Церковная утварь, образцы шитья. Ксения Годунова - дочь Бориса - была искусной вышивальщицей.
Литейное дело - Андрей Чохов «Царь-пушка».
Холоп Никита боярина Лупатова совершил первый полет на крыльях. Казнен, потому что «человек не птица, крыльев не имеет».
Быт, музыка, театр
Распространяются игры в кости, карты, шахматы. В шахматы любил играть Иван Грозный.
Развитие певческого искусства. Создание большого знаменного распева. Появляются авторы - Иван Нос и Федор Крестьянин. Создаются два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.
Элементы театра в святочных играх, проводы Масленицы, зимы, лета используются маски, ряженые, инсценировки. Скоморохи составляют большие группы до 100 человек. Являются зародышем народного театра. Цирковые представления с включением животных - коза, медведь.
Появляется народный кукольный театр, где главный герой - Петрушка. Осуждение церковью и в «Домострое».
1581-1585 - Покорение Сибири Ермаком. У В. Сурикова есть картина на этот сюжет.
Строгановы - богатые купцы, организаторы сибирского похода Ермака.
Русская культура XIV – XVI вв.
· Начинается процесс возрождения русской культуры, пережившей упадок в результате монгольского нашествия 1240-х гг.: отстраиваются города, возобновляется каменное строительство, расширяется ремесленное призводство, возрождается летописание, появляются новые центры летописания.
· Подъём русской культуры был обусловлен хозяйственным подъёмом, укреплением государственного единства Руси.
· Переломным, главным событием в этот период, оказавшим влияние на дальнейшее развитие русской культуры, стала Куликовская битва.
· В XVI веке завершается формирование великорусской народности. Ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре.
Литература
летописание
Возникновение новых центров летописания
С1325 г.- летописные записи стали вестись в Москве
1408 г. – Троицкая летопись (Москва)
1410 г. – «Владимирский полихрон»
1420 г. – Ипатьеская летопись
1432 г. – новгородский летописный свод «Софийский временник»
1441 г. – Русский хронограф – сведения о всемирной истории
1455 г. Тверская летопись – проблема «несправедливости» возвышения Москвы
1479 г. – Московский летописный свод
Первый общерусский свод
Митрополит Фотий
Пахомий Логофет
Историческая роль Москвы в объединении Руси
Произведения, отражающие события монгольского нашествия
Около 1400г. – «Сказание о Мамаевом побоище» - описание Куликовской битвы
«Дюденева рать» - события восстания в Твери в 1327 году
XIV в. «Задонщина» - единение русских княжеств во главе с Москвой привело к великой победе в борьбе с Мамаем
Конец XIV в. «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем»
Автор неизвестен
Сафроний Рязанец
Жития
«Житие Дмитрия Донского»
«Житие Сергия Радонежского»
1554 г. «Великие Четьи- Минеи» - жития святых, располагавшиеся по месяцам в соответствии с днём памяти каждого святого, а также множество известных произведений.
XVI в. «Домострой» - сборник житейской мудрости и наставлений
Епифаний Премудрый
Митрополит Макарий
Духовник Ивана Грозного Сильвестр
Хождения
1468-1474 гг. «Хождение за три моря» - первое в европейской литературе описание Индии
Тверской купец Афанасий Никитин
Книгопечатание
1563 г. основание первой московской государственной типографии
1564 г. «Апостол» - первая русская печатная книга
1565 г. «Часовщик»
1574 г. первая русская азбука
В XVI в. в России типографским способом было издано 20 книг.
Иван Фёдоров – русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине, руководитель первой московской государственной типографии
Публицистика
1510-1511 гг. «Москва – Третий Рим» - идеологическая основа существования Московского государства
Начало XVI в. «Сказание о великих князьях Владимирских» - литературно-публицистического и исторического сочинения, которое преследовало цель укрепить авторитет верховной власти
1518 г.прибытие в Москву Максима Грека
Конец 40-х гг. XVI в.- литературно-публицистическое творчество Ивана Семёновича Пересветова
Середина XVI в. «Царственная книга» - иллюстрированная всемирная история в 11 томах
1564-1577 гг. полемическая переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским
Монах Филофей Василию III
В этом произведении происхождение русской царской династии велось от от римского императора Августа
Максим Грек – публицист, философ, переводчик
Пересветов Иван Семёнович
Адашев Алексей Фёдорович
Архитектура
1360-1361 гг. церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде
1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде
В XIV-XVI вв. центром зодчества становится Москва
1367 г. белокаменный Кремль
1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля
1484-1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей
1485-1495 гг. стены и башни Московского Кремля
1487-1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля
1505-1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница московских великих князей
1532 церковь Вознесения в селе Коломенском
1555-1561 гг. Покровский собор на Красной площади – храм Василия Блаженного в честь взятия Казани
1585-1593 стены и башни Белого города в Москве и крепостные стены Смоленска
Аристотель Фиораванти итальянский мастер
Итальянские мастера
Алевиз Новый – итальянец
Первый памятник каменного шатрового зодчества
Барма и Постник
Фёдор Конь
Живопись
40-е гг. XIV в. роспись храмов Московского Кремля
1408-1425 гг.Икона «Троица»
Около 1370-1430 гг. Андрей Рублёв, Даниил Чёрный
Около 1340-1405 гг. Феофан Грек
Начало XVI вв. Дионисий,
1360-1361 гг. церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде
Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.
1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля
Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году
1484-1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей
Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.
1367 г. белокаменный Кремль
1485-1495 гг. стены и башни Московского Кремля
Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари
1487-1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
1505-1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница московских великих князей
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового
1532 церковь Вознесения в селе Коломенском
Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
1555-1561 гг. Покровский собор на Красной площади – храм Василия Блаженного в честь взятия Казани
1585-1593 стены и башни Белого города в Москве и крепостные стены Смоленска
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова. Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров[2]); мощных городских стен Смоленска (1596—1602);
ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске;
ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем.
Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.
1408-1425 гг.Икона «Троица»
Итоги
Возникло государство площадью 2.800 тыс. кв. км, население - 9 миллионов человек. Название - Россия!
Переход к централизованной монархии.
Сложение культуры великорусского народа. Собственно и начинается история культуры русского народа.
Культура носит ярко выраженный государственный характер, поставлена ему на службу.
Проблема Возрождения на Руси. Были предпосылки, но остановлены реакцией церкви (Стоглавый собор) в середине века.