Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента




 

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного мероприятия по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Контрольный эксперимент проводился с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента отображены в таблицах.

 

Таблица 2.4 - Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе

Уровень развития Кол-во человек % от общего числа
высокий 2 10%
средний 12 60%
низкий 6 30%

 

Таблица 2.5 - Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Уровень развитияКол-во человек% от общего числа    
высокий 8 40%
средний 12 60%
низкий 0 0%

 

Таблица 2.6 - Контрольный срез контрольного эксперимента

Уровень

Группа

  контрольная экспериментальная
Высокий 10% 40%
Средний 60% 60%
Низкий 30% -

 

Сцелью сравнения результатов контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах мы построили диаграмму (рис. 2.1).


Рисунок 2.1 - Графическое представление результатов контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

 

С целью отображения динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы мы построили столбцовую гистограмму (рис. 2.2).

 

Рисунок 2.2 - Графическое представление результатов динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы

 

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 8 детей имели высокий уровень развития, а вначале было 2 ребенка. Средний уровень возрос в 1,5 раза (стало 12 детей, а было 8). Детей с низким уровнем не стало вообще.

В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как были, так и остались два ребенка. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 10 человек, стало 12). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 8 человека, стало 6).

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития - до 40%, при том, что было - 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще - 0%.

В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. С высоким уровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%. С низким уровнем было 40%, стало 30%.

В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:

1. Уровень сформированности экологических знаний о природопользовании у старших дошкольников повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше.

2. Значительно возрос уровень сформированности знаний о природопользовании у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности знаний о природопользовании.

3. Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение трудиться в природе.

4. У них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них.

5. Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Вывод: разработанное нами мероприятие по повышению уровня знаний о природопользовании у старших дошкольников и формирования у них бережного отношения к природе достаточно эффективно.


Заключение

экологический образование дошкольник природа

Данная работа была ориентирована на формирование бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе детского сада № 3 города Рогачёва по формированию бережного отношения к природе через формирование экологической культуры.

Проведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, нами был предложен сценарий праздника «Наш дом Земля», направленный на повышение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами мероприятия. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Необходимо разрабатывать и внедрять целые комплексы мероприятий, направленные на развитие экологической культуры как самих дошкольников (всех периодов дошкольного детства), так и воспитателей и родителей.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.


Список использованной литературы

 

1. Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки. -1991, N2, - С. 186-190.

2. Алексеев, С.В., Симонова, Л.В. Идеи целостности в системе экологического образования старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. - 330 с.

.   Башлакова, Л.Н., Мартынова, Л.А. Психологические занятия- тренинги в детском саду. - Мн.: «Зорны верасень», 2007. - 231 с.

.   Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. -N 7. -С. 36-42.

.   Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

.   Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование, 2003. - №2. - С.110-113.

.   Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997. - №4. - С.159.

.   Володченко, И.А. Экологические праздники в детском саду // Листья в ладонях, 1994 - № 3. - С.5-9.

.   Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и старших дошкольников. - М.: Аркти, 1999. - 178 с.

.   Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. -N 7. -С. 45-49.

.   Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание, 2005. -N 7. -С. 3-9 /

.   Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

.   Каутц, О.Л. Земля - наш общий дом // Листья в ладонях, 2002. - № 2. - С.32-37.

.   Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

.   Королева, А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание, 1998. - N7. - С. 34-36.

.   Кочергина, В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание, 2004. - N7. - С. 50-53.

.   Мещерякова, О.Т. Детские праздники для дошколят // Листья в ладонях, 1999. - № 6.- С.14-21.

18. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

20. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

21. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

.   Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

.   Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование, 2002. - №3. - С.52-55.

.   Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

.   Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998, - N 7. - С. 26-34.


Приложение

 

Сценарий праздника «Наш дом Земля»

Цель: формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников.

Задачи:

1. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

2. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.

.   Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников.

.   Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).

.   Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ход праздника:

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН "Наш дом - Земля". Вопрос первый: что же такое окружающая среда?

Ребенок.

Все - от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда -

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха - вот это да! -

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в саду отражение крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

Л. Фадеева

Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.

Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: "травоядные" - медальон с зеленой ветвью, а "хищники" - с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы - модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.

ТУР

"РАЗМИНКА"

Ведущий. Начнем КВН с конкурса "Откуда они родом". Знаете ли вы, что многие растения были привезены на наш континент путешественниками? "Верните" растения на их историческую родину.

Звучит музыка. Дети, преодолев спортивную полосу, прикалывают картинки к макетам материков.

Ведущий. Следующий конкурс называется "Что это?".

Команды получают равное число гербарных листов. По сигналу ведущего классифицируют их, раскладывая под изображениями дерева, куста и травы. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.

Ведущий. А теперь конкурс "Отгадай загадку".

Летом шубу надевает, а зимой ее снимает. (Лес.)

Стоит в белой одежде, свесив сережки. (Береза.)

Маленький Иван - костяной кафтан. (Орех.)

Три сестры похожи,

но разные по цвету кожи:

одна - белянка,

другая - смуглянка,

а третья - румянка. (Смородина.)

Кругло и гладко, красно и сладко.

Ел - плевался, но довольным остался. (Вишня.)

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

а сушенная в запас, лечит от простуды нас. (Малина.)

Кто говорит: приятно мое кушанье, сладок плод моих трудов? (Пчела.)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)

Домик едет по травинке, объезжает все росинки. (Улитка.)

Что за чудо по дороге - голова торчит да ноги. (Черепаха.)

Тоньше его пряжи не найдешь в продаже. (Паук.)

Золотист он и усат, в ста кармашках сто ребят. (Колос.)

Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина.)

Как сообщает пресса,

Живут они без леса.

Один на голой льдине,

Где вьюги и мороз,

Где меда нет в помине,

Ромашек и стрекоз. (Белые медведи.)

Ведущий. Пока жюри подводит предварительные итоги, я загадаю загадку нашим гостям.

Подрастала, - хвост растила,

Платье темное носила,

Подросла, - зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка.)


2 ТУР

"СПОРТИВНЫЙ"

Ведущий. Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать.

Выстраивает команды в две шеренги. Обозначает старт и финиш.

У болотной мягкой кочки,

Под зелеными листочками,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая:. (Лягушка).

Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей и маленьких кубов.

Ведущий. Какие свечи не горят на ели:. (Шишки).

Соревнование для родителей: двое зажимают шишку плечами и продвигаются змейкой между кеглей к финишу.

Ведущий.

Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот).

Построение команд то же, но ноги - на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает "подземный ход" под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Ведущий.

Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница).

Построение: в затылок друг другу, стоя на одной ноге. Другую, согнутую в колене, держит рукой; свободной рукой все держатся за длинную веревку. По сигналу две "гусеницы" прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущий. Молодцы, вы все дружно добрались до финиша и очутились на сказочной лесной поляне (приглашает детей присесть на ковер). Отдохните, послушайте песни птиц (звучит фонограмма "Голоса природы"). Посмотрите, по краю поляны стоят комнатные растения. Как они называются"? (Ответы).

Жюри подводит итог.

ТУР

"ВЫЕЗДНОЙ КОНКУРС"

Участвуют по одному игроку из каждой команды.

Ведущий. Отгадайте, о ком загадка, и сложите это животное из геометрических фигур.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (Лось).

Высоко голову задрав,

Выходит к нам

Пятнистый граф. (Жираф).

Вызывает еще по одному участнику от каждой команды и предлагает задание: в графической головоломке увидеть и раскрасить фломастерами насекомое. Если ребенок затрудняется с ответом, загадывает загадки.

На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза -

Кто же это? (Стрекоза).

Пока дети выполняют задание, воспитатель вызывает еще по три человека от команды. Предлагает задание на классификацию: в круг с эмблемой "живая природа" поместить, например, растения, шишки, перья, раковины, кораллы, гриб трутовик и другие объекты живой природы: в круг с эмблемой "не живая природа" - минералы, баночки с песком, глиной и т.д. в пересечении кругов - объекты, относящиеся и к живой, и к неживой природе (уголь, нефть, торф, мел, окаменевшее дерево, янтарь) вне кругов - игрушки, фломастеры, образцы ткани, бумаги и т. д.

Остальные дети составляют "Дерево жизни". Для этого нужно подготовить два набора карточек с изображение капли: одноклеточных растений, одноклеточных животных, многоклеточных растений (древние хвощи и плауны, древние хвойные растения, современные цветковые растения): многоклеточных животных (головоногие моллюски, брюхоногие моллюски, древние членистоногие, панцирные рыбы, кистеперые рыбы, костистые рыбы, земноводные, динозавры - древние ящеры, археоптерикс, современные животные и птицы).

Дети выполняют задания под музыку. После проверки все садятся на места.

ТУР

"ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ"

В центр зала выходят капитаны команд.

Ведущий. Что такое заповедник? Назовите известные вам заповедники. Назовите редкие виды животных и растений Калининградской области, которые занесены в Красную книгу. (Ответы). Назовите перелетных и зимующих птиц. (Ответы).

Капитаны возвращаются к своим командам.

Ведущий. "Вкусный" конкурс! Отгадайте, закрыв глаза, на вкус: что это?

Участвуют все. Предлагает свежие фрукты и овощи, консервированные продукты.

Ведущий. Конкурс "Народная мудрость". Какие пословицы и поговорки о природе вы знаете? (Ответы). А теперь "Поэтический" конкурс: предлагаю прочесть самые любимые стихи о родине, о природе.

Ребенок.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса,

Мы хотим, чтоб солнце горело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной

колючий ежик!

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь! Е. Карганова

Ведущий. Дорогие ребята, а чтобы все было так, как говориться в этих стихах, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Вы знаете, что природа и человек связаны друг с другом. Скажите, пожалуйста, что человеку дает природа? А когда природа оказывается сильнее? Перечислите природные катаклизмы. (Жюри фиксирует ответы команд: сель, оползень, смерч, ураган, тайфун, засуха, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, пыльная буря, снежная лавина, камнепад, нашествие саранчи, и т. д.). Но, несмотря ни на что, Жизнь побеждает стихию! Жизнь есть в воде и в воздухе, на земле и под землей, на всех континентах. Давайте "заселим" нашу родную Планету.

Команды (каждая) получают равное количество маленьких карточек с изображением животных. Карточку с "липучками" или крючочками дети размещают на вертикально расположенной географической карте мира.

Ведущий. Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Раздает детям нагрудные знаки с изображением солнца, воды, воздуха, (ветра), почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.

Дети (поочередно).

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек. Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором). Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Ведущий. Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу. Пока жюри подводит итоги, мы для наших гостей исполним песню "Дружат дети всей земли".

Дети поют. Жюри благодарит их и объявляет итог соревнования.

Ведущий. А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья! Сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог - человек, который любит, изучает и бережет природу. Вручаем вам самую первую в вашей жизни награду - медаль Юного эколога. Под музыку проходит награждение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...