Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Will - воспитание воли к действию

Содержание

 

1. Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования. 2

2. Коучинг – консультирование, как бизнес. 7

Литература. 11

Приложение 1. 12

 


Психологическое консультирование все больше входит в нашу жизнь и все больше направлений, которые развиваются, как бизнес. Одно из таких направлений – коучинг.

 

Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования

 

"Принципы коучинга основаны на достижении современной западной психологии и древней восточной мудрости", Джон Уитмор.

 

Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.

Коучинг – профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а так же его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента [1].

Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя в поиске решений задач клиента. Коуч раскрывает творческий потенциал каждого клиента, поддерживает и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента.

Главные задачи коучинга:

разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи следующих инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса;

принятие конечного решения клиентом;

стимулирование самообучения;

полное раскрытие потенциала клиента;

повышение мотивации клиента.

Модели коучинга, разработаны Джоном Уитмором. В оригинале они представляют собой "Goal", "Reality", "Options", "What". В целом модели коучинга образуют аббревиатуру GROW, что в переводе означает "РOCT":

Goal - постановка цели

Reality - анализ реальности

Options - определение возможностей к действии

Will - воспитание воли к действию

Направления коучинга:

Бизнес-коучинг: решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека – то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:

Коучинг для руководителей – все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее: лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование, и т.п.;

Коучинг для рядовых сотрудников компании: как войти в коллектив, став своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя – как грамотно работать с возражениями потенциального клиента), и многое другое.

Личностный коучинг: решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:

Коммуникативное – выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);

Личностное – работа клиента со своей личностью – уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни (кто я? куда и зачем жить? почему именно так, с этим человеком? и т.п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость – как управлять эмоциями, и многое другое.

По мнению С. Авдеева, коучинг необходим «всем, кто понимает, что жизнь – это движение, а смерть – остановка. А двигаются те, кто имеет смелость желать большего, чем есть сейчас, кто готов время от времени пересматривать свои привычные стратегии (жизни, общения, работы) и повышать качество своей жизни и/или работы». Автор выделяет две категории людей, которым необходим коучинт:

Пользователи – это люди, чья работа так или иначе связана с менеджментом, либо – консультированием, лечением, обучением. Это менеджеры, что уже пришли к пониманию того, что старые методы управления подчиненными не только не способствуют их эффективной работе, но и подавляют инициативность, делают подчиненных безответственными, работающими «для галочки», не желающими вкладываться в компанию временем и силами. Это менеджеры по персоналу, что ищут новые способы построения кадровой политики, пути формирования лояльности персонала, болеющего за компанию душой. Это консультанты, психологи, психотерапевты, ищущие новые эффективные методы работы.

Клиенты – от бизнесменов до домохозяек. Все, кто готов стать самодостаточным в бизнесе, личной жизни.

У коучинга есть существенные отличия от психотерапии, консультирования, тренинга.

Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Консультант – дает рекомендации, с ним совместно формируется образ желаемого результата,. Тренинг по сути своей представляет совокупность приемов, техник и прочего инструментария, которым на тренинге учат пользоваться. В отличие от этого, коучинг подразумевает не только устранение психологического дискомфорта у клиента, но коуч – консультант закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать – сам, без чьей бы то ни было помощи.

Коуч дает советы и рекомендации, может выступать в роли тренера, но только в самую последнюю очередь – если совет попросил клиент. Например, у него нет времени вместе с коучем разбираться в ситуации – нужен быстрый ответ: куда вложить деньги.

Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.

Основная философия коучинга – человек сам знает, как решать свои задачи, ему нужно лишь немного помочь. Философия коучинга базируется на следующих принципах:

Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.

Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом. Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.

Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

Поэтому коуч не даёт советов!

Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание. (Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи).

Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

Т.В. Гагин говорит о том, что «Человек сам знает, как ему нужно измениться, или что надо делать и прямо сейчас, и вообще. Может быть он не понимает своего знания, но это знание у него есть». А у коуча есть опыт и квалификация Коуч поможет четче осознать цели и их важность, а так же возможные преграды, что мешают на пути.

Коучинг не соответствует традиционным запросам: хочу много, и чтобы самому ничего не делать. Клиент, приходя к коучу обычно обнаруживает, что большую часть времени говорить, ставить цели, искать варианты решений, ответы на свои вопросы он будет сам. Коуч будет только спрашивать. Коуч завалит вопросами, и некоторые из них будут неприятными. Почему до сих пор не достиг своей цели? Что мешает? Чего боишься? В чем прелесть для тебя до сих пор топтаться на этом месте? Какие есть выгоды для тебя быть неудачником (или, например: постоянно волноваться, быть таким агрессивным)?

Значительная часть времени общения с коучем будет посвящена осознанию – какие есть преграды, почему до сих пор клиент не получил желаемое. О каких преградах идет речь?

Часто, чтобы достичь результатов, клиенту приходится «выходить из зоны собственного комфорта», где существует чёткая иерархия организационной структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.

Не смотря на отличия, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент. Приставка «коуч» означает, что работа базируется на философии коучинга, принципах его работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...