Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение





 

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.

Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время

Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.



Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений[2].

Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.

Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии

 

Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.

Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.

Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.

Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

— общественно полезная направленность;

— профессиональная направленность;

— экологическая направленность;

— краеведческая направленность;

— современность содержания и форм внеклассной работы;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

— сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

— системность, непрерывное развитие внеклассной работы[3].

Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Однако нельзя учащимся навязывать формы общественно полезной деятельности без учета их инициативы. Н.К. Крупская писала: «Общественно полезная работа имеет, прежде всего, воспитательную цель – воспитать из ребят общественников, а это возможно только тогда, когда цель будет им близка, понятна, будет их целью»[4].

Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества.

Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.

Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.

Эффективной формой профориентации во внеклассной работе по географии следует признать проведение конференций, посвященных различным профессиям; организацию тематического лектория.

В кабинете географии с целью профориентации оформляют специальные уголки или витрины, в которых помещают материалы о профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы географические знания и умения.

Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.

Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики.

В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Опираясь на исследования известного психолога Б.Г. Ананьева, следует отметить, что игру «многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения... Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления»[5]. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.

Следующее требование к организации внеклассной работы по географии – сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.

Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеклассную работу по географии был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому организовывать и проводить внеклассные мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе по географии.

Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.

Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.

Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. На данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.

II уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. На этом уровне главное – развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.

III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию[6].

Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению большего их числа к внеклассной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.