Мы начинали, желая изменить наш мир
Роберта Уилсон Волею судьбы, основанная в 1988 году община Уинслоу Кохаузинг (Winslow Cohousing) на острове Бейнбридж в районе Сиэтла оказалась первой в США общиной, основанной на идеях движения Кохаузинг и построенной руками самих жителей. Разумеется, опыта в подобных делах, у нас особо не было: только один человек до этого жил в общине, и лишь немногие хотя бы раз посетили какое-либо альтернативное поселение. Никто не ездил смотреть на живые жилищные сообщества в Дании34, а поблизости подобных примеров не знали. Всё, что мы имели в распоряжении, – это книга «Cohousing» Маккамант и Дюррета, а также невероятное количество энергии.
34 Именно в Дании появились первые живые жилищные сообщества современного типа и разработана их теоретико-идеологическая база, поэтому Дания считается родоначальницей такого явления, как кохаузинг. – прим. перев. Как и все общины, мы принимали как сильные, так и слабые решения. В течение двух лет мы встречались каждые выходные, кроме того, многие виделись среди недели в составе рабочих групп. Такой интенсивный рабочий график позволил нам купить землю, осилить строительный процесс и к весне 1992 года поселиться в собственных двухквартирных коттеджах. Пришлось, однако, потерять немало потенциальных единомышленников – не все могли уделить столько времени совместной работе. Получить кредит под то, что для банка выглядело как проект коммуны со средним уровнем доходов, оказалось совсем не просто, и одному служащему кредитного союза это, может быть, даже стоило его должности. Для выполнения работ мы нанимали некоторых участников своей же общины – и это явилось источником серьезного стресса и обид, как для этих участников, так и для группы в целом. Совместные усилия по реализации проекта глубоко сплотили нашу изначальную команду, но, несмотря на это, после переезда каждый засел по своим домам восстанавливать силы. В то время как идеализм помог нам пройти столь сложный начальный этап, на практике мы оказались недостаточно подготовленными к совместной жизни – слишком многие из нас привыкли двигаться в жизни самостоятельно, своим путём.
Естественно, мы не смогли избежать «текучки» в коллективе. Было немало проблем с новыми жителями, которые часто были полны собственных героических фантазий и высоко парили вначале, однако больно приземлялись по окончании «медового месяца». У нас были дети, которые не ладили между собой, и собака, которая кусалась. Были разводы и смерти, рождение детей и праздники. Окружающие соседи в большинстве своём относились к нам дружелюбно. Мы разработали свою систему работ, группируя их по блокам – Управление, Общение и групповое взаимодействие, Земля, Общее имущество и инфраструктура. Мы разработали систему питания, с совместными вечерними трапезами пять раз в неделю. Мы продумали, как принимать общие решения методом единогласия. Мы научились вести финансовый учёт и учились работать над собственной эмоциональной грамотностью. Мы по-прежнему трудимся над такими вопросами, как укрепление партнерских отношений и повышение инициативы в общих проектах или проведение капитальных улучшений хозяйства, но теперь, наши собрания проходят более цивилизованно, эффективно и эмоционально открыто. После нескольких лет бросания в крайности каждый нашел свое место в делах и отношениях с окружающими. Некоторые испытали разочарование от отсутствия ожидаемой ими душевной близости, другие, в частности подростки, напротив, чувствовали дискомфорт от слишком открытой жизни, «как в аквариуме». Временами большинство из нас, вероятно, задавались вопросом: «Что я здесь делаю?», и вопрос этот, как мне кажется, рождается в моменты, когда мы в очередной раз пытаемся подсчитать потраченное на все-про-все время, энергию и терпение в конфликтных ситуациях. Иногда и я, после долгой внутренней борьбы, спрашивала себя, зачем нужно вкладывать во что-то столько жизненных сил, получая взамен, как пока кажется, столь малую отдачу. Однако я уверена и в том, что в другие моменты, каждый из нас убежденно произносил: «Не могу представить, чтобы я жил где-либо ещё!», и это отголосок тех самых, глубоко личных переживаний, которые и делают жизнь в общине столь драгоценной. Я могу позвонить своей соседке и попросить её выключить забытый на плите кофейник. Детишки приходят навестить мою собаку и поиграть с ней. Другая соседка отвлекается на минутку от своих домашних хлопот, чтобы поговорить со мной о жизни. В лесу мы развеяли пепел умершего члена общины, в саду мы похоронили нашу собаку. Сестра соседа заглядывает нас навестить и предлагает сделать массаж. Наших детей отвозят в школу дежурные взрослые. Мы чувствуем, что вокруг все спокойно, и мы в безопасности.
Наш идеализм, мечтания, подвижничество никуда не делись, но превратились в почву для практического, осязаемого опыта жизни в общине – со всеми его как светлыми, так и темными сторонами. Община настолько пропитывает наши клетки, что, мне кажется, даже наши трудности становятся неотъемлемой частью нас самих. Культура сотрудничества мало-помалу берёт верх над привитой нам с детства культурой соперничества; пусть постепенно, но мы отказываемся от потребности в абсолютном контроле. Мы начинали, желая изменить наш мир; теперь же община меняет нас самих. Из журнала «Комьюнитис» (Communities), весна 2000 г. Публикуется с разрешения издательства. ГЛАВА 2 Валери Нэйман была женщина с миссией. Когда в 1991 году вместе с группой людей, заинтересованных в создании общины в горах на западе Северной Каролины, они начали поиски земли, Валери продала собственный небольшой бизнес, чтобы посвятить проекту всё своё время. Для того чтобы лучше изучить местный земельный рынок и понять, как финансируются сделки с недвижимостью, она прошла соответствующие курсы, получила лицензии на продажу недвижимости и маклерскую деятельность и устроилась работать в местное риэлтерское агентство.
Это позволило группе сразу же узнавать о любой поступившей на рынок недвижимости. Валери также связалась с поселенцами и основателями общин по всей стране, расспрашивала их об избранных ими формах юридического оформления совместного владения землей; она собрала всю доступную информацию о видах юридических лиц, которые могут использоваться общинами. Она изучала механизм земельных трастов (доверительного управления землей), для чего неоднократно звонила в Школу Жизни (School of Living) в Пенсильвании и ездила в Институт Экономики Общин (Institute for Community Economics) в Огайо и различные организации, которые помогали инициативным группам учреждать Общинные земельные трасты (community land trusts). В конце концов, она рекомендовала группе отказаться от этой специфической формы землевладения, и позже группа создала ассоциацию домовладельцев (Homeowner’s Association), чтобы оформить владение землёй, и некоммерческую корпорацию по статье 501(c)3 для осуществления своей образовательной миссии. В 1993 году инициативная группа нашла участок в 320 акров, продававшийся в рассрочку, который отвечал большинству их требований. Однако после этого больше года прошло в замешательстве и горячих спорах по поводу того, покупать ли его или нет, и по поводу того, каким же все-таки должен быть окончательный образ поселения. И тогда Валери подписала договор на покупку земли сама, сделав оговорку, что при определенных условиях она сможет от него отказаться. После этого она провела «собрание учредителей», позвав «на чай и сбор средств» тех членов группы, которые разделяли её видение общины и интерес к найденному ею участку земли, а также других местных жителей, интересующихся созданием альтернативного поселения. К вечеру они собрали 100 000 долларов на первоначальный взнос. В течение последующих месяцев группа продолжила принимать новых членов и собирать средства на освоение участка, который в итоге и был куплен в декабре 1994 года.
В следующем году Валери посещает Общество Э.Ф. Шумахера в Массачусетсе35, где изучает механизм создания в экопоселении собственного «чулочного банка»36 для сбора средств на его развитие.
35 Шумахер Эрнест Фридрих (1911-1977) – выдающийся австрийский экономист и философ, бывший более 20 лет экономическим советником правительств Великобритании, Бирмы и Индии. Автор книг «Малое прекрасно: экономика для человека», «Карта для заблудившихся» и др. в своих работах создал и обосновал новое видение человечной экономики, построенной на идеалах красоты, долговечности и ненасилия. Один из идеологов концепции устойчивого развития, провозглашающей неразрывное единство экологии, экономики и общественных отношений. Во многих странах мира существуют Общества Шумахера, разрабатывающие альтернативные экономические модели, в том числе для альтернативных поселений. Книга Шумахера «Малое прекрасно: экономика для человека» переведена на русский язык и издана в 2007 издательством РСПИ. Книгам и идеям Шумахера посвящен раздел русскоязычного сайта www.samorodok.org. – прим. перев. 36 англ. shoe-box bank – букв. «банк в обувной коробке». Название, по-видимому, связано с народным обычаем хранить накопленные деньги в коробках из-под обуви. Поскольку в русском языке самым близким по смыслу является выражение «прятать деньги в чулок», мы используем в переводе выражение «чулочный банк» или «карманный банк». – прим. перев.
Группа приняла эту идею, основала свой «чулочный банк» - Фонд земельных паёв (EarthShares Fund) и за несколько лет собрала необходимую сумму для полной выплаты стоимости земли. Другие основатели общин, входящих в число «успешных десяти процентов», проделали подобный же путь. Недавние выпускники колледжа с дипломами специалистов по вычислительной технике и строительству, Тони Сирна и Сесил Шейб, перед тем, как основать общину Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit) в штате Миссури, были активистами экологического движения. Они самостоятельно и глубоко изучили рынок недвижимости и земельное законодательство, нормы зонирования, вопросы финансирования и создания некоммерческих организаций – всё для того, чтобы купить свою землю и создать все необходимые финансово-юридические формы, необходимые для воплощения их мечты об экопоселении. Чтобы основать общину Круг Сеятелей (Sowing Circle) и некоммерческий образовательный центр при ней (Occidental Arts and Ecology Center), один из главных организаторов, Дэйв Хенсон, оставил свою работу в экологической организации и, по договоренности с группой, на восемь месяцев полностью посвятил себя организации проекта. Он изучал всевозможные варианты покупки недвижимости, источники финансирования и существующие гранты, вёл переговоры с владельцем выбранного земельного участка, составлял различные финансовые и юридические схемы и документы, необходимые для достижения общей цели.
Точно так же Люк Рейд, программист и один из основателей общины Мидоуданс (Meadowdance) в Вермонте, всё своё время в сети и вне её проводил в исследовании каждого аспекта организации и жизни общин, информацию о котором только мог найти, изучая как можно глубже как успешные, так и неудачные решения, опробованные в уже существующих общинах. Эти люди совсем не похожи на Шэрон и участников вышеописанной группы Свет Благодати (Gracelight). Несмотря на заинтересованность и самые благие намерения, Шэрон в то же время не приходило в голову, что она начинает движение по совершенно незнакомой для нее области, и нужно многое узнать и многому научиться для того, чтобы справиться с задачей такого масштаба. Сегодняшние основатели общин должны быть готовы к встрече с трудностями, которых не знали их предшественники в прошлые десятилетия. Так, в наше время «идеальный» участок земли уже не является идеальным, если распространяющиеся на него нормы зонирования и строительные правила не позволяют вам делать на нем то, что вы хотите. Или если, к примеру, ваша группа планирует искать землю подальше от города, стоит учесть, что проблемы в поиске хорошо оплачиваемой работы на месте могут уменьшить привлекательность общины для потенциальных новых членов. А трудности с привлечением новых членов, в свою очередь, отразятся на вашей способности оплатить участок и вернуть займы на застройку и развитие. Поэтому группа должна продумать вопрос обеспечения людей работой на месте заранее, ещё до покупки земли. Первоначальное впечатление, которое ваша группа оставит на потенциальных соседей, также повлияет на их желание поддержать вас при получении специальных разрешений и изменении категории зонирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|