Этапы дидактических процессов
Дидактические процессы — предмет повышенного интереса специалистов по теории и методике физического воспитания. Еще в 1950-х гг. были выделены «части обучения»: - осмысливание учебного задания; - разучивание двигательного действия; - закрепление и совершенствование; - анализ результатов обучения; - возможность с некоторой условностью «различать стороны, части: а) ознакомление с изучаемым двигательным действием; б) разучивание двигательного действия; в) закрепление и совершенствование приобретенных навыков; г) анализ и оценка усвоения». Отмечалось, что первые три части обучения имеют последовательный характер и составляют этапы обучения. Объектом особого внимания стала данная проблема в 1960— 1970-х гг. В учебных пособиях по теории физического воспитания не уделялось внимание вопросам структуры процесса, выделялись «ступени овладения новым действием» и «этап овладения». В качестве последних назывались «первичные умения», навык, «вторичные умения». Позднее в процессе обучения двигательным действиям были определены пять стадий формирования двигательных навыков: - создание первоначального представления о двигательном действии и установки на овладение им; - образование первоначального умения; - формирование совершенного умения; - становление навыка; - достижение вариативности навыка и умение его применять. Одновременно обозначились и соответствующие им пять этапов процесса обучения: - первоначальное ознакомление с действием; - первоначальное овладение действием; - уточнение двигательного действия; - закрепление двигательного действия; - достижение мастерства. В последние десятилетия XX в. в учебных пособиях по теории и методике физического воспитания упрочилась трехэтапная структура дидактических процессов: ознакомление с двигательным действием; разучивание и совершенствование. В учебниках 1990-х гг. выделено четыре этапа: ознакомление с двигательным действием; начальное разучивание двигательного действия; закрепление приобретенного элементарного умения; обучение применению навыков в различных условиях.
Даже опытные учителя физической культуры в качестве конкретной задачи своего урока указывают совершенствование изучаемых двигательных действий (прыжка в высоту, длину, метаний, стартового разбега, сложных упражнений гимнастики, спортивных игр и т.д.). В подобных случаях процесс «совершенствования» может сводиться к многократному выполнению данного двигательного действия, закреплению тех ошибок техники, с которы-. ми учащиеся и явились на данный урок. Исследования, проведенные в 1975— 1998 гг. по проблемам усвоения учащимися учебного материала по разделам спортивных игр (баскетбол), гимнастики и легкой атлетики на уроках физической культуры, показали, что большинство учащихся IV—IX классов (60 — 65%) общеобразовательных школ не достигают уровня двигательного навыка даже при средней продолжительности обучения конкретным двигательным действиям на 10—12 уроках. Многие педагоги физического воспитания упрощенно понимают понятие совершенствование. Анализ неудачных уроков физической культуры позволяет выделить в качестве одной из важных причин произвольную трактовку учителями названия этапов процесса обучения и их содержания. Различие в названиях этапов, нестабильность их количественного состава, отсутствие толкования таких понятий, как ознакомление, первоначальное, начальное, углубленное, детализированное разучивание и др., затрудняет целеполагание как компонент педагогической деятельности учителя физической культуры. Это приводит к просчетам в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации, снижающим результативность учебно-воспитательного процесса по школьной физической культуре.
Поэтому, основываясь на трудах дидактиков, специалистов по теории и методике физического воспитания и материалах анализа опыта работы учителей физической культуры, предлагается по- этапная структура, которая максимально учитывает специфику данной дисциплины и концепцию общего среднего физкультурного образования школьников. Структура процесса обучения Первый этап. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого дви гательного действия. К началу обучения конкретному двигательному действию часть учащихся класса (30 — 35 %) не готовы усвоить его. Это объясняется: - различием уровней двигательной подготовленности и физического развития; - характером сформированности и направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста; - отношением учащихся к предмету «Физическая культура» и к учителю; - различием в уровнях профессионально-педагогической подготовленности педагогов физического воспитания. Поэтому опытные педагоги практикуют опережающее планирование изучения отдельных тем и разделов учебной программы. Цель этапа — целенаправленно на протяжении определенного периода времени устранить пробелы в двигательной подготовке учащихся. Возможно введение подготовительного этапа в структуру процесса обучения1. Необходимость выделения первого, подготовительного этапа обучения объясняется своеобразием учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», опытом учителей, осуществляющих опережающее планирование части учебного материала с целью предварительной подготовки учащихся к усвоению тех или иных разделов программы. Цель подготовительного этапа — обеспечение у всех учащихся класса нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому учебному материалу. Во время подготовительного этапа создается фонд двигательных координации, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучаемого двигательного действия.
Характерные особенности подготовки. Физиологические. Проявляются в процессе формирования двигательных координации, необходимых для усвоения основного двигательного действия, учащиеся выполняют отдельные движения, представляющие своеобразные его субструктуры. Так формируются функциональные системы субструктур основного двигательного действия (мотивация, афферентный синтез, решение, возникновение программ и акцептора действия обратной афферентации). При этом актуализируется прежний двигательный опыт, из аппа- 1 Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте. — М., 1981. — С. 140— 141. I 91 ратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движущихся частях тела, о временных, пространственных и динамических характеристиках и т.д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов, которых не оказалось в двигательном опыте учащегося, но необходимых для успешного усвоения двигательного действия. Таким образом, физиологические особенности подготовки на этом этапе заключаются в формировании базы частных двигательных координации или их отдельных элементов. Психологические. У учащихся формируются частные двигательные умения, своеобразные субсистемы, возможные компоненты программы деятельности по усвоению основного двигательного действия. Происходит направленное развитие интересов и потребностей, нацеленных на формирование в последующем доминирующей мотивации, сильного стимула для усвоения основного движения. Одновременно развиваются волевые качества, необходимые для возникновения решения действовать. Педагогические особенности связаны с психолого-физиологическими характеристиками и обусловливают необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, выбора оптимальных средств, форм, методов их решения. Наибольшая трудность для учителя — определить, когда следует начать подго- т товительную работу, как выявить учебные возможности и навыки учебного труда учащихся по предмету «Физическая культура».
В зависимости от этих и других факторов при разработке документов перспективного (годового) и оперативного (четвертного), поурочного (текущего) планирования педагог определяет продолжительность подготовительного периода. Следует иметь в виду, что подготовительную работу педагог ведет параллельно с решением основных образовательных задач во время изучения основного учебного материала. Значит, между ними должна быть и определенная дидактическая взаимосвязь. При этом необходимо дифференцировать педагогические воздействия, поскольку велик диапазон колебаний показателей учебных возможностей школьников по предмету «Физическая культура». Учителю приходится чаще использовать индивидуально-групповые формы взаимодействия. Цель этапа— обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия. Задачи: 1) определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие; 2) выявить основные группы учащихся, чтобы дифференцировать процесс обучения; 3) отобрать рациональные средства, формы и методы дифференцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе;
4) сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме; 5) развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня. Количество и последовательность педагогических задач данного этапа могут варьировать в зависимости от координационной сложности двигательного действия, особенностей учащихся, материально-технической базы школы и личного опыта учителя физической культуры. Рекомендуемые методы обучения: - словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия, беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции); - упражнения (общеразвивающие, подготовительные и подводящие). Показ физического упражнения будет полезным из группы методов обеспечения наглядности. Второй этап. Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме. На основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координации учащиеся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу типовой техники. Характерные особенности подготовки. Физиологические: иррадиация коркового возбуждения, недостаточность тормозных реакций, что вызывает неточность движения и неустойчивость ритма. Возможное проявление защитных реакций, в результате чего ограничивается амплитуда движений, и они становятся скованными. Ограниченность сенсорного анализа и коррекции движения, значительное напряжение нервной системы вызывает сравнительно быструю утомляемость. Это приводит к неустойчивости движений и искажениям их структуры при повторных выполнениях.
Психологические: недостаточное осознание двигательных ощущений, динамических характеристик двигательного действия, слабое знание основ техники, ошибочное субъективное восприятие структуры выполняемого действия. Педагогические. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно. Сознание участника загружено контролем каждого движения, работа выполняется нерационально и на фоне выраженного утомления. Способ решения двигательной задачи не определен, продолжается поиск оптимального решения. Поэтому при выполнении двигательного действия могут возникать искажения пространственных, временных и динамических характеристик изучаемой техники. Появляется необходимость разучивать движение по звеньям (элементам, субсистемам), чтобы в дальнейшем овладеть общим ритмом двигательного действия. Важно предупредить возникновение ошибок и их закрепление при повторном выполнении движения. Цель этапа — обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему. Задачи: 1) создать представление об изучаемом двигательном действии; 2) сформировать у учащихся установку овладеть двигательными действиями; 3) выполнить двигательное действие по частям; 4) овладеть общим ритмом действия; 5) определить типичные затруднения учащихся при выполнении двигательного действия; 6) устранить грубые ошибки. Рекомендуемые методы обучения: упражнения (подводящие и имитационные физические упражнения, разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое упражнение, предписывание алгоритма движений); наглядности (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, характерных-для данного упражнения обеспечения); словесное воздействие (объяснение способа решения двигательной задачи, знакомство с основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися). Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии. Третий этап. Формирование двигательного навыка. На этом этапе необходимо сформировать способность учащегося выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и результат действия. Характерные особенности подготовки. Физиологические: многократное повторное выполнение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации позволяет систематически уточнять афферентный синтез, программу и акцептор действия и обратной аффе-рентации. Процесс возбуждения концентрируется в соответствующих двигательных центрах; уточняются тормозные реакции. Специализируются условные рефлексы; формируются двигательные дифференцировки. Движения с каждым разом все больше автоматизируются, и устанавливается системность протекания нервных процессов. Ведущую роль в управлении движениями играет двигательный анализатор. Психологические. В процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные, пространственные и динамические характеристики. Расширяются возможности осознанной коррекции в реализации программы действия; уточняются двигательные представления и ощущения; формируется установка на усвоение изучаемого двигательного действия. Развиваются необходимые для решения двигательной задачи волевые качества. Педагогические. В процессе дидактического взаимодействия у учащихся формируется способность выполнить двигательное действие сравнительно легко, как бы автоматизированно, сосредоточив внимание лишь на результате. Углубляется понимание его техники, осознаются и уточняются временные, пространственные и динамические характеристики, устраняются искажения в технике исполнения. Деятельность взаимодействующих сторон приобретает характер взаимодействия. Цель этапа — сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик. Задачи: 1) добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия; 2) устранить типичные ошибки, допускаемые учащимися при усвоении техники данного двигательного действия (указать, какие именно); 3) обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик; 4) то же, но с соблюдением характерных динамических и пространственных параметров. Рекомендуемые методы обучения: упражнения: 1) многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов; 2) то же, но с изменением привычных при предыдущих повторных выполнениях внешних условий; 3) выполнение более сложного варианта движения; 4) эпизодическое выявление отдельных элементов, фаз движений в целях их детализации; 5) выполнение упражнения с проговариванием про себя; 6) выполнение упражнения с проговариванием вслух (с комментариями о последовательности операций или о качестве выполнения). Наглядные методы: фотокиноматериалы (визуальные), чертежи, схемы, макеты, их демонстрация с акцентом внимания на отдельные элементы или изолированный показ в замедленном темпе (если это возможно) этих фаз или элементов. Словесное воздействие (взаимоанализ учителя и учащихся, обсуждения учащимися). Срочная информация должна быть предельно конкретной, немногословной, но понятной. Обычно она выражается одним словом, к примеру: «да», «нет», «хорошо», «плохо», «выше», «ниже», «быстрее», «резче», «сильнее», «удар», «рывок», «спокойно». Такая информация имеет ярко выраженный индивидуальный оттенок и нацелена на устранение неточностей. Эту информацию можно назвать срочной на уроках физической культуры. Словесные воздействия в перерывах между повторными упражнениями представляют собой отсроченную информацию. Она передается группе учащихся или отдельным школьникам в процессе разбора, анализа качества выполнения, обсуждения с учащимися. Кроме того, здесь приемлемы самоотчеты, взаимоотчеты, взаимообсуждения, идеомоторная тренировка. Возможны такие приемы, которые мы отнесли ранее к группе методов упражнения, как выполнение двигательного действия с проговариванием про себя или вслух. Четвертый этап. Закрепление освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой). На этом этапе должно быть достигнуто стабильное выполнение двигательного действия, которое было предметом изучения в предшествующий период. Условия, которые сопутствовали формированию навыка выполнения данного двигательного действия, не меняются. Учащихся нацеливают на приобретение «запаса прочности» в воспроизведении техники изучаемого движения: выполнять его свободно и за сравнительно меньшее время, сконцентрировав внимание в основном на ритме действия, моментах приложения основных усилий и конечном результате. Несколько увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки. Характерные особенности подготовки. Физиологические. Они обусловлены закреплением выработанной функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности. Афферентный синтез сокращается вплоть до «пусковой афферентации», сужается обратная аффе-рентация. Управление движениями осуществляется в основном по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчивость нервной системы к утомлению. Достигаются прочность следов выработанных двигательных координации и долговременность их сохранения. Психологические. Они связаны с частичным освобождением сознания от излишнего напряжения по управлению движениями. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные звенья двигательного действия и его результат. Однако это не означает, что повторно выполняемые (закрепляемые) двигательные действия становятся бессознательными, они иначе осознаются. На этом этапе формируются тонкие, специализированные ощущения, связанные с закрепляемым двигательным навыком. Повышается устойчивость действия к сбивающим факторам внешней и внутренней среды. Педагогические: а) закрепление изученного двигательного действия в процессе По мере углубления и закрепления двигательного действия количество повторений увеличивается. В дальнейшем повторное исполнение сопряжено с сокращением интервала отдыха между упражнениями. Существует мнение, что количество повторений необходимо оптимизировать. Теория обучения в физическом воспитании не располагает рекомендациями, хотя бы усредненными данными об оптимальном количестве повторений на разных этапах обучения, по годам обучения (классам) и по конкретным разделам школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и др.) по физической культуре. Как известно, результативность обучения зависит от количества повторений изучаемого движения. Однако оно не должно быть чрезмерным. Оптимальным следует считать такое число повторений, которое дает ожидаемый педагогический эффект (развитие качеств, воспроизведение техники). Если же результаты выполнения движения ухудшаются, повторять упражнение не следует; б) нацеленность деятельности учителя и учащихся на дальней Цель этапа — достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях. Задачи: 1) добиться стабильности исполнения изучаемого двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических или пространственных характеристик; 2) сохранить стабильность воспроизведения техники физического упражнения при многократных повторениях, на 1/3 превышающих привычный для учащихся объем физической нагрузки; 3) сохранить стабильность техники при повторном выполнении и сокращении обычного интервала отдыха между упражнениями и др. 4 Жолсзннк 97 Рекомендуемые методы обучения: упражнения (многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки и изменением привычных условий); словесное воздействие (идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися; выполнение движения с проговариванием про себя и вслух); наглядность (демонстрация кино- и видеозаписей, вычленение отдельных элементов и их замедленный показ, показ схем, кинограмм, рисунков, макетов и других полезных материалов). На этом этапе, как и на всех предыдущих, комплексно применяются все группы методов. Методы обучения почти интегрируются с методами развития двигательных качеств. На данном этапе важное место отводят идеомоторной тренировке. Пятый этап. Формирование умения использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Этот этап вводится в соответствии со спецификой цели, задач и содержания образования по предмету «Физическая культура». В настоящее время активизировалась работа по обоснованию содержания, форм, методов организации самостоятельных занятий школьников физической культурой и спортом (Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин и др.). Один из^ путей кардинального решения этой проблемы — ее отражение в содержании и структуре процесса обучения по физической культуре. В механизмах функционирования процесса обучения есть не только внешние воздействия учителя на учащихся, но и самовоздействия личности: самообучение, самовоспитание, самосовершенствование. Сущность этапа выражена в целенаправленном и систематическом включении изучаемых на уроках физической культуры двигательных действий в содержание самостоятельной физкультурной деятельности учащихся различных форм. Это могут быть внепредметные (внеурочные) занятия в общеобразовательной школе, внешкольные формы организации, включая неформальные группы и объединения. На этом этапе необходимо освоить двигательный навык настолько, чтобы он приобрел оттенок индивидуальной техники исполнения и мог быть использован вариативно. Завершающий этап дидактических процессов по физической культуре, на котором приобретаются двигательные умения высшего порядка, выступает в качестве своеобразного «блока» для организации физкультурной деятельности учащихся, формирования видов такой деятельности. Характерные особенности подготовки. Физиологические. Формирование функциональной системы отдельных элементов «блоков» физкультурной деятельности учащихся. Двигательный навык приобретает вариативный характер, индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, включается как элемент в формирующуюся или модернизирующуюся функциональную систему. Функциональная система, связанная с образованием навыка конкретного двигательного действия, в данном случае включается в функциональную систему деятельности или его элемента, «блока», что, возможно, потребует частичной перестройки уже закрепленного или формирующегося динамического стереотипа. Психологические. Расширение представлений учащихся о своих двигательных способностях и деятельности, элементом которой становится конкретный двигательный навык. На этом этапе предъявляются довольно высокие требования к волевой сфере учащихся, что связано с необходимостью самостоятельно использовать изученное двигательное действие. Осуществляется интеграция специальных знаний, инструктивных навыков и умений с двигательным навыком и подчинение этого объединения деятельности или его элементу. Педагогические: а) слияние теоретической и двигательной подготовки с эле б) возможность устанавливать функциональные связи между Включение этого этапа повышает результативность комплексных программ физического воспитания школьников. Цель этапа— формировать умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Задачи: 1) положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом; 2) формирование убеждения в прикладной ценности двигательных действий, рекомендуемых для обогащения содержания физкультурной деятельности; 3) знание инструктивно-методической направленности (место двигательного действия в структуре других элементов деятельности, профилактика травматизма, объем и интенсивность физической нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических упражнений на занятиях индивидуальных и групповых и т.д.); 4) формирование инструктивных навыков; 5) формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля; научить школьников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности. Рекомендуемые методы обучения: стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения, восстановления организма, развития личностных качеств человека и др.; чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в классе, группе учащихся, самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов); организация и осуществление физкультурной деятельности учащихся (беседы, объяснения, инструктирование команды, распоряжения, указания, предъявляемые в виде частной и письменной информации); наглядные воздействия (показ способа выполнения элемента деятельности, просмотр видео-, диа- и художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации; практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом); контроль и самоконтроль (частные и письменные), наблюдение и самонаблюдение, организация контрольных испытаний и самоконтроль, зачет, экзамены и т.д. Для реализации задач данного этапа необходимо обновление Положения о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ, утратившего силу в связи с ликвидацией союзных органов образования. Таким образом, в структуре дидактических процессов этапы — это «шаги» процесса обучения, его взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности (рис. 4). «Шаг», будучи наименьшей функциональной единицей, выступает своеобразной клеточкой, образующей циклы технологии учебного процесса различной продолжительности: урок, система, учебная четверть, семестр, учебный год, ступень школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|