Глава 1. Внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики Глава 2. Положительные внешние эффекты 2.1 Сущность положительных внешних эффектов. Примеры 2.2 Постановка вопроса о справедливом распределении ресурсов Глава 3. Отрицательные внешние эффекты 3.1 Сущность отрицательных внешних эффектов 3.2 Государственное регулирование отрицательных внешних эффектов Заключение Список использованной литературы Введение
Рыночная экономика - это сложный механизм координации людей, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Без какой бы то ни было централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей - проблем, которые далеки от разрешения даже самыми быстрыми современными компьютерами. Никто не создавал рынок, и все же он действует замечательно. В рыночной экономике ни один человек или организация не несут ответственность за производство, потребление, распределение и цены. Таким образом, рыночная экономика - это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг. Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Эти идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность, и появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач. Одной из ключевых таких задач является смягчение проблемы внешних эффектов.
Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). Целью курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: · Раскрыть внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики; · Определить положительные внешние эффекты; · Показать отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике. Объект исследования - внешние эффекты в рыночной экономике. Предмет исследования - отношения, возникающие в результате функционирования механизма рыночной экономики. Методы исследования: теоретические (анализ); эмпирические методы (экспертные оценки, наблюдение); методы количественной обработки данных. Глава 1. Внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики
Для определения понятия внешние эффекты в рыночной экономике обратимся к учебной литературе. Так в конспектах лекций по экономике, указывается, что рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц. Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналием). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно - как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т.д.).
Иначе говоря, внешние эффекты - это полезность или затраты, не учтенные в цене продукции. Если не учтена полезность, имеет место положительный внешний эффект, если затраты - отрицательный внешний эффект. Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия. Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис. 1).
- спрос (частная ценность); S - предложение (частные издержки; E - равновесная рыночная цена; SИЗД - социальные издержки; O - общественный оптимум производства. Рис.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта
Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 2).
- спрос (частная ценность); S - предложение (частные издержки; E - равновесная рыночная цена; SИЗД - социальные издержки общества; O - общественный оптимум производства. Рис. 2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта
Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум. Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.
Слабости (несовершенства) рынка - это неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Слабости (несовершенства) рынка проявляются при возникновении внешних эффектов или внешних затрат, а также в следующем: · в возможности монополизации; · трудности создания общественных благ на коммерческой основе; · образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан. Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Назовем наиболее важные из них: · никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но мы многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы); · среди продавцов, с одной стороны, и покупателей - с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто); · всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает); · все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее; · государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам. Если эти идеальные для безошибочной работы рыночных механизмов условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач: устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка; смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения. внешний эффект рыночная экономика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|