Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер и хоуторнские эксперименты




Элтон Мэйо. Философ и психолог. Известен проведением хоуторнских экспериментов (совместно с Фрицем Ротлисбергером). Эксперименты проводились в 1927-32 годах на чикагских заводах Hawthorne Works, самых передовых заводах того времени.

Хоуторнские эксперименты стимулировали повышенный интерес к работникам как личностям, как к носителям определенных отношений, что игнорировалось господствовавшей тогда в менеджменте теорией Тейлора. Эти эксперименты показали, что если руководство проявляет б о льшую заботу о своих работниках, то их уровень удовлетворенности работой растет, что приводит к росту производительности труда.

Хоуторнские эксперименты положили начало движению за человеческие отношения и формированию соответствующей научной школы в менеджменте.

По мнению Э. Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой, основные принципы построения которой сводятся к следующему:

· Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми

· В результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях

· Люди более отзывчивы к воздействию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от менеджеров

· Работник откликается на распоряжения менеджера, если тот может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.

Лекция 10. Школа поведенческих наук. А.Маслоу, Д.МакГрегор. Теория Х и теория У.

С конца 50-х годов ХХ века школа человеческих отношений трансформируется в школу поведенческих наук или бихевиористскую. Основным моментом, отличающим бихевиористскую школу от школы человеческих отношений, является направленность не на налаживание межличностных отношений, а на повышение эффективности отдельного сотрудника и организации в целом, при этом в основе этого повышения – возможности воздействовать на поведение человека.

Очень важным фактором, обусловливающим поведение человека, является степень удовлетворения его потребностей. Огромный вклад в систематизацию человеческих потребностей внес практикующий физиолог, психолог и психоаналитик Абрахам Маслоу (1908-1970). Наблюдая своих пациентов, он пришел к выводу, что многие их проблемы возникают из-за неспособности удовлетворить свои потребности. А.Маслоу систематизировал человеческие потребности по уровням, выделив высшие и низшие уровни. Он считал, что по мере удовлетворения своих потребностей низшего уровня человек переходит к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Важный вклад в бихевиористскую школу внес и Дуглас МакГрегор (1906-1964). Доктор философии Д. МакГрегор считал, что любому управленческому решению или действию предшествуют те или иные предположения относительно человеческой природы и человеческого поведения, являющиеся ключевым моментом, определяющим индивидуальный стиль руководства конкретного менеджера. То есть менеджер обращается с подчиненными так, как он о них думает.

Он считал, что классический менеджмент (теории Тейлора, Файоля, Вебера) основывается на определенных представлениях о работнике. Согласно этим представлениям, работник обладает врожденной неприязнью к труду, нуждается в постоянном контроле, не желает брать на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли. Такой подход к работнику и связанный с ним менеджмент МакГрегор назвал теорией Х. Строго говоря, это не теория, а модель поведения. Она обусловливается в том числе характером производства и годится для монотонного массового производства (индустриальное общество).

Д. МакГрегор рассматривал и другую модель поведения, теорию Y. Согласно этому подходу, организации, более полно использующие интеллект и воображение своих сотрудников, являются более эффективными. Менеджер должен создать условия, в которых сотрудники получают от работы удовольствие, не нуждаются в жестком внешнем контроле, а действуют самостоятельно и ответственно, проявляют инициативу и отождествляют достижение целей организации со своими собственными интересами. Иными словами, теория Y обеспечивает совпадение индивидуальных и организационных целей, что является важнейшим условием достижения цели менеджмента. Теория Y показывает направление, в котором может конструктивно развиваться менеджмент.

 

Лекция 15. Систематика функций менеджмента. Школа СПбГЭУ о функциях менеджмента. Типизация функций менеджмента.

Менеджмент - это процесс выполнения определенных функций в определенной последовательности. Все эти функции далее будут рассмотрены с достаточной степенью детализации. А сейчас речь пойдет о систематике функций менеджмента, какие они бывают, в чем заключаются, как соотносятся и т.п.

Ранее было дано определение функции менеджмента.

Под функцией менеджмента понимается устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности.

Считается, что устойчивый состав таких действий впервые предложил или выявил А.Файоль. Файоль не использовал термина «функция менеджмента», а писал и говорил об элементах управления.

Авторы классических зарубежных учебников по менеджменту (Р. Дафт; М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури) называют обычно четыре функции:

· Планирование

· Организация (organizing)

· Мотивация (motivating)

· Контроль

М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури называют эти четыре функции первичными и считают, что они объединяются связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к которой мы с вами относимся, выделяет следующие функции менеджмента:

Общие (основные)

  • Формирование целей
  • Планирование
  • Организовывание
  • Контроль
  • Регулирование

Связующие (фоновые, непрерывные)

  • Разработка и принятие решений
  • Установление коммуникаций
  • Мотивирование сотрудников

Классификация систем

 

Существует множество классификаций систем. Р.Л.Акофф один из немногих специалистов по менеджменту, который привязывает классификацию систем к управленческому контексту, причем делает это просто и понятно.

По Р.Л.Акоффу бывают:

· Детерминированные (механистические) системы

· Анимационные (одушевленные, организматические) системы

· Социальные (общественные) системы

· Экологические системы

Детерминированные (механистические) системы не имеют собственной цели, их части также не являются целенаправленными. Примером детерминированных систем являются механизмы. Исправные механизмы выполняют определенную функцию и не могут ее выполнять без команды оператора или заложенной в них программы. Части механизма (или механистической системы) не имеют собственных целей, но способствуют, тому, чтобы система в целом выполняла функцию, для которой она создана.

Анимационные (одушевленные, организматические) системы имеют собственные цели. Примерами анимационных систем могут быть все живые организмы, от простейших организмов до человека. Части анимационных систем не имеют собственных целей, но их функции необходимы для выживания и выполнения целей всего организма в целом.

Социальные системы имеют свои цели и состоят из частей, также имеющих свои цели. Самым распространенным примером социальных систем является организация. Совокупность организаций формирует среду обитания человека, не менее значимую, чем природа. В любой организации, учреждении, на предприятии имеются элементы в виде структурных подразделений, которые имеют свои интересы и цели.

Экологические системы не имеют собственных целей и интересов, а входящие в них элементы имеют собственные цели и интересы. Экологические системы можно также назвать средами. Экологические системы создают условия для успешного функционирования входящих в них элементов. Примерами экологической системы могут служить рынок, природа, Интернет. По отношению к механистическим, анимационным и социальным системам экологическая система или среда является системой более высокого уровня, часто являясь сама по себе механизмом, организмом или организацией.

Есть еще один очень важный признак классификации систем: все они делятся на закрытые и открытые. Закрытые системы практически не взаимодействуют с внешней средой, она не оказывает на них воздействий. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой и воспринимают ее воздействия. Такая система зависит от энергии, материалов и информации, поступающей извне.

Все системы - открытые в той или иной степени, закрытые системы - это теоретическая модель.

Еще одним значимым признаком классификации систем может быть их искусственный или естественный характер. К искусственным системам относятся механистические, социальные и некоторые средовые или экологические системы. К естественным системам относятся анимационные и частично средовые (экологические) системы.

Таким образом, в менеджменте мы имеем дело с открытыми искусственными социальными системами  

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...