Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 8. Классическая школа менеджмента. А. Файоль и функции менедждмента. М.Вебер и концепция рациональной бюрократии. Принципы Гьюлика-Урвика. А. Слоун и идея бизнес-единиц (дивизионы)




Идея научной организации труда, основанной на стандартизации и рационализации производственных процессов, нормировании трудовых и материальных затрат на рубеже ХIХ-ХХ веков в промышленно развитых странах буквально витала в воздухе. Примерно в одно время с Тейлором в Европе попытки всемерной рационализации и стандартизации трудовых процессов и рационализации построения организационных структур делали такие специалисты как француз Анри Файоль (теория администрирования) и немец Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии).

Совокупность концепций, принципов и методологических подходов к менеджменту, сформулированных в этот период, принято определять как классическую или административную школу менеджмента. «Школу научного менеджмента» часто упоминают отдельно, имея в виду концепции Ф.У.Тейлора, но, скорее всего, его концепция является хоть и центральным, но все же только элементом более общей парадигмы, классической школы менеджмента. Поэтому целесообразно рассмотреть взгляды на менеджмент каждого из упомянутых практиков менеджмента и его исследователей.

Анри Файоль (1841-1925) и функции менеджмента. Горный инженер, практик, управлял крупной горнодобывающей компанией и обобщил свой многолетний личный практический опыт.

А.Файоль выделил шесть групп деятельности или типов активности, присущих любому предприятию независимо от сферы деятельности и размеров.

· Техническая деятельность (производство)

· Коммерческая деятельность

· Финансовая активность

· Безопасность (защита собственности и персонала)

· Бухгалтерский учет

· Управленческая деятельность

А.Файоль сформировал элементы управления, которые в современном менеджменте получили название функций менеджмента:

· Предвидение (в современной трактовке - планирование)

· Организация (имеется в виду процесс, то есть организовывание)

· Распорядительство

· Координирование

· Контроль

Используя такую концептуальную схему менеджмента, можно было организовывать обучение профессиональных менеджеров. «Все более или менее нуждаются в административных познаниях... Стало быть, обучение управлению должно быть всеобщим: элементарным в начальных школах, более солидным в средней школе, весьма углубленным в высшей школе. Отсюда начинается процессный подход в менеджменте.

Макс Вебер (1864-1920) и концепция рациональной бюрократии

По образованию юрист, по занятиям – социолог и экономист. Создал концепцию рациональной бюрократии. Согласно этой концепции, законная власть имеет бюрократический аппарат. Законность полномочий определяется пятью исходными моментами (принципами):

1. Может быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания. Таким образом, формируется некий безличный порядок.

2. Закон – это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения. Например: абстрактный закон – всегда должен быть найден сотрудник, ответственный за какое-либо решение; конкретное приложение – все действия осуществляются по письменным указаниям.

3. Человек, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку. Следствие: «держатель» офиса не может обращать этот офис в свою частную собственность (в прямом и переносном смысле: от хранения продуктов и личных вещей до взяточничества)

4. Сотрудник организации должен подчиняться ее законам только потому, что он сотрудник организации. Нельзя требовать каких-то усилий для организации от члена семьи сотрудника. Это, в том числе, означает, что ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее сотрудников, рассматриваемых в качестве частных лиц.

5. Сотрудники подчиняются не личности, осуществляющей властные полномочия, а безличному порядку, которые определяет занятие конкретной личностью конкретной должности.

В рациональной бюрократии управленческая работа основывается на письменных документах. Это необходимо для того, чтобы можно было проследить весь ход управленческого процесса и если надо, внести в него коррективы.

Подобная бюрократическая система и участвующие в ней служащие должны удовлетворять следующим критериям:

· Они свободны как личности и должны подчиняться власти только в силу своих безличных служебных обязанностей

· Они образуют ясно выраженную иерархию должностей

· Каждая должность имеет четко выраженную в юридическом смысле сферу компетенции

· Занятие должностей происходит на свободной контрактной основе. Свободный отбор среди нескольких кандидатов на должность.

· Кандидаты отбираются на основе их квалификации. Они не выбираются, а назначаются

· Они получают фиксированную оплату труда, сохраняя право на получение каких-то субсидий. Шкала окладов соответствует уровням иерархии. То есть чем выше должность, тем больше ответственности, тем выше оклад.

· Возможность служебного роста, карьеры по решению начальства. Карьера – продвижение по служебной лестнице, по вертикали.

· Служащий не является владельцем средств управления, должность также не является его собственностью

· Его поведение должно соответствовать требованиям дисциплины и контроля (пиджак на стуле).

Концепция рациональной бюрократии включает в себя и методы научного менеджмента, поскольку также основана на высокой специализации рутинных процедур.

Принципы Гьюлика-Урвика

Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. Деятельность с середины 30-х годов ХХ века. Систематизаторы классической школы менеджмента.

А. Слоун и идея бизнес-единиц (дивизионы)

Альфред П. Слоун - глава компании «Дженерал Моторз» (20-е годы ХХ века). Провел децентрализацию компании, создав восемь бизнес-единиц или дивизионов, которые отвечали за производство различных видов автомобилей и комплектующих изделий. Дивизионы обладали высокой степенью независимости, в том числе финансовой (свои бюджеты). После Слоуна все крупные компании строятся по принципу «федеральной децентрализации», когда центральное правление компании не вмешивается или минимально вмешивается в дела дивизионов.

Лекция 9. Школа человеческих отношений как реакция на тейлоризм. М.П.Фоллет. Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер и хоуторнские эксперименты.

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)

«Первая леди» менеджмента. Была одной из первых, кто попытался соединить научный менеджмент Тэйлора с новой социальной психологией двадцатых годов ХХ века. Это подтолкнуло менеджмент к решению проблемы улучшения человеческих отношений в производственной сфере. Фоллет делает акцент на роли группы, значении организации как целого, и на динамической природе социальных взаимодействий. Она считала, что менеджмент в научном плане должен базироваться на достижениях научной психологии, а не на интуитивных представлениях о природе человека

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...