Ятрогении: причины возникновения, профилактика.
Несоблюдение деонтологических принципов общения с пациентами может привести к развитию у них так называемых ятрогенных заболеваний. Под ятрогенными заболеваниями, или ятрогениями (от греч. «iatros» – врач, «genes» – порождаемый), понимают заболевания или состояния, обусловленные неосторожными высказываниями или поступками медицинских работников, неблагоприятно воздействующими на психику больного. Такие заболевания развиваются чаще всего у мнительных пациентов, относящихся к своим ощущениям с повышенным чувством тревоги, которые даже в безобидных терминах и симптомах видят указание на серьезное заболевание. Предупреждению ятрогений способствует, с одной стороны, тщательные разъяснительные беседы, а с другой стороны, соблюдение осторожности в разговоре. Выделяют следующие виды ятрогений: - психогенные ятрогении (ятропсихогении): возникают в результате действий медицинского работника, травмирующих психику больного; - ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействие на больного – например, побочное действие препаратов; - манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии; - комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов; так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.
Сестринский процесс: понятие, этапы. Сестринский процесс — это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический способ определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Для этого требуется комплексный (холистический) подход к личности пациента. Сестринский процесс — динамичный, цикличный процесс, включающий несколько этапов. ПЕРВЫЙ ЭТАП - СБОР ИНФОРМАЦИИ Методами обследования являются: субъективный, объективный и дополнительные методы обследования пациента для определения потребностей пациента в уходе. 1. Сбор необходимой информации: а) субъективных данных: общих сведений о пациенте; жалоб в настоящее время - физиологических, психологических, социальных, духовных; сведений об ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными возможностями; сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с изменением состояния здоровья; б) объективных данных: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положение пациента в постели, состояние кожных покровов, температура тела пациента, дыхание, пульс, артериальное давление (АД), естественные отправления; в) оценки психосоциальной ситуации, в которой находится пациент: - оцениваются социально-экономические данные, определяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, религия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение; - описывается наблюдаемое поведение, динамика эмоциональной сферы. 2. Целью анализа собранной информации является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степень независимости пациента в уходе. Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели.
Задача врача — установить правильный диагноз и назначить лечение. Задача медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения здоровья (инфекция, опухоли, аллергия), сколько внешние проявления заболевания как результат нарушения функций организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки и т. д. ВТОРОЙ ЭТАП - ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ДИАГНОЗОВ Понятие сестринского диагноза или сестринской проблемы, впервые появилось в США в середине 50-х гг. и было законодательно закреплено в 1973 г. Сестринский диагноз следует отличать от врачебного: - врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский нацелен на выявление реакций организма на свое состояние; - врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни, а сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня; - врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский - сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики; - врачебный диагноз связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме, а сестринский диагноз - часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья. Сестринские диагнозы охватывают все сферы жизни пациента. Различают физиологические, психологические, социальные и духовные диагнозы. Сестринских диагнозов может быть несколько, 5-6, а врачебный, чаще всего, только один. Примеры сестринских диагнозов: - больной нуждается в помощи при кашле, рвоте; - больной нуждается в помощи при приеме пищи. ТРЕТИЙ ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА Во время планирования отдельно для каждой проблемы формулируются цели и план ухода. Требования к постановке целей. 1. Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг. 2. Необходимо установить сроки достижения цели. По срокам существует 2 вида целей: а) краткосрочные (меньше одной недели); б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. 4. Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Четвертый этап - реализация плана ухода Все, что медсестра наметила сделать, теперь она должна претворить в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью. Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств: 1) зависимые; 2) независимые; 3) взаимозависимые. Зависимые вмешательства Это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. К примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка. Независимые вмешательства Это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, автономно, без прямого требования со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры: 1) оказание помощи пациенту в самообслуживании; 2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ; 3) обучение и консультирование пациента и его семьи. Взаимозависимые вмешательства Это сотрудничество с лечащим врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом или инструктором ЛФК, когда действия обеих сторон важны для достижения конечного результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|