Право женщин на жизнь, здоровье,
Достоинство и личную неприкосновенность Право на жизнь Право на жизнь — одно из основных прав каждого человека, независимо от пола. В широком смысле оно охватывает и право на здоровье, достоинство и личную неприкосновенность. На первый взгляд может показаться, что в вопросах реализации этих прав положение мужчин и женщин должно быть в основном равным. В реальности дело обстоит совсем не так. Это обуслов- 2 Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 3 Иноземцев В. Эксплуатация: феномен сознания и социальный конфликт лено тем, что для многих культур, особенно в Азии и Африке, характерно предпочтительное отношение к детям мужского пола в ущерб дочерям. Подобное предпочтение, проявляющееся в самой различной практике, связано с целым рядом патриархат-ных ценностей и позиций, которые сложились с переходом к оседлому сельскому хозяйству и закреплением права наследования на землю по мужской линии. В географическом плане районы, в которых предпочтение явно отдается детям мужского пола, часто совпадает с районами, в которых плохо развита система здравоохранения для женщин, что нередко прямо отражается на показателях младенческой и детской смертности. Однако, в целом предпочтение детям мужского пола — это повсеместное явление, которое не ограничивается развивающимися странами или сельской местностью. Достижения научно-технического прогресса также нередко используются как средство дискриминации права женщин на жизнь. Современные методы исследования, такие как амнио-центез и ультразвук, дают возможность определить загодя пол ребенка. На практике это часто приводит, особенно в странах Южной и Юго-Восточной Азии, к «выбраковке» девочек еще до их рождения. Не ушло в прошлое и такое варварское явление как умерщвление новорожденных девочек. В некоторых общинах в Южной Азии низкий статус девочек должен компенсироваться выплатой ее родителями приданого ее мужу, когда она выходит замуж. В этой связи совершаются самые различные преступления, включая моральные и физические пытки, лишение пищи, изнасилования и даже сжигания женщин живьем их мужьями и/или родственниками в тех случаях, когда приданого нет.4
Страшным образом калечат женщин и девочек операции на вульве — удаление хирургическим путем некоторых или всех наиболее чувствительных частей женских половых органов (женское обрезание). Эта вековая практика преследует прежде всего цель обеспечения сохранения женщиной девственности до брака и гарантию ее целомудрия впоследствии. Фактически такие операции приносят женщинам и девочкам целый ряд медицинских осложнений и многие психологические пробле- 4 Там же. С. 18, 29-30. 614 мы. Подобного рода изуверские операции практикуются по крайней мере в 25 странах Африки.6 Переезд на постоянное жительство граждан этих стран в Европу и Северную Америку поставил на повестку дня вопрос о борьбе с такого рода явлениями и там. В Швеции закон о запрещении женского обрезания был принят в 1982 г., а в Соединенном Королевстве — в 1985 г. В Норвегии персонал всех больниц предупрежден о недопустимости проведения калечащих операций на вульве. Призывы покончить с ущемлением права женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность неоднократно звучали на самых высших международных форумах. В соответствии с рекомендацией Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993), Комиссией по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, а Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1993 г. принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Много внимания было уделено этому вопросу и на VI Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995).
Право на здоровье Право на здоровье для женщин во многом определяется тем, имеется ли у женщин весь комплекс репродуктивных прав и могут ли они реально ими пользоваться. Основу репродуктивных прав граждан составляет право на планирование семьи. Практически реализовать это право можно, с одной стороны, путем предотвращения нежелательной беременности, а с другой — если она все-таки наступила, то путем ее искусственного прерывания. Право женщин на предотвращение нежелательной беременности в принципе не отвергается сегодня ни одним светским государством, хотя и порицается подавляющим большинством религий.6 Однако, возможность практической реализа- 5 Там же. С. 13-18. 6 История борьбы в разных странах за право просвещения женщин в вопро ции этого права с помощью контрацептивов в ряде стран затруднена. В одних странах этому препятствует бедность и необразованность населения, традиции и обычаи жизнедеятельности семьи, в других — недостаточный уровень знания в данном вопросе не только граждан, но и медицинских работников, отсутствие соответствующих социальных служб и т. д. Существенно различен подход в мире к искусственному прерыванию беременности, в первую очередь, к аборту. В ходе Каирской конференций ООН по народонаселению такие несхожие группы государств как исламские и католические из Латинской Америки добились того, что аборт даже не был назван в решениях конференции как одно из средств планирования семьи. Почти во всех этих странах аборты — это уголовное преступление, даже в случае изнасилования.7 Право на аборт, бесспорно, является неотъемлемой частью права женщины быть хозяйкой своего тела, а в конечном счете — и своей судьбы. Право любого человека распоряжаться своим телом всегда трактовалось как существенная составная часть либеральной политической и правовой традиции. Не случайно феминистки 19 — начала 20 вв. активно использовали этот принцип в борьбе за равноправие женщин. Однако вскоре выяснилось, что в отношении права женщины распоряжаться своим телом правовое пространство либеральных свобод оказалось недостаточным. Не дала подлинной свободы женщинам в решении вопросов репродуктивного выбора и политика государственного патернализма при охране материнства и детства, которая широко практиковалась в СССР и странах Восточной Европы. Исходя из этого, некоторые западные исследователи говорят о переходе в последние десятилетия 20 в. во многих развитых странах от частного к общественному патриархату8.
Очень сильное влияние на политику государств, касающуюся права женщины самой решать вопрос о материнстве, оказы- Выпущены на свободу они были лишь после объявленной дипломированной медсестрой Этель Берн голодовки в защиту принципа добровольного материнства. Сангер М. Женщина и новое поколение // Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992. С. 433-445. 7 R. Cook, ed., Human Rights of Women. National and International Perspectives 8 S. Calsen, J.E. Larsen, The Equality Dilemma (Copenhagen, 1987), p. 20. 616 вает религиозный фактор. В странах, где влияние религии на общественное сознание умеренно (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Швеция, Норвегия, Франция и др.) решение вопроса об искусственном прерывании беременности в течение первых 12 недель отдано полностью на усмотрение женщин, а после этого срока связывается с рядом медико-социальных причин. В других, где церковь, преимущественно католическая, оказывает на функционирование общества существенное влияние (Италия, Португалия, Испания, Польша и др.) свобода женщины распоряжаться своим телом и соответственно своей судьбой поставлена законом в весьма жесткие рамки. Аборт чаще всего допустим в этих странах, лишь если сохранение беременности грозит жизни или здоровью женщины, обнаружены дефекты развития зародыша либо беременность явилась результатом изнасилования или инцеста.
Как и демографический фактор, воздействие религиозного фактора на законодательное регулирование права на аборт во многом определяется соображениями государственной политики страны в тот или иной период времени. Характерным примером этого может служить, в частности, Польша. В Польше, подобно многим другим странам Восточной Европы, аборт был легализован в 1956 г. В 1993 г. под сильным воздействием католической церкви и христианских фундаменталистов, добивавшихся возврата к «христианским ценностям», возможности женщин легально избавиться от нежелательной беременности были фактически сведены к минимуму в результате принятия закона «О планировании семьи, защите человеческого зародыша в условиях, допускающих прерывание беременности».9 Главным аргументом в пользу его принятия был католический догмат о том, что человеческая жизнь начинается с зачатия и активное лоббирование законопроекта папой Иоанном Павлом Вторым — поляком по национальности. Протесты женской общественности, выходившей на демонстрации под лозунгом «Мы — не 9 W. Nowicka, «Two Steps Back. Polands New Abortion Law», Planned Parenthood in Europe. June, 1993, p. 18; C. Itzin, «Pornography, Harm and Human Right», Sexual Politics and the Europe. The Feminist Challenge, R.A. Elman, ed. (Providence-Oxford, 1996), p. 67. Корнилов Л. Кипят страсти вокруг проблемы аборта в Польше // Известия 23 января 1993. детородные машины» во внимание приняты не были. В результате возросло число нелегальных абортов и поездок с целью ликвидации нежелательной беременности в другие страны, в частности, в Литву и Белоруссию. Аналогичная трансформация в законодательстве по тем же мотивам и с теми же последствиями произошла в Венгрии, где в декабре 1992 г. был принят закон «О защите жизни зародыша».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|