Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кафедра медицинской биологии генетики и экологии СамГМУ.




САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для преподавателей лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов.

 

 

ТЕМА: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ.

 

Составители: Л.Н. Самыкина, И.В. Федосейкина, О.Я. Сказкина

 

САМАРА

 

 

*Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).

 

 

Методические указания предназначены для преподавателей, ведущих занятия со студентами 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета, в соответствии с действующей программой по биологии и системой менеджмента качества СамГМУ (потребитель)*.

 

Рецензенты

Заведующий кафедрой общей гигиены СамГМУ,

Доктор медицинских наук, профессор И.И. Березин

 

Заведующий кафедрой педагогики, психологии и

психолингвистики

Доцент А.Н. Краснов.

 

Актуальность темы.

Популяцией- называется группа людей, занимающих определенную территорию и свободно вступающих в брак. Одной из основных характеристик популяции является генофонд. Генофонд складывается из совокупности всех генов и аллелей особей, имеющихся в популяции и размножающихся половым путем. Генофонд популяции может постоянно изменяться. Возникают новые сочетания генов, которые приводят к формированию новых генотипов и фенотипов. Каждый ген может существовать в нескольких различных формах, которые называются аллелями. Число организмов в данной популяции, несущих определенный аллель, определяет частоту данного аллеля(частоту гена). Частоты отдельных аллелей в генофонде позволяют вычислять генетические изменения в данной популяции и определять частоты генотипов. Математическая зависимость между частотами аллелей и генотипов в популяциях была установлена в 1908г. независимо друг от друга английским математиком ДЖ. Харди и немецким врачом В. Вайнбергом. В настоящее время этот закон широко используется в медицине и позволяет применить его и для каждого конкретного пациента и для целых популяций. Моделями исследований могут служить изолированные популяции, что позволяет анализировать причины концентрации наследственных болезней и изучать условия их формирования. Базируясь на этом законе создаются национальные программы (например, по профилактике фенилкетонурии в Скандинавских странах или идиопатии Тея-Сакса в Америке), скрининг программы, направленные на оздоровление населения и предотвращение рождения детей с тяжёлой патологией. Появление ребёнка с выраженной врождённой патологией, особенно если она сопровождается значительным нарушение физических и умственных способностей всегда является трагедией для семьи. Воспитание и содержание таких детей подчас требует больших физических и финансовых затрат, но в большинстве случаев так и не заканчивается реабилитацией больных. Поэтому и с моральной, и с материальной стороны выгоднее направлять средства на своевременную диагностику и предотвращение наследственных заболеваний.

 

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (Результат процесса)*

Студент должен иметь представление о:

-об особенностях действия элементарных эволюционных факторов в человеческих популяциях;

- о геноклинах и клинальной изменчивости в человеческих популяциях;

Студент должен знать:

t Определение «популяции», ее структуру;

t закон Харди- Вайнберга;

t условия характеризующие «идеальную популяцию»;

t факторы, вызывающие изменения в популяциях;

t роль мутационного процесса и генетической комбинаторики в формировании генетической гетерогенности популяций;

t специфику действия естественного отбора в человеческих популяциях.

Студент должен уметь:

t - решать ситуационные задачи, применяя закон Харди-Вайнберга,

t - определять генетическую структуру популяции,

t - рассчитывать частоты встречаемости аллелей нормального и

патологического генов в популяции.

*Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).

 

 

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Кафедра медицинской биологии генетики и экологии СамГМУ.

4. ВРЕМЯ: 135 минут.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ*

1) методические указания по данной теме

2) кодоскоп

3) слайды:

-распределение частот аллелей в популяциях;

- уравнение Харди-Вайнберга.

6. ИСТОКИ: Теоретический материал следующих разделов

а) экология

б) анатомия и физиология человека

в) общая биология

7. ВЫХОД:

В практической деятельности врача для определения генетической структуры популяции, понимании механизмов распространения нормальных и патологических генов.

 

 

*Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).

 

 

8. КОНТРОЛЬНО-УЧЕБНАЯ КАРТА ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ:

Цель этапа: путем самостоятельной работы с учебной литературой освоить ключевые вопросы темы.

 

Ключевые вопросы темы Цель Вопросы для самоконтроля
Популяция. Структура популяции и ее основные характеристики.   Закон Харди-Вайнберга и его значение для изучения генетической структуры и популяции.   3. Факторы, вызывающие изменения в генетической структуре популяции.     4. Мутационный процесс и его значение в формировании гетерогенности популяций     5 Естественный отбор и его роль в формировании генофонда популяции.   6. Изоляция. Виды изоляции и ее биологическое значение.   7.Популяционные волны   8. Системы браков и их роль в распределении аллелей в человеческих популяциях.   Отметить значение популяционной структуры вида. Выделить основные характеристики популяции.     Показать математическую зависимость между частотами аллелей и генотипов в популяциях     Указать причины, приводящие к нарушению равновесия генов в популяциях.     Показать значение мутационного груза и его биологическую сущность     Отметить роль естественного отбора в стабилизации генофонда и поддержании наследственного разнообразия.   Указать роль изоляции в процессе видообразования   Знать значение изменения численности популяции для изменение генофонда Указать различные типы браков и их роль в потоке генов между популяциями. 1.Определение популяции. 2.Демографическая характеристика человеческих популяции: - численный состав; - возрастной состав; - половой состав; - уровень рождаемости и смертности; 3. Генетическая характеристика популяции 1. Формулировка закона Харди- Вайнберга 2. Следствия закона Харди-Вайнберга. 3. Условия при которых возможно выполнение закона Харди-Вайнберга. 4. Значение применения закона в медицине Мутационный процесс; -изоляция; -дрейф генов; -генетический груз; - естественный отбор. 1. Мутации: 2. Классификация мутаций; 3. Значение мутаций для формирования генетического полиморфизма 1. Естественный отбор и его виды. 2. Биологическая роль естественного отбора.     Виды изоляций: - экологическая; -географическая; - социальная Особенности генофондов изолятов.   Волны численности и их роль в изменении генофонда популяции.     Смешанные браки; Кровнородственные и ассортативные браки

 

9. ПРОЦЕСС*. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время (мин)
1.Организационный момент Отметка присутствующих Мобилизация внимания студентов  
2. Вводное слово преподавателя Определение: - темы занятия - актуальности темы - цели занятия Создание мотивации значимости изучения данной темы.  
3.Контроль исходного уровня. 1.Проведение входного тестового контроля. 2.Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы: 1. 1.Популяция. Структура популяции и ее характеристика.   2. 2.Закон Харди-Вайнберга и его применение для изучения генетической структуры человеческой популяции.   3.Факторы, вызывающие изменения в генетической структуре популяции.   4.Мутационный процесс и его значение в формировании гетероген-ности популяций 5. Естественный отбор и его роль в формировании генофонда популяции. 6.Изоляции, ее виды и биологическое значение. 7Популяционные волны и их роль в эволюционном процессе. 8. Системы браков и их роль в распределении аллелей в человеческих популяциях. Оценка исходных знаний студентов по изучаемой теме.   Рефлексия студентов в понимании вопросов популяционной генетики. Изучение популяционной структуры человечества и действие элементарных эволюционных факторов в человеческих популяциях.  
4. Педагогический показ ¨ Решение ситуационных задач. Умение применять теоретические знания при решении задач с использованием закона Харди-Вайнберга  
5. Решение ситуа-ционных задач Выдать каждому студен-ту индивидуальную задачу. Формирование профессионального мышления у студентов  
6. Контроль конеч-ного уровня знаний Проверка протокола. Оценка знаний студен-тов.  
7. Заключение Подведение итогов занятия. Ориентация студентов на самостоятельную домашнюю подготовку.  

 

 

Литература:

1. Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В.

«Биология». (2 кн.). М.: «Высшая школа», 1997.

2. Албертс Б., Брей Д., Льюис Д., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж.

«Молекулярная биология клетки». М.: «Мир», 1994.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология». М.: «Мир», 1996.

4. Чебышев Н.В. «Руководство к лабораторным занятиям по биологии». М. «Медицина», 1996.

5. Билич Г.Л., Катинас Г.С., Назарова Л.В. «Цитология». Санкт-Петербург, 1999.

6. Ярыгин В.Н. «Биология». М.:«Высшая школа», 2003.

7. Лекции по биологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...