Устойчивость откоса по теории предельного равновесия.
Теория предельного равновесия грунтов, развитая В. В. Соколовским, позволяет решать задачи двух типов: 1) задан откос, определяется интенсивность внешней нагрузки на верхней горизонтальной поверхности грунта; 2) задана интенсивность нагрузки на верхней горизонтальной поверхности грунта, определяется равноустойчивое очертание откоса, т. е. такое, при котором предельное напряженное состояние возникает во всех точках откоса. При однородных грунтах и плоском откосе (рис. 8.7) задача первого типа решена в безразмерных величинах Зная Задача второго типа решена также В. В. Соколовским для случая, когда на верхней горизонтальной поверхности откоса распределена равномерная нагрузка
и надо найти равноустойчивый откос. Очертания равноустойчивых откосов в безразмерных координатах показаны на рис. 77. Для нахождения действительного очертания равноустойчивого откоса определяют z и у:
Если рассматривать нагрузку Ро как давление грунта с вертикальным откосом, приняв Ро = γh, то из выражения (а) можно получить
Приближенный метод круглоцилиндрических поверхностей скольжения. Обследования многих оползней показали, что в однородных грунтах, обладающих трением и сцеплением, оползни вращения развиваются в результате смещения массивов грунта по поверхности, близкой к круглоцилиндрической. Поверочные расчеты откосов с уже происшедшими оползнями свидетельствуют, что метод круглоцилиндрических поверхностей скольжения дает некоторый запас.
Сущность применения этого метода сводится к следующему. Задаются центром вращения О откосаАВ (рис. 8.9). Проводят след круглоцилиндрической поверхности радиусом R через точкy А.Призму обрушения АВС делят вертикальными плоскостями на п отсеков. Суммируют силу тяжести каждого отсека с его внешней нагрузкой и сносят равнодействующую на поверхность скольжения. Эту силу Fi для каждого отсека раскладывают на две составляющие: Ni, действующую нормально к заданной поверхности скольжения, и Тi, Кроме того, учитывают сцепление грунта по всей поверхности скольжения. Коэффициент надежности определяют как отношение момента удерживающих сил к моменту сдвигающих сил. Если в этом выражении сократить R, то получим
где fi, сi - соответственно коэффициент внутреннего трения и удельное сцепление на i-ом участке поверхности скольжения; li - длина дуги поверхности скольжения на i-ом участке; Тi.rt - касательная составляющая, направленная против движения призмы обрушения; Тi.s - касательная составляющая, направленная по ходу движения призмы обрушения; j - число отсеков, приводящих к сдвигающим силам Тi.s. Через точку А можно провести бесконечное множество круглоцилиндрических поверхностей. Нас же при расчете интересует минимальное значение коэффициента надежности, которое должно быть больше единицы. В связи с этим надо задаться системой точек О и в пределах поля размещения найти такую точку, относительно которой коэффициент надежности будет минимален. Из верхней точки откоса В проводят наклонную линию под углом 36° к горизонту (рис.10), на которой располагают точки 01, 02, 03, 04 на расстояниях, указанных на рис. 8.10, где т = ctg α. Эти точки принимают в качестве центров вращения. Затем проводят следы круглоцилиндрических поверхностей скольжения AC1, АС2, АСз, АС4 и для каждой такой поверхности вычисляют значение коэффициента надежности по формуле (8.16). После этого откладывают в некотором масштабе значения
Если в основании откоса залегают относительно слабые грунты с углом внутреннего трения менее 10°, необходимо дополнительно рассматривать возможность потери устойчивости по круглоцилиндрической поверхности, указанной пунктиром на рис. 8.10, с выпиранием грунтов основания откоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|