Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач: 1. Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы. 2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей. . Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы. Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру. Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада №3 г. Рогачёва. За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 40 человек (2 группы по 20 человек). Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания: 1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
2. Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе. . Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе. Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества. Контрольные задания (вопросы) для определения уровня знаний о природопользовании старших дошкольников: .Тема Питание а) Какие профессии людей связаны с питанием? б) Болезни от неправильного питания? .Тема Вода а) Что такое пар и лёд? б) Что растворяется в воде, а что нет? .Тема Жилище а) Назвать материалы для строительства? б) Название жилищ разного назначения? .Тема Население а) Кто по национальности ты и твои родственники? б) Чем мы пользуемся вместе с другими людьми? .Тема Здоровье а) Назвать части тела и их работу? б) Назвать лекарственные растения? .Тема. Профессии а) Назвать профессии и что делают люди этих профессий? б) Какую работу делает ребёнок в семье? .Тема Семья. а) Как и зачем учится человек? б) Зачем нужны библиотеки? .Тема Энергия а) Бывает ли огонь в природе. Отчего бывают пожары? б) Как вырастают дрова? .Тема Экономика а) Где люди приобретают продукты и игрушки? б) Что такое зарплата? .Тема Право а) Кто в семье главный? б) Что такое заповедники? Оценка результатов деятельности: Высокий уровень (5-6 баллов): Ребенок без особого труда отвечает и аргументирует свой выбор. Средний уровень (3-4 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при ответе. Не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Низкий уровень (1-2 балла): Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор.
Задание для определения уровня отношения к миру природы: Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы. · Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?») · Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду? · Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения? · Как ты можешь помочь птицам зимой? Оценка результатов деятельности: Высокий уровень (3 балла): Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе. Средний уровень (2 балла): Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме. Уровень ниже среднего (1 балл): Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме. Задание для выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы: Среди растений поставили в горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за ним. Оценка результатов деятельности: Высокий уровень (3 балла): Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её. Средний уровень (2 балла): Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение. Низкий уровень (1 балл): Ребенок не справился с поставленной задачей. По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (11-12 баллов), средний (7-8 баллов), низкий (3-4 балла).
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1 - Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе
Таблица 2.2 - Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе
Таблица 2.3 - Констатирующий срез
Как видно и в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50% детей. Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного бережного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому. Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
2.2 Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию бережного отношения к природе у старших дошкольников
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе через формирование экологической культуры.
Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования экологической культуры. При разработке методики формирования экологической культуры средних дошкольников мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы. Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей. Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства. Нами был разработан сценарий праздника «Наш дом Земля», направленный на формирование у детей бережного отношений к природе (см. приложение). Мероприятие проводилось только с детьми экспериментальной группы. Задачи праздника: 1. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. 2. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе. . Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников. . Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному). . Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Важным этапом стала предварительная подготовка к проведению мероприятия, в процессе которой с детьми обсуждались вопросы бережного природопользования, углублялись и расширялись их знания о природе. Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей, поэтому родителей также пригласили принять участие в празднике экологического содержания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|