Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 7. Примерная схема анализа урока




Анализ урока, проведенного самим студентом (учителем) или его товарищами по группе, должен включать в себя следующие отправные положения.

1. Школа, класс, предмет, фамилия студента-практиканта (или учителя).

2. Тема урока, образовательно-воспитательные задачи урока, обоснование избранной студентом (или учителем) последовательности изложения, соответствие применявшихся на уроке пособий характеру поставленной задачи, правильность организации ученического коллектива на достижение поставленной цели.

3. Организационное начало урока:

а) готовность учителя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, оборудования и т.п.);

б) подготовленность учащихся к уроку (дежурные, наличие у учащихся необходимых тетрадей, учебников и пособий, письменных принадлежностей, чертежных инструментов и пр.);

в) подготовленность классного помещения к уроку (чистота, классная доска, мел и т.п.).

4. Организационная структура урока:

а) мобилизующее начало урока;

б) четкость всей структуры урока и законченность отдельных его этапов;

в) соответствие структуры урока содержанию учебного материала, последовательность, взаимосвязь и соотношение частей;

г) насыщенность урока и темп его проведения;

д) контакт учителя с классом;

е) активность учащихся во время урока.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

а) научность изложения материала и его соответствие научному мировоззрению;

б) соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

в) соотношение практического и теоретического материала;

г) систематичность изложения;

д) вопросы историзма и выявление роли отечественных ученых;

е) соответствие изложенного на уроке воспитательным целям;

ж) связь с жизнью и практикой.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение:

а) цель урока и соответствие плана (конспекта) урока поставленной цели;

б) соответствие применяемых методов поставленной цели;

в) соблюдение единства процессов обучения и воспитания;

г) выделение главного, основного, подведение итогов;

д) многообразие методов, характер их сочетания, педагогическая обоснованность их выбора;

е) усвоение материала на уроке;

ж) техническое оборудование урока;

з) подбор упражнений по нарастающей степени трудности;

и) вопросы политехнизации;

к) использование учителем наглядных пособий на уроке; л) учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива; приемы воспитания интереса к математике;

м) связь работы на уроке с внеклассной и внешкольной работой учащихся;

н) выявление внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

о) моменты урока, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, формированию их мировоззрения; п) учет знаний учащихся. Деятельность учителя:

а) поведение учителя на уроке (контакт учителя с классом, эрудиция, авторитет учителя, речь учителя, педагогической такт);

б) изложение учителем новых знаний;

в) организация закрепления учебного материала;

г) организация самостоятельной работы учащихся;

д) проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; н) вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

ж) внимание учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

з) работа учителя со слабоуспевающими;

и) руководство познавательной и практической деятельностью учащихся;

к) порядок и дисциплина во время урока; эффективность методов, с помощью которых учитель поддерживает рабочее настроение в классе;

л) использование учителем на уроке новейших достижений в области преподавания математики, опыта лучших учителей;

м) соблюдение требований, предъявляемых к домашнему заданию, соответствие заданного на дом материала психическим и физическим возможностям учащихся;

н) использование учителем технических средств на уроке

8. Деятельность учащихся на уроке:

а) подготовка рабочего места;

б) поведение учащихся на уроке (дисциплина, прилежание, речь, активность, внимание, умение переключиться с одного вида работы на другой);

в) сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся в начале урока на всех этапах работы в классе;

г) степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся;

д) взаимоотношения учителя и учащихся на уроке;

е) самостоятельная работа учащихся;

ж) знание учащимися теории, вычислительная культура, сознательность усвоения учебного материала, сообразительность, пространственные представления, умение обоснованно мыслить, развитие учащихся, грамотность.

9. Общая оценка урока:

а) выполнение плана урока;

б) достижение цели урока;

в) выполнение задач урока;

г) особенно интересное и поучительное на уроке;

д) что произвело на уроке особенно сильное впечатление;

е) какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему.

10. Выводы, оценка.

Приложение 8. Схема отчета студента-практиканта

1. Выполнение плана педагогической практики. Если были отклонения от плана в ходе педагогической практики, поясните причины невыполнения или перевыполнения плана.

2. Влияние анализа посещенных уроков на качество проведенных Вами уроков. Если были примеры применения опыта работы учителя, уроки которого Вы посещали, то опишите их.

3. Опишите наиболее удачные, на Ваш взгляд, фрагменты урока или полный урок математики, который был Вами проведен во время педагогической практики.

4. Если были затруднения в урочной работе во время практики, опишите их. В связи с этим поставьте задачи по самообразованию.

5. Значение практики в Вашем становлении как педагога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

 

Приложение 9. Ориентировочная программа изучения личности

Школьника

1. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.

2. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.

3. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе и т.п.

4. Направленность личности: личная, общественная, деловая.

5. Характеристика мотивов и интересов, их глубина, широта, устойчивость, действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.

6. Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы.

7. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.

8. Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой деятельности, бытовой труд школьника, общественная активность школьника.

9. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи.

10. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога, развитие моральных, эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умения сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.

1 1. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инииативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.

12. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.

13. Темперамент и его проявления.

14. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению - прилежание, активность и др.; в отношении к классу и школе - отношение к мероприятиям, проводимым в школе и классе и др.; в отношении к общественным обязанностям и поручениям - выполняемая общественная работа, чувство ответственности, долга и др.; в отношении к труду - трудолюбие, добросовестность и др.; в отношении к товарищам, взрослым - доброта, общительность, внушаемость и др.; в отношении к вещам - аккуратность, бережливость и др.; в отношении к самому себе - самолюбие, скромность, гордость и др.

15. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...