Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец входного тестового контроля по теме




«Генетическая структура популяции».

1. С помощью какого закона можно изучать генетическую структуру популяции:

А) закона Г. Менделя;

Б) закона Г.Харди и В. Вайнберга;

В) закона В.И. Вавилова;

Г) закона Т. Моргана.

 

2. Какие основные характеристики изолятов в человеческих популяциях:

А) численность не более 1500 человек;

Б) представители из других групп людей составляют не более 1%;

В) частота внутригрупповых браков свыше 90%;

Г) численность от 1500 до 4000 человек.

 

3. Какой тип браков с генетической точки зрения преобладает в современных человеческих популяциях?

А) браки не родственных людей;

Б) ассортативные;

В) близкородственные.

 

4. Какие из существующих видов изоляции в человеческих популяциях ограничивают панмиксию

А) географическая;

Б) социальная;

В) религиозная;

Г) национальная;

Д) биологическая.

 

5. Какая форма естественного отбора преобладает в современных человеческих популяциях?

А) стабилизирующая

Б) движущая

В) дизруптивная

 

ОТВЕТЫ:

1-Б.

2-А,Б,В.

3-Б.

4-А,Б,В,Г.

5-А.

ЗАДАЧИ

Обучающая задача.

Альбинизм общий наследуется как аутосомно- рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1: 20000. Какова вероятность рождения ребенка альбиноса в браке альбиноса и фенотипически здорового, но гетерозиготного родителя.

 

Теоретическое обоснование.

 

Данная задача на наследование в панмиктических популяциях, которое осуществляется по закону Харди-Вайнберга.

В неограниченно больших популяциях, при отсутствии давления естественного отбора, мутаций, миграций и при наличии панмиксии имеет место постоянное число генотипов и

Алгоритм решения.

 

 

Алгоритм решения.

1.Объект исследования - панмиктическая человеческая популяция.

2.Устанавливаем, что ген альбинизма а, ген нормальный пигментации

 

3.Записываем формулу, определяющую вероятность встречаемости различных частот генов (а) и вероятность встречаемости различных частот генотипов (б).

а) p(A)+q(a)=1

б) p2(AA)+2pq(Aa)+q2(aa)=1

 

1.Буквенная запись условия:

Дано:

А-норма

а-альбинизм

p-частота встречаемости гена А

q-частота встречаемости гена а

q2-частота встречаемости генотипа (аа)

q2=1:20000

 

2. Схема брака

Р: Аа х аа

G: А, а а

F: Аа аа

по генотипу 50% 50%

гетерозиготные гомозиготные

по фенотипу 50% 50%

нормальные альбиносы

Вероятность рождения ребёнка альбинос составляет 59% или ½.

 

3. Определяем вероятность частоты гетерозиготного носительства гена альбинизма. Для этого используем формулу Харди-Вайнберга.

p+q=1

(А) (а)

p2+2pq+q2=1

(АА) (Аа) (аа)

q2=1/20000, следовательно

p=1-q=1-1/141=140/141

2pq=2*1/141*1/140=1/70

Частота встречаемости гетерозиготного носительства гена альбинизма составляет 1/70.

Общая вероятность рождения в семье альбиноса определяется, используя закон умножения вероятностей.

1/70 * ½=1/140, т.к. вероятность определяется в %, умножаем 1/140 на 100%

1/140 * 100%=0,7%

Ответ: вероятность рождения альбиноса от брака альбиноса и фенотипически здорового, но гетерозиготного родителя составляет 0,7%.

 

Тренирующая задача.

2. Алькаптонурия наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1:100000. (В.П. Эфроимсон, 1968). Вычислите количество зигот.

Контролирующие задачи.

3.Фенилкетонурия представляет собой заболевание обмена веществ с аутосомно-рецессивным типом наследования. В одном из обследованных районов это заболевание обнаруживалось у новорожденных детей с частотой 1:10000. Определите генетическую структуру популяции.

4. В одном из районов тропической Африки частота серповидно-клеточности среди взрослого населения составила 20 %.

а). Определите частоту нормального и мутантного аллеля в этой группе населения, имея ввиду, что все лица, являющиеся гомозиготами по мутантному аллелю, погибают в раннем детском возрасте от серповидно-клеточной анемии.

б) Рассчитайте частоту возможных генотипов (и фенотипов) среди новорожденных детей, которые могут появиться в этой группе населения.

5. Болезнь Вильсона – Коновалова (прогрессирующий цирроз печени и дегенерация лентикулярных ядер) наследуется по аутосомно-рецессивному типу. В одном из районов России это заболевание наблюдается с частотой 0,01. Определите генетическую структуру указанной популяции.

6. При обследовании 182 128 новорожденных детей фенилкетонурия (аутосомно-рецессивный тип наследования) была выявлена в 23 случаях, галактоземия (аутосомно-рецессивный тип наследования) – у 4 детей. Определите генетическую структуру популяции для каждого из заболеваний.

7. Аниридия наследуется как аутосомно-доминантный признак и

встречается с частотой 1:10000 (В.П. Эфроимсон, 1968)

Определите генетическую структуру популяции.

 

 

8. Врождённый вывих бедра наследуется доминантно, средняя пенетрантность 25%. Заболевание встречается с частотой 6:10000. (В.П. Эфроимсон, 1968).

Определите число гомозиготных особей по рецессивному гену.

9. Подагра встречается у 2% людей и обусловлена аутосомным доминантным геном. У женщин ген подагры не проявляется, у мужчин пенетрантность его равна 20%. (В.П. Эфроимсон, 1968).

Определите генетическую структуру популяции по анализирующему признаку, исходя из этих данных.

10. Определить генетическую структуру популяции г.Самары по кареглазости, если известно, что голубоглазые люди составляют 49%, а кареглазые-51%.

11. В родильном доме из 1000 рожениц у 150 наблюдается иммуно-конфликт (по резус-фактору).

Определите частоты встречаемости аллелей в данной выборочной группе и установите генотипическую структуру популяции.

 

 

Глоссарий:

 

Адаптация - (лат. адаптацио – приспособление, прилаживание) – совокупность морфофизиологических поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Ареал вида (лат. ареа – площадь, пространство) – область географического распространения особей рассматриваемого вида вне зависимости от степени постоянства их обитания.

Аутбридинг (англ. аут – вне, вон + греч. бридинг – разведение) – скрещивание неродственных форм одного вида.

Вид биологический – реально существующая в природе группа живых организмов, качественный этап их эволюции.

Видообразование – процесс формирования новых видов посредством разветвления предковой филетической линии на несколько новых.

Волны численности, волны жизни (популяционные волны) – колебания численности особей в популяции живых организмов.

 

Генофонд (греч. генос – род, происхождение + франц. фонд – основание) – совокупность генов особей данной популяции (группы популяций или вида).

Груз генетический – часть наследственной изменчивости популяции, которая определяет появление менее приспособленных особей.

Инбридинг (англ. ин – в, внутри + бридинг – разведение) – близкородственное скрещивание (скрещивание организмов, имеющих общих предков).

Популяция (лат. популюс – народ, население) – особи одного и того же вида, населяющие участок ареала более плотно и характеризующиеся более высоким уровнем свободного скрещивания между собой, чем с особями смежных участков ареала.

Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001) с целью реализации Политики и достижения Цели в области качества в данной методической разработке для преподавателей используется документированная процедура 6.3/02-07 с применением следующих терминов:

· Информация – значимые данные.

· Информационное обслуживание – обеспечение потребителей необходимой информацией путём предоставления информационных услуг.

· Методические рекомендации (указания) – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний.

· Поставщик – организация или лицо, предоставляющее продукцию.

· Потребитель – организация или лицо, получающее продукцию (студент в процессе обучения).

· Продукция – результат процесса.

· Процесс – совокупность взаимосвязанныхили взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы и выходы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...