье. Иногда это принимает характер болезненного явления. Различная степень затрудненного дыхания может повести к изменениям кровообращения, повлиять на состав крови — вызвать уменьшение гемоглобина, красных кровяных телец (эритроцитов), увеличение белых кровяных телец (лейкоцитов), уменьшение содержания кальция, сахара в крови.
Для человека естественно носовое дыхание. При каждом вдохе через носовую полость взрослого человека проходит 400—500 см3 воздуха. Установлено, что новорожденный производит в минуту 40—50 дыхательных движений, ребенок 2—3 лет — 25—30, а взрослый человек в спокойном состоянии—18—20. Регуляция воздушной струи достигается сужением и расширением просвета ноздрей, степенью набухания слизистой оболочки носовой полости. Во время физического напряжения потребность в воздухе возрастает, и человек при затрудненном носовом дыхании переходит на смешанное дыхание (носом и ртом). Дыхание ртом вынужденное и порой мучительное, бывает вызвано различными причинами, когда носовое дыхание затруднено или отсутствует. Различие между естественным носовым и вынужденным ротовым дыханием становится особенно заметным при дыхании в условиях сильного запыления, при сухом, горячем воздухе и очень низкой наружной температуре. Слизистая оболочка языка, полости рта, глотки при ротовом дыхании высыхает, появляется чувство першения, неприятные ощущения в глотке, гортани, кашель. При носовом дыхании воздух, проходя извилистый путь через носовые ходы, согревается усиленным притоком крови к пещеристой ткани носовых раковин, а также необходимым количеством влаги, доставляемой богатой кровеносными сосудами слизистой оболочкой, секретом желез, заложенных в толще слизистой оболочки. Кроме того, нос при вдохе выполняет роль фильтра: волоски в преддверии, ворсинки мерцательного эпителия слизистой оболочки носовой полости, а также вязкость носового секрета задерживают пыль, копоть, мелкие инородные тела, микробов. Благодаря бактерицидным свойствам носовой слизи происходит нейтрализация вредных примесей, находящихся во вдыхаемом воздухе. Нос задерживает, удаляет, обезвреживает до 50% пылевых частиц. Как известно, нос — орган обоняния. С возрастом обоняние и вкус страдают в меньшей, степени, чем слух и зрение. Для появления обонятельного ощущения необходимо, чтобы с воздухом запахи достигали обонятельной области, занимающей верхний отдел полости носа, в которой сосредоточены нервы, отходящие от обонятельных «луковиц». Дыхание становится более глубоким в чистой атмосфере (поле, лес) и, наоборот, поверхностным в пыльном помещении.
Обонятельная функция носа проявляется и вследствие проникновения запахов пищи в носовую полость. Промежуток времени от момента вдыхания воздуха, содержащего пахучее вещество, до ощущения запаха колеблется от 0,4 до 0,7 секунды и зависит от резкости запаха. Следует также сказать о резонаторной (речевой) функции носа. Если во время фонации (произношения звуков) носовая полость не отделена от ротовой полости подвижной небной занавеской (мягким небом), то звуки принимают носовой оттенок (открытая гнусавость). При заложенном носе голос также принимает глухой оттенок (закрытая гнусавость). Для формирования правильной речи и нормального тембра, полость носа должна быть свободна. Таким образом, функциональная способность носа связана с проходимостью носовой полости для воздушной струи при бодрствовании и во время сна, вдохе и выдохе, чувствительностью ее слизистой оболочки и со степенью обоняния.
Дайте определение предмету нормальной анатомии и физиологии. Расскажите о значение их в медицине.
Физиология – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем, отдельных органов, тканей, клеток и субклеточных структур, механизмы регуляции этих процессов, а так же действие факторов внешней среды на динамику жизненных процессов. Физиологическая функция (functio — деятельность) — проявления жизнедеятельности организма и его частей, имеющие приспособительное значение и направленные на достижение полезного результата. В основе функции лежит обмен веществ, энергии и информации. Достижения последних лет в области биохимии, молекулярной биологии, биофизики клеточных мембран позволили исследователям приоткрыть занавес неизвестности над рядом ранее недоступных для познания частных механизмов жизнедеятельности, что не может не вызывать восхищения и стремления к дальнейшему углубленному анализу жизненных процессов. Нисколько не умаляя роль такого направления в развитии научной мысли, нельзя не констатировать некоторого забвения целостного, синтетического подхода к познанию организма — подхода уверенно декларированного к мировой науке классиками отечественной физиологии — И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.
Очевидно, что если предметом познания биохимии является протекание химических процессов в живом организме, биофизики — физических процессов, то физиология изучает новое качество живого — его функцию. При этом для удобства преподавания функция отдельных органов и систем рассматривается иногда самостоятельно. Стержневым моментом синтетического подхода служит представление о том, что функция каждого органа находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспособление организма как целого к постоянно меняющимся физико-химическим и социальным условиям среды. Успешно изучать физиологию можно, лишь зная макро- и микроструктуру органов (т. е. анатомию и гистологию) и основы протекания физических и химических процессов в живых тканях (т. е. биофизику и биохимию). С другой стороны, изучение физиологии должно предшествовать познанию клинических дисциплин. Идея о преподавании физиологии как предмета, завершающего и интегрирующего общебиологическую подготовку будущего врача и предваряющего начало его клинической подготовки, не нова. Принято изображать систему медицинского образования в форме дерева, корнями которого являются морфологические (анатомия и гистология), стволом — функциональные (физиология) науки. От ствола отходят две основные ветви — хирургический и терапевтический циклы, а от каждой из них — более мелкие ветви — частные медицинские специальности (дерматовенерология, офтальмология, оториноларингология, фтизиатрия, стоматология и т.д.). В качестве первой задачи нормальной физиологии как учебной дисциплины в системе высшего медицинского образования следует, видимо, рассматривать обучение будущих врачей пониманию механизма функционирования каждого органа. При этом особое внимание следует уделить взаимодействию каждого органа и систем в зависимости от меняющейся ситуации в организме и вне него. Познание будущими врачами функции органов является непременным условием, основой понимания патогенеза нарушений и путей их коррекции. Вылечить — это, в конечном счете, восстановить нарушенную функцию.
Иными словами, у будущего врача должны быть заложены основы функционального мышления, являющегося фундаментом врачебного мышления, базой его профессионального творчества. В связи с новым уровнем развития медицины, ее оснащенности диагностической аппаратурой особое значение приобретает знание принципов получения достоверной информации о деятельности органов и систем и грамотной ее интерпретации. Следовательно, второй задачей нормальной физиологии как учебной дисциплины является всегда имевшая место, но обретающая новые формы методическая подготовка будущего врача. Изучая физиологию, он обретает первые навыки не только манипулирования на живом организме, но и оценки состояния, как отдельных систем, так и организма в целом на базе по лученной информации. Это закладывает фундамент для формирования у будущих врачей навыков функциональной диагностики. Стремительно меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью постоянно адаптироваться к ним, а также выявили неготовность врача оценить возможности адаптации и рационально скорригировать деятельность здорового человека. В самом деле, человек самых земных профессий (не говоря уже о космонавтах, подводниках и т. п.) в считанные часы на самолете преодолевает тысячекилометровые расстояния, испытывая воздействие не только факторов полета, но и оказывается неадаптированным к новой географической зоне. Физиология должна готовить будущего врача к пониманию, оценке и рациональной подготовке здорового человека к различным видам труда, разработке принципов профессионального отбора. Это составляет третью задачу физиологии как учебной дисциплины. В этой связи встает вопрос об оценке и грамотной интерпретации уровня здоровья, а также путей и способов его укрепления у каждого человека. Физиология должна подготовить врача к оценке здоровья и путей его адаптации, как к меняющейся экологической ситуации, так и характеру деятельности. Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»'. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем. Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|