Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели предмета «физическая культура»




4Л. Значение и формирование цели предмета «Физическая культура»

Рассмотрение проблемы цели и позиций категориального анали­за в данном случае — способ познания деятельности учителя физи­ческой культуры, элементами которой выступают конкретные науч­но-теоретические категории1, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив, сознание и др.

Человеческое бытие выражается в деятельности: учебной, про­изводственной, культурной, игровой, оборонной, спортивной, физкультурной, рекреационной и т.д. Деятельность людей осу­ществляется в форме реализации конкретных интересов, моти­вов, целей, выражающих общественные отношения людей. От­сюда цель — важная категория философии, психологии, педаго­гики, в том числе педагогики физической культуры. Цель имеет глубокие взаимосвязи с другой категорией — функцией. Так, тру­довая, учебная, игровая и иная деятельности направлены на дос­тижение осознанных волевых целей. Цель интегрирует вокруг себя другие компоненты деятельности человека, такие, как средства, формы организации, методы реализации и характер самой дея­тельности по реализации целей.

Труд, общение, мышление позволяют реализовать сознатель­ные цели людей, что приводит к результатам-отношениям. Так функции и процессы сознания и развития взаимопроникают, пе­реплетаются между собой, меняются местами.

Благодаря действию закона целесообразности социального про­цесса общение и мышление в единстве с трудом приводят к фор­мированию целеподобных функций, таких, как отношения собствен­ности, семьи, нравственности, искусства, религии. По своему социальному значению процесс самодвижения отношений — это реализация высших, основных целей людей.

1 Категория (от греч. kategoria) — понятие философское. Применяется как средство создания картины мира, способов освоения человеком различных объек­тов, норм понимания бытия. Будучи обобщенным понятием, отражает наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.


Между сознательными, осуществляющимися напряжением воли и самодвижущимися целями трудно выявить непосредственную связь. Их взаимопроникновение происходит благодаря взаимопроник­новению функций труда, общения, мышления, являющихся под­основой для упомянутых целей.

Благодаря функциональной напряженности и активности тру­да, общения, мышления взаимопроникновение и взаимопревра­щение определенных категорий системы становится всеобщим, самодвижущимся процессом. Мы уже обозначили взаимопроник­новение и взаимопревращение категорий функций и целей. Здесь только отметим, что функция — такой же атрибут развития, как и цель осознанная. Функция предстает как самореализующаяся цель; цель — это функция, осуществляющаяся усилиями воли личности.

Коренные, сущностные, высшие цели человека реализуются толь­ко в форме самореализующихся функций без его волевых усилий. Этому способствует целесообразность развития социального процесса, причина которой — сообразность социальных процессов целям су­ществования как общества, так и отдельных его индивидов.

Связь между самодвижущимися и сознательными целями чело­века и общества из-за ее обусловленности с последующими пере­ходами функций труда, общения и мышления трудно улавливает­ся и уже по этой причине образует важную проблему философии с последующим ее переводом в сферу смежных социальных наук — психологию и педагогику. Значение этой проблемы еще более ак­туализируется тем, что:

1) самодвижущиеся цели, будучи результатом независимого от сознания процесса развития общества, олицетворяют корен­ные, конечные цели человечества;

2) в силу стихийности процесса реализация самодвижущихся целей — функция нередко приводит к нецелесообразным, неже­лательным последствиям;

3) возможность видения последствий достижения сознатель­ных целей и их взаимосвязи с конечными целями заслоняются многообразием каждодневных, будничных интересов и целей, не всегда согласующихся с конечными целями и затрудняющими про­цесс их реализации.

Отсюда выяснение сути и соотношения понятий человеческих целей (целесообразные и нецелесообразные, сознательные и самодви­жущиеся, конечные и будничные) обретает решающее значение в налаживании и рационализации человеческих отношений и дея­тельности, в том числе педагогической.

Значение категорий цели в системе человеческих отношений обусловлено рядом обстоятельств.

1. Цель — конечный пункт развития человеческих потребно­стей и интересов. Категория цели образует высшую ступень чело­веческих отношений и отношения мышления к бытию.


2. Разумные, логичные, практичные цели — наиболее пластич­ное, малозатратное, высокоэффективное средство преобразова­ния и развития вещей, отношений, знаний, необходимых для че­ловеческой жизни.

3. Категория цели — уникальная функция и ориентир практи­ческой деятельности людей, способствующей ее успеху, разумно­сти и целесообразности.

4. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личност­ных качеств человека, средство его психического и физиологи­ческого благополучия, основание и условие его счастья.

Конечная, самодвижущаяся цель (функция) человека — физи­ческое существование (бытие). В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознатель­ного механизма психики.

Функции труда, общения, мышления индивидов, которые на первый взгляд направлены на реализацию множества будничных целей, в реальности регулируются целесообразностью существо­вания общества и индивидов.

Таким образом, процесс деятельности, в которой реализуется подсознательная цель физического существования человека, про­должается вопреки отклонениям от него будничных интересов и * целей индивидов. На почве этого противоречия возникают и функ­ционируют множества звеньев социальных институтов, регулиру­ющих и движущих процесс существования людей: государство, религия, наука, производство, обмен, собственность, культура, образование, физическая культура и др.

Актуальность функций упомянутых и других социальных ин­ститутов заслоняет вслед за целью существования и другие важ­ные цели. Физическая культура как близко стыкующееся с физи­ческим существованием отношение преследует комплекс таких взаимообусловленных целей, как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Функции физической культу­ры подчинены в конечном счете реализации этих аспектов дея­тельности личности, общества, государства.

Однако проблема в том и заключается, что не всегда эти цели осознаются даже деятелями физической культуры, спорта, обра­зования, воспитания и других сфер из-за непонимания статуса физической культуры как важного базового звена человеческих отношений и деятельности. Значение физической культуры выяс­няется только благодаря рассмотрению его в спектре глобальной, конечной цели человека в физическом существовании.

В отличие от других биологических форм физическое существо­вание человека реализуется через существование множества уже названных и неназванных звеньев социальных отношений, средств, званий, вещей, институтов. Разумные цели и функции физиче-


ской культуры реализуются только в диалектическом взаимопро­никновении всех сопредельных форм физического, духовного и личностного существования человека. Иными словами, не укло­няясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. Вот такими всеобщими для всех звеньев общественных от­ношений и деятельности целями являются вышеназванные об­щие цели физической культуры. Реализация этой цели требует пе­дагогической переработки и включенности в сферы образования, воспитания, развития личности.

Цель предмета «Физическая культура» как категория теории и методики обучения и основной элемент его педагогической си­стемы — педагогически детерминированное представление о соци­ально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результа­тах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине.

Данная категория формирует педагогическую систему учебно­го предмета; выполняет функцию интеграции целей внеурочных форм организации физического воспитания учащихся общеобра­зовательных школ: способствует достижению цели высшего уров­ня — школьного звена национальной системы физического вос­питания; регулирует содержание и работу по физическому воспи­танию детей школьного возраста.

Выделение и обоснование системообразующего фактора — одна из ключевых проблем системных исследований. Под системообра­зующими факторами здесь понимаются силы, явления, предме­ты, связи и отношения, которые содействуют возникновению системности составляющих дидактические основания предмета «Физическая культура». Выяснение сущности этих сил — важная проблема определения системы. Проблема системообразующего фактора исследована в трудах П. К. Анохина, который особо под­черкивал обязательность поиска и формирования системообразу­ющего фактора для исследовательских работ всех видов и направ­лений, связанных с реализацией системного подхода. П. К. Ано­хиным была выдвинута идея о том, что главным системообразую­щим фактором в функциональных системах поведенческого акта человека служит результат функционирования системы. «Решаю­щим и единственным фактором, — писал он, — является резуль­тат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение пол­ноценного результата»1.

Применительно к педагогической системе учебного предмета данное положение означает, что элемент, который обеспечил

1 Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. - С. 59.


внутреннее изменение системы, перевел ее в новое состояние, в последующем будет изменен. Это происходит в силу того, что но­вое состояние системы (ее результат) изменяет условия, вызвав­шие указанные силы (при действии сил). Элемент, который обус­ловил возникновение другого элемента и установил с первым определенные связи, взаимодействие которых приводит к фор­мированию еще одного или нескольких элементов, может быть рассмотрен как системообразующий.

Таким действием в педагогической системе предмета «Физи­ческая культура» служит возникновение конкретно и корректно сформулированной цели учебного предмета. Цель в принципе и есть результат действия, т.е. то, на достижение чего была ориен­тирована деятельность, реализуемая через обсуждаемую систему.

В общей теории системы не отрицается возможность рассмот­рения цели как инвариантного элемента общественной системы в качестве системообразующего фактора. Вместе с тем П. К. Анохин понимал цель как «модель будущих результатов». Подобная интер­претация понятия цели характерна и для других ученых: «модель потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «долгосрочный желае­мый результат» (Р.Акофф и Ф.Эмери), т.е. цель в конечном счете есть результат, или наоборот. Отсюда цель, будучи результатом, может быть рассмотрена как системообразующий элемент дидак-тической системы предмета «Физическая культура».

Значимость цели как главного элемента педагогических про­цессов отражена в научно-теоретическом наследии ведущих педа­гогов XX в. Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с углублением реформ в сфере образования. Реформы пре­доставили свободу выбора и школе, и учащимся, и учителю. Уча­щиеся и их родители определяют тип образовательного учрежде­ния, содержание и технологию учебно-воспитательного процесса. Более того, базисный учебный план, будучи генеральным уров­нем представления стандарта, предусматривает возможность осу­ществления обязательных областей базовой части государствен­ного образовательного стандарта путем преподавания различных учебных дисциплин.

Именно поэтому особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физи­ческой культуры. Цель учебного предмета определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответству­ющего содержания образования и совместно с последним порож­дает такие дидактические процессы, которые своим функциони­рованием гарантируют перевод содержания образования в элемен­ты структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры. Цель предмета объединяет в целое ранее раз­розненные и недостаточно взаимосвязанные составляющие науч­но-методических основ школьной физической культуры.


Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежу­точных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, моти­вации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тен­денцией на взаимосодействие учителя и учащихся.

Учителя физической культуры испытывают затруднения в воп­росах анализа целевого компонента педагогической системы пре­подаваемой дисциплины. Во-первых, они не могут конкретно сфор­мулировать цель предмета. В качестве таковой считают «укрепле­ние здоровья учащихся», «повышение уровня физической подго­товленности», «воспитание всесторонне развитых людей», «гар­моническое развитие школьников», «развитие двигательных ка­честв», «развитие двигательных способностей», «физическое со­вершенствование учащихся» и т. п.

Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая куль­тура» свидетельствует, с одной стороны, о широте возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащейся молодежи, что в принципе общепризнано, с другой — о значительных пробелах в формировании целеполагающего компо­нента педагогической деятельности учителя. Обоснованность этой позиции подтверждается такими затруднениями учителей физиче­ской культуры, как формулирование цели школьного звена наци­ональной (общероссийской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физиче­ского воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учеб­но-воспитательного процесса по физической культуре в школе.

Данное предположение подтверждают исследования сформи­рованное™ и характера проявления на практике частнодидакти-ческих умений учителей физической культуры. Во-первых, доку­менты перспективного (годового) и оперативного (на семестр, триместр, четверть) планирования не содержат конкретно сфор­мулированных целей учебно-воспитательного процесса по физи­ческой культуре. Во-вторых, установлена преемственность учеб­ного материала, содержащегося в документах перспективного, опе­ративного и текущего планирования. Вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев не совпадающие с плано­выми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов педагогической деятельности. В-треть­их, содержание, средства, методы обучения, формы его органи­зации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед.


Причины, обусловившие эти дидактические затруднения, свя­заны со скудностью конкретной информации в учебниках и учеб­ных пособиях по обсуждаемой проблеме. Информация представ­лена с акцентом на формирование и закрепление знаний о значи­мости физической культуры для реализации идеологических уста­новок государства в подготовке подрастающего поколения к тру­довой и оборонной деятельности.

Действительно, важно актуализировать социальный заказ го­сударства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры. Вместе с тем у буду­щих педагогов физической культуры необходимо формировать умение описывать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики. Здесь нужны умения перевода социального заказа общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету.

До настоящего времени все еще нет единых общепринятых подходов к описанию и конкретизации обсуждаемых целей. Ко­нечной целью физического воспитания населения страны в боль­шинстве формулировок целей национальных систем физического воспитания называются формирование гармонически развитых лю­дей, развитие отдельных сторон личности, формирование вида воспитанности или культуры подготовки к трудовой и оборонной я деятельности, развитие комплекса показателей психофизическо­го состояния, подготовка к реализации политических притязаний правящих партий, оздоровление населения, физическое совер­шенство, удовлетворение потребности общества в развитии фи­зических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация лич­ности, подготовка к службе Родине и семье, содействие индиви­ду в развитии его личностных качеств и т.д.

Большинство формулировок целей национальных систем фи­зического воспитания, содержащиеся в публикациях, учебниках и учебных пособиях, отличаются многоцелием и многозвенно­стью выражения конечных результатов. Все это существенно за­трудняет осознание конечного результата функционирования на­циональной системы физического воспитания теми конкретными субъектами, усилиями которых эти цели должны быть достигнуты. У субъектов управления данным аспектом деятельности государ­ства формируется представление о формальности целевой уста­новки, ее нереальности, убеждение в необязательности ее дости­жения. Это порождает формализм в работе руководителей в обла­сти физической культуры и спорта.

Абстрактность цели национальной системы физического вос­питания на высшем уровне управления этим процессом обуслов­ливает серьезные затруднения в определении целей ее звеньев, в частности школьного звена.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...