Кафедра медицинской биологии генетики и экологии СамГМУ.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для преподавателей лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов.
ТЕМА: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ.
Составители: Л.Н. Самыкина, И.В. Федосейкина, О.Я. Сказкина
САМАРА
*Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).
Методические указания предназначены для преподавателей, ведущих занятия со студентами 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета, в соответствии с действующей программой по биологии и системой менеджмента качества СамГМУ (потребитель)*.
Рецензенты Заведующий кафедрой общей гигиены СамГМУ, Доктор медицинских наук, профессор И.И. Березин
Заведующий кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики Доцент А.Н. Краснов.
Актуальность темы. Популяцией- называется группа людей, занимающих определенную территорию и свободно вступающих в брак. Одной из основных характеристик популяции является генофонд. Генофонд складывается из совокупности всех генов и аллелей особей, имеющихся в популяции и размножающихся половым путем. Генофонд популяции может постоянно изменяться. Возникают новые сочетания генов, которые приводят к формированию новых генотипов и фенотипов. Каждый ген может существовать в нескольких различных формах, которые называются аллелями. Число организмов в данной популяции, несущих определенный аллель, определяет частоту данного аллеля(частоту гена). Частоты отдельных аллелей в генофонде позволяют вычислять генетические изменения в данной популяции и определять частоты генотипов. Математическая зависимость между частотами аллелей и генотипов в популяциях была установлена в 1908г. независимо друг от друга английским математиком ДЖ. Харди и немецким врачом В. Вайнбергом. В настоящее время этот закон широко используется в медицине и позволяет применить его и для каждого конкретного пациента и для целых популяций. Моделями исследований могут служить изолированные популяции, что позволяет анализировать причины концентрации наследственных болезней и изучать условия их формирования. Базируясь на этом законе создаются национальные программы (например, по профилактике фенилкетонурии в Скандинавских странах или идиопатии Тея-Сакса в Америке), скрининг программы, направленные на оздоровление населения и предотвращение рождения детей с тяжёлой патологией. Появление ребёнка с выраженной врождённой патологией, особенно если она сопровождается значительным нарушение физических и умственных способностей всегда является трагедией для семьи. Воспитание и содержание таких детей подчас требует больших физических и финансовых затрат, но в большинстве случаев так и не заканчивается реабилитацией больных. Поэтому и с моральной, и с материальной стороны выгоднее направлять средства на своевременную диагностику и предотвращение наследственных заболеваний.
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (Результат процесса)* Студент должен иметь представление о: -об особенностях действия элементарных эволюционных факторов в человеческих популяциях; - о геноклинах и клинальной изменчивости в человеческих популяциях; Студент должен знать: t Определение «популяции», ее структуру; t закон Харди- Вайнберга; t условия характеризующие «идеальную популяцию»;
t факторы, вызывающие изменения в популяциях; t роль мутационного процесса и генетической комбинаторики в формировании генетической гетерогенности популяций; t специфику действия естественного отбора в человеческих популяциях. Студент должен уметь: t - решать ситуационные задачи, применяя закон Харди-Вайнберга, t - определять генетическую структуру популяции, t - рассчитывать частоты встречаемости аллелей нормального и патологического генов в популяции. *Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кафедра медицинской биологии генетики и экологии СамГМУ. 4. ВРЕМЯ: 135 минут. 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ* 1) методические указания по данной теме 2) кодоскоп 3) слайды: -распределение частот аллелей в популяциях; - уравнение Харди-Вайнберга. 6. ИСТОКИ: Теоретический материал следующих разделов а) экология б) анатомия и физиология человека в) общая биология 7. ВЫХОД: В практической деятельности врача для определения генетической структуры популяции, понимании механизмов распространения нормальных и патологических генов.
*Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).
8. КОНТРОЛЬНО-УЧЕБНАЯ КАРТА ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ: Цель этапа: путем самостоятельной работы с учебной литературой освоить ключевые вопросы темы.
9. ПРОЦЕСС*. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Литература: 1. Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В. «Биология». (2 кн.). М.: «Высшая школа», 1997. 2. Албертс Б., Брей Д., Льюис Д., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки». М.: «Мир», 1994. 3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология». М.: «Мир», 1996. 4. Чебышев Н.В. «Руководство к лабораторным занятиям по биологии». М. «Медицина», 1996. 5. Билич Г.Л., Катинас Г.С., Назарова Л.В. «Цитология». Санкт-Петербург, 1999. 6. Ярыгин В.Н. «Биология». М.:«Высшая школа», 2003. 7. Лекции по биологии. ПРИЛОЖЕНИЕ Информация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|