Опросники, опросы, фокус группы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Общая характеристика и возможные классификации методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога. Определение методов ▪ Методы психологии – это те приемы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положения, из которого складывается научная теория. В практической деятельности психолога может также возникать задача изменения наличного состояния субъекта. · Классификации Рубинштейна, Ананьева и Годфруа ◦ Рубинштейн l Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение может быть внешним и внутренним (самонаблюдение). l Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический l приемы изучения продуктов деятельности l беседа, в частности клиническая беседа l анкета Ананьев - организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный анализ); - эмпирические (все виды наблюдения, тесты, анкеты, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографические и др.); - приемы обработки экспериментальных данных (количественные – математическо-статистические методы и качественные); - интерпретационные (генетические фило- и онтогенетический и структурные методы: классификация, типологизация и др.). u Годфруа описательные (наблюдение, анкеты, тесты и др.); экспериментальные. Классификация по степени формализованности Малоформализованные наблюдение беседа интервью анализ продуктов деятельности человека Высокоформализованные проективные техники тесты опросники эксперимент Общая характеристика
Наблюдение Один из самых старых методов. Необходимо определить объект наблюдения, условия, способ фиксации результатов (протокол). Это систематический метод, по определенным правилам. Психологу нужно наблюдать не только за поведением, но и за фоном, на котором это поведение происходит. Не требуется согласие испытуемого. Виды наблюдения: несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану; сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка; включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс. непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности; непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера); естественное (полевое) и лабораторное; открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают); Минусы: предвзятое отношение (может исказить некоторые черты или факты); одиночное проявление черты, а принимается как характерное (галла-эффект, или эффект Ореола); противопоставление себе каких-либо черт; ошибки усреднения (неуверенность наблюдателя и выведение результатов как средние проявления); смешивание второстепенного с существенным. Беседа Используется, чтобы установить контакт, настроить на сотрудничество, подготовить к основным испытаниям или тестированию; усилить мотивацию или вызвать интерес, чтобы снизить тревожность, оказать психологическую помощь.
Идет сбор вербальной и невербальной информации. Требования: Необходимо следить за своим состоянием тоже (за позой, мимикой, жестами), чтобы устранить неравенство. Беседа должна проходить на уровне глаз. Нужно внимательно слушать клиента, не торопить его, стимулировать к более развернутым ответам. Чаще при работе с детьми. Максимально свободное. Вопросы заранее не готовы. Интервью Имеет цель, заранее описаны вопросы, заранее разработаны регистрация и обработка ответов. Можно сравнивать разные выборки между собой, т.к. вопросы одинаковые. Можно получить данные о прошлой жизни. В процессе интервью можно задать все вопросы, обеспечить всю широту вопросу. Максимально структурированное. Ограничено дополнительное воздействие на человека. Чтобы настроить на интервью ребенка, используются игры, рисунки. Имеет структуру: 1) введение – настройка на сотрудничество (релаксация в кабинете, игры, яркие игрушки для детей, состязания для подростков), задается цель; 2) свободные, неуправляемые высказывания испытуемого; 3) общие вопросы (Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе? В какие игры ты играешь?); 4) подробное исследование; 5) попытка ослабить напряжение. Заключение. Типы вопросов: прямые (Ты боишься грозы?) косвенные (Что ты делаешь, когда гроза?) проективные (Как ты думаешь, дети боятся грозы?) Минусы: ощущение, что на экзамене; ограничены непосредственность и искренность человека; можно применять, когда клиент сам заинтересован; редко при работе с детьми; Опросники, опросы, фокус группы Опрос. Существуют различные виды опроса: Беседа - свободная форма опроса. Это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Клиническая беседа - способом исследования целостной личности, при котором входе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, и т. д., чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.
Интервью - целенаправленный опрос. Анкетирование третий вид опроса - заочный опрос, анкеты открытые или закрытые. Они предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Фокус группы – один из видов опроса, который подразумевает целенаправленное обсуждение какой-либо темы определенной аудиторией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|