Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе




Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования при­влекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революцион­ного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.

Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педаго­гов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую ос­нову подхода к содержанию образования по предмету «Физиче­ская культура».

Содержание образования рассматривается как:

- одна из категорий педагогики;

- инвариантный элемент педагогической системы области об­разования, учебного предмета, раздела, темы;

- фактор, отражающий потребности общества и запросы лич­ности в сфере образования;

- механизм (инструмент) реализации социального заказа го­сударства в данной области.

Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания об­разования применительно к предмету «Физическая культура» мо­жет основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культу­ры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причаст­ность содержания образования к государственному образователь­ному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, регио­нальному, компонентам).

Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или аб­страктное освещение которых существенно затрудняет последую­щее обсуждение.


Во-первых, дадим определение понятию «содержание образо­вания» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двига­тельных и инструктивных умений, качеств личности; норм, тре­бований физической подготовленности и видов деятельности, си­стемное усвоение которой обусловливает достижение цели дан­ной дисциплины.

Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникно­вении питается информационной энергией, исходящей от глав­ного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели.

В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в фор­мировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических про­цессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава со­держания общего образования, содержание образования по фи­зической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: кон­кретизации состава и структуры социального опыта, подлежаще­го системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Та­кой опыт составляет основу для использования физической куль­туры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» при­зван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструк­тивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых ка­честв, видов физкультурной деятельности.

Восприятие и осознание феномена содержания образования — проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уров­нях его представления.

На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного си­стемного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого под­растающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.

Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специ­фические функции в общем образовании. Здесь «проявляется» об­раз области образования «Физическая культура» и учебных пред­метов, через которые реализуется ее содержание.

Третий уровень — учебный материал, представляющий кон­кретные элементы состава содержания образования (знания, уме­ния, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.

Эти уровни в совокупности составляют содержание образова­ния (педагогическую модель социального заказа), которое пока лишь


проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образова­ния задано как норма, которая будет материализована в дидакти­ческих процессах на последующих уровнях и функционировании. Основные факторы, определяющие содержание обра­зования предмета «Физическая культура»:

- социальный заказ государства национальным системам обра­зования и физического воспитания;

- состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

- потребности личности в физическом самосовершенствова­нии, саморазвитии;

- идеал формируемой личности;

- потребности экономики и обороны страны;

- возможности государства для реализации формируемого со­держания образования и др.

5.2. Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»1

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Кон­ституции РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с зак­реплением за ней позиции инвариантной составляющей федераль­ного компонента (базовой части) образовательного стандарта. Об­ласть образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориен­тирована на удовлетворение конкретно-исторических потребнос­тей общества (государства) в сфере физического совершенствова­ния учащихся учреждений общего образования в целом.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре состав­ляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адек­ватного потребностям социального заказа государства, нацио-

1 В 1998 г. вышел Временный Государственный образовательный стандарт. В 2002 г. вышел Проект Государственный стандарт образовательной области «Физическая культура».


нальным системам образования и физического воспитания, кото­рый в совокупности с духовно-нравственными качествами пред­ставляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности об­щества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть слу­жит основой для формирования физического и морально-нравствен­ного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образо­вания в данной области, обеспечения здорового образа жизни де­тей, подростков, юношей, их личной физической культуры.

В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.

Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа).

При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компо­нента.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре диффе­ренцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультур­ной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического раз­вития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни.

Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще-развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (пол­ная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические уме­ния, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атле­тике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, едино­борствам); физические упражнения (общеразвивающие, специаль­но-развивающие по видам спорта) и двигательные качества.

Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать.

Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов об­разовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся,


общественности). Вариативная часть выражает особенности куль­турно-исторического развития, климато-географического и соци­ально-экономического своеобразия мест функционирования учреж­дений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физи­ческой культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уров­ню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям релье­фа местности и другим факторам.

Введение временного ГОСа повлекло за собой коррекцию со­держания образования по физической культуре в общеобразова­тельных учреждениях субъектов РФ, активизировало творческую разработку и обоснование содержания регионального компонен­та и их внедрение в практику преподавания данной дисциплины. Однако реализация данного замысла сконцентрирована в основ­ном вокруг этнического наследия народов и народностей респуб­лик в составе России по физической культуре и спорту. В этих целях описываются народные средства физического воспитания, виды спорта, спортивные забавы с последующей их переработкой и включением в региональный компонент образовательных стан­дартов и учебные программы.

Многоплановые исследования, проведенные отечественными учеными, подтвердили педагогическую ценность этнического на­следия в сфере физической культуры и спорта, в физическом вос­питании учащихся сельских общеобразовательных школ в субъек­тах Федерации, где в качестве дополнительного учебного матери­ала использовались некоторые, наиболее популярные среди уча­щихся народные средства физического воспитания.

Признавая рациональность такого подхода в разработке регио­нального элемента содержания образования для сельских обще­образовательных учреждений, следует критически оценивать тен­денцию к копированию этого опыта применительно к физиче­скому воспитанию учащихся школ городской местности, так как народные подвижные игры, физкультурные забавы и виды спорта возникли и развивались в специфических условиях культурно-ис­торического развития этносов. Они соответствуют климато-гео-графическим условиям мест обитания сельского населения, отра­жают своеобразие хозяйственной, военной деятельности, быта народов и других этнических общностей.

Вместе с тем данное положение трудно адаптировать к практике преподавания физической культуры в общеобразовательных учреж­дениях городской местности. Существуют факторы, обусловливаю­щие специфику учебно-воспитательного процесса по данной дис­циплине в городских и сельских школах. Это своеобразие выража-


ется в одно- или двунациональном составе учащихся в селе и мно­гонациональном — в городе, в дифференциации направленности физкультурных и спортивных интересов школьников: безразличии одних к этническому наследию своих нации или народности и ин­тересе других, а также невостребованностью народных подвижных игр, видов спорта и физкультурных забав в городских общеобразо­вательных школах при очевидной эффективности их в селе.

В этих условиях правомочны вопросы: какие виды физической культуры, средства физического воспитания и формы его органи­зации могли бы стать базой для обоснования содержания регио­нального компонента ГОСа по физической культуре? Что может входить в региональный компонент содержания образования по физической культуре в городских общеобразовательных школах? Каков состав детерминантов (определителей) данной (вариатив­ной) части ГОСа? Ответы на эти вопросы дают материалы иссле­дований о месте, роли и значении физической культуры в быту городских школьников, их физкультурных интересах.

Поисковая работа, выполненная на базе одной из средних общеобра­зовательных школ, подтвердила социально-экономическую и полити­ческую обусловленность физкультурно-спортивной ориентации учащих­ся. Так, за годы реформ изменились мотивы занятий учащихся среднего школьного возраста (V—VIII классов) физической культурой и спортом. Если сравнительно недавно учащиеся указывали в качестве доминирую­щих такие мотивы, как желание укрепить здоровье (37 %), иметь краси­вое телосложение (28,7 %), быть разносторонне физически развитыми (19,4 %), для удовольствия (8,6 %) и т.д., то к 1998 г. отмеченные моти­вы претерпели серьезные намерения. На первое место выходит мотив быть сильным, чтобы упрочить собственные позиции среди сверстников (40 %), на второе — развивать силу воли (37,7 %). Мотив, который во второй половине прошлого века был доминирующим — укрепить здоро­вье, переместился на третье место (12,22%).

Соответственно изменился интерес к видам спорта. На первое место переместились спортивные единоборства (восточные боевые искусства, вольная борьба, бокс, дзюдо, самбо). В 1970-х гг. это были спортивные игры. Очевидно, что физическая культура и спорт превратились в важное и наиболее доступное средство укрепления здоровья, коррекции психо­физических аномалий, упрочения социального статуса личности.

Региональный компонент ГОСа для данного типа общеобразо­вательных школ может включать повышенный объем учебного ма­териала, отражающего физкультурно-спортивные интересы школь­ников, учитывать возможности для реализации способностей пе­дагогов физической культуры в их профессиональной деятельно­сти.

При разработке содержания регионального компонента ГОСа по физической культуре не могут игнорироваться фундаменталь­ные принципы государственной образовательной политики стра-

3 Железняк 65


ны. Особое значение при этом приобретают такие, как гумани­стический характер образования, приоритет общечеловеческих цен­ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти; единство федерального культурного и образовательного про­странства; защита системой образования национальных культур и региональных национальных традиций в условиях многонацио­нального государства; свобода и плюрализм в образовании (Закон РФ «Об образовании», разд. I, ст. 2).

В решении данной проблемы должны быть учтены и некоторые принципы национальной системы физического воспитания: оз­доровительная направленность, всесторонность развития личнос­ти, связь с жизнью; основные принципы дидактики, в частности научность, доступность, связь с жизнью и другие материалы адап­тации или преломления последних к принципам предметной ди­дактики, принципы разработки учебных программ по физичес­кой культуре.

Таким образом, в качестве доминирующих факторов, на основе которых должен быть разработан региональный компонент содержания образования по физической культуре, выступают:

- своеобразие климата и рельефа территорий субъектов Феде­рации, включая места расположения общеобразовательных школ;

- особенности этнического наследия населения регионов и тер- * риторий в сфере физической культуры и спорта;

 

- специфика характера и направленности физкультурных и спортивных интересов учащихся общеобразовательных школ на конкретных этапах развития общества;

- индивидуальная дифференцированность спортивно-педаго­гической ориентации учителя физической культуры;

- современные традиции населения на местах расположения учреждений образования в области физической культуры и спорта.

Совокупность этих факторов обусловливает потребность во вве­дении в качестве одного из принципов разработки содержания образования принципа учета зоны ближайшего социально-геогра­фического окружения школьников.

Состав факторов-детерминантов содержания обра­зования по физической культуре, кроме отмеченных, включает:

- социальный заказ государства, идеал формируемой личности, социальный опыт по использованию физической культуры в жизни;

- потребности личности, требования производства, обороны, быта к уровню физического совершенства членов общества;

 

- состояние здоровья населения;

- требования среды обитания (социальной и географической) к психофизической природе обитателя;

- уровень развития науки (общей, психолого-педагогической, медико-биологической, экологической, предметно-частнодидак-тической);


 

- реальные возможности системы образования физического воспитания для реализации социального заказа государства в дан­ной области;

- виды физкультурной деятельности;

- уровень физического развития подрастающего поколения.

Однако количество факторов-детерминантов по предмету «Фи­зическая культура» может быть расширено на последующих уров­нях содержания образования.

Таким образом, под образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» понимается совокупность основных парамет­ров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, выражающей идеал и учитывающей возможности личности и сис­темы образования.

Требования ГОСа служат эталоном оценки основных сто­рон общего среднего образования по физической культуре: систе­мы знаний, навыков и умений, уровня физической подготовлен­ности, а также сформированности видов физкультурно-спортив-ной деятельности и здорового образа жизни школьников.

Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступа­ют: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, ра­бочая учебная программа, учебник по физической культуре.

Базисный учебный план (БУП) — это основной государствен­ный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов (в том числе физической культуры), последователь­ность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый из них. Он включает три основных вида учебных занятий: обязательные, обязательные по выбору, факультатив­ные. Физическая культура относится к обязательным предметам. БУП в нормативном порядке устанавливает продолжительность обучения, количество часов в неделю (3 ч), выделяемое для изу­чения каждого учебного предмета. Кроме того, в этом плане рас­пределено время на обязательные занятия по предметам, отне­сенным к инвариантной части, обязательные занятия по выбо­ру, факультативные занятия; недельную нагрузку учащегося по годам обучения; итоговое количество часов, финансируемое го­сударством1.

1 Приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта Рос­сии, Российской академии образования № 27/15/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», п. 3.1. предусмотрено включение в действу­ющие учебные планы общеобразовательных учреждений в установленном по­рядке проведения обязательных уроков по образовательной области «Физиче­ская культура» в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.


Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура» — это минимум, установленный ГОСом для усвоения учащимися по данной дисциплине и утверждаемый Министерством образования РФ.

Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физи­ческая культура»1 это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержа­ния образования и параметры качества усвоения учебного мате­риала по данной дисциплине. Примерные программы служат ори­ентиром для составления авторских программ, разработки доку­ментов перспективного, оперативного и текущего программиро­вания учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциа­ла учителя, свободы выбора им форм организации и методов ре­ализации учебной деятельности школьников на уроках.

Учебная или авторская программа — это нормативный документ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физи­ческая культура» и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.

Рабочая учебная программа — это документ, который определя­ет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в -конкретном образовательном учреждении в реальных условиях социально-педагогической действительности. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе пример­ных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования РФ.

Учебники по физической культуре выступают в качестве важней­шего средства обучения, основных источников знаний и органи­зации самостоятельной работы учащихся по предмету.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...