Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ продуктов деятельности




Способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников (письма, автобиографии, средства СМИ, картин, литературных произведений и т.п.).

Архивный метод (праксиметрический или анализ продуктов деятельности) здесь психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки самого испытуемого.

Документы могут быть:

личные (биография, дневники, фото);

групповые (радиопередачи, газеты, реклама);

продукты деятельности людей.

Контент-анализ – более или менее формализованный метод анализа документов, при котором на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации и подсчитывается частота их употребления. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов, в ходе которого исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово термин, символ,

2) суждение или законченная мысль,

3) тема,

4) персонаж,

5) автор,

6) целостное сообщение.

Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Контент-анализ применяется в 2-х случаях:

когда документов много;

документ большой.

Контент-анализ может использоваться в 3-х качествах:

как основной метод;

как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими;

как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

Эксперимент

4 особенности по Рубинштейну:

в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;

экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

возможно попеременное исключение отдельных условий;

эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

Эксперимент может быть:

1) лабораторный: обычно берется изучаемый процесс изолированно, внутри одной определённой системы условий. Лабораторный эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения:

искусственность эксперимента,

аналитичность и абстрактность эксперимента

осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Однако здесь выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях.;

2) естественный: стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих условиях, подлежащие изучению, процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора;

3) психолого-педагогический, или формирующий: мы вводим элементы педагогического воздействия в сам эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока.

4) вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Проективные техники

Данные методики начали развиваться с теории бессознательного (психоанализ) и теории ассоцианизма (мышление, воображение, фантазии).

Термин «проекция» был введен З.Ф. – это приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает себе сам. Существует 4 точки зрения на проекцию:

классическая: механизмы защиты (сублимация, вытеснение, рационализация, подавление, реактивное обучение, отрицание);

атрибутивная – приписывание другим своих личностных черт в зависимости от субъективного оценивания мира, своей самооценке;

рационалистическая – человек понимает свои неприемлемые способы поведения, но всегда их оправдывает;

созерцательная (аутистическая) – снижение порога узнавания различных объектов, каждый видит то, что хочет увидеть.

Теория ассоцианизма была задействована при таких методиках, как закончить предложения, рассказ, историю. Гальтон ввел ассоцианизм и выделил 75 слов-ассоциаций.

Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик:

методики структурирования – беспорядочный стимульный материал, который испытуемый должен структурировать, придать смысл (чернильные пятна Роршеха);

конструирования – создание из деталей нечто целое, которое создается в соответствии со своим опытом, чувствами, желаниями (по фрагментам рассказа составить целое);

интерпретации – нужно истолковать какое-либо событие (ТАТ);

катарсиса – освобождение при игровой деят-ти в специально организованных условиях (Игры в школе и дома, Самоукина);

экспрессии – рисование на свободную тему или заданную (рисунок семьи, ДДЧ, несуществующее животное);

изучения импрессии – предпочтение одних стимулов как наиболее желательных (Люшер);

дополнения – н. завершить рассказ, историю (Когда я думаю о школе, то…);

рефрактивные – описание личности человека, который схож по полу, возрасту с испытуемым. Характеристика на другого обычно является естественней самого испытуемого.

Плюсы:

 

изучение личности глобально (сознательное и бессознательное);

чем менее методика структурирована и не определены стимулы, тем более вероятность того, что сработают защитные механизмы;

результаты не оцениваются как правильные или нет, все ценные;

не ограничено во времени;

индивидуальны;

обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с испытуемым, к-ый чувствует себя непринужденно и доверяет психологу;

психотерапевтический эффект;

опосредованно изучением личности.

Минусы:

 

не ограничено во времени;

нельзя оценивать большую группу, т.к. индивидуальны;

не совсем надежны и валидны;

интерпретация делается на основе жизненного опыта;

основано на интуиции психолога;

опосредованы изучением личности.

Тесты

Это стандартизированное, чаще всего ограниченное во времени испытание, проверка. Различаются:

индивидуальные/групповые;

устные/письменные;

бланковые/карандаш и бумага;

предметные;

аппаратурные;

компьютерные;

вербальные /невербальные

Терапия

Консультирование

Коррекция

Преподавание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...