Анализ продуктов деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников (письма, автобиографии, средства СМИ, картин, литературных произведений и т.п.). Архивный метод (праксиметрический или анализ продуктов деятельности) здесь психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки самого испытуемого. Документы могут быть: личные (биография, дневники, фото); групповые (радиопередачи, газеты, реклама); продукты деятельности людей. Контент-анализ – более или менее формализованный метод анализа документов, при котором на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации и подсчитывается частота их употребления. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов, в ходе которого исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово термин, символ, 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор, 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры. Контент-анализ применяется в 2-х случаях: когда документов много; документ большой. Контент-анализ может использоваться в 3-х качествах: как основной метод; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. Эксперимент 4 особенности по Рубинштейну: в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;
экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; возможно попеременное исключение отдельных условий; эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных. Эксперимент может быть: 1) лабораторный: обычно берется изучаемый процесс изолированно, внутри одной определённой системы условий. Лабораторный эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения: искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента осложняющую роль воздействия экспериментатора. Однако здесь выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях.; 2) естественный: стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих условиях, подлежащие изучению, процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора; 3) психолого-педагогический, или формирующий: мы вводим элементы педагогического воздействия в сам эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока. 4) вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Проективные техники Данные методики начали развиваться с теории бессознательного (психоанализ) и теории ассоцианизма (мышление, воображение, фантазии). Термин «проекция» был введен З.Ф. – это приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает себе сам. Существует 4 точки зрения на проекцию: классическая: механизмы защиты (сублимация, вытеснение, рационализация, подавление, реактивное обучение, отрицание);
атрибутивная – приписывание другим своих личностных черт в зависимости от субъективного оценивания мира, своей самооценке; рационалистическая – человек понимает свои неприемлемые способы поведения, но всегда их оправдывает; созерцательная (аутистическая) – снижение порога узнавания различных объектов, каждый видит то, что хочет увидеть. Теория ассоцианизма была задействована при таких методиках, как закончить предложения, рассказ, историю. Гальтон ввел ассоцианизм и выделил 75 слов-ассоциаций. Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик: методики структурирования – беспорядочный стимульный материал, который испытуемый должен структурировать, придать смысл (чернильные пятна Роршеха); конструирования – создание из деталей нечто целое, которое создается в соответствии со своим опытом, чувствами, желаниями (по фрагментам рассказа составить целое); интерпретации – нужно истолковать какое-либо событие (ТАТ); катарсиса – освобождение при игровой деят-ти в специально организованных условиях (Игры в школе и дома, Самоукина); экспрессии – рисование на свободную тему или заданную (рисунок семьи, ДДЧ, несуществующее животное); изучения импрессии – предпочтение одних стимулов как наиболее желательных (Люшер); дополнения – н. завершить рассказ, историю (Когда я думаю о школе, то…); рефрактивные – описание личности человека, который схож по полу, возрасту с испытуемым. Характеристика на другого обычно является естественней самого испытуемого. Плюсы:
изучение личности глобально (сознательное и бессознательное); чем менее методика структурирована и не определены стимулы, тем более вероятность того, что сработают защитные механизмы; результаты не оцениваются как правильные или нет, все ценные; не ограничено во времени; индивидуальны; обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с испытуемым, к-ый чувствует себя непринужденно и доверяет психологу; психотерапевтический эффект; опосредованно изучением личности. Минусы:
не ограничено во времени; нельзя оценивать большую группу, т.к. индивидуальны; не совсем надежны и валидны; интерпретация делается на основе жизненного опыта;
основано на интуиции психолога; опосредованы изучением личности. Тесты Это стандартизированное, чаще всего ограниченное во времени испытание, проверка. Различаются: индивидуальные/групповые; устные/письменные; бланковые/карандаш и бумага; предметные; аппаратурные; компьютерные; вербальные /невербальные Терапия Консультирование Коррекция Преподавание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|