Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная практика 2015 года




№ п.п. Краткое описание ситуации Правовая аргументация решения
  Решения по делам К-510/15 от 07.05.15 года и ВП-111/15 от 19.10.15 года Заказчик превысил полномочия, описав в техническом задании не только оплачиваемые работы, но и требования к материалам. Помимо ссылок на действующие стандарты, в документе содержались условия о предоставлении точных характеристик. Участники обязаны были включить в заявку сведения, получить которым можно лишь по итогам фактических замеров. Аналогичную ошибку допустили при разработке аукционной документации сотрудники Минфина РФ. В ведомости объемов работ по контракту они установили жесткие требования к используемым материалам. Закон же не обязывает участников закупки иметь их на момент подачи заявки. Претендентам достаточно согласиться на условие о выполнении работ или выпуске товара с учетом положений какого-либо стандарта.
  Решения по жалобам №К-1474/15 от 05.11.15 года и №К-1650/15 от 01.12.15 года. Ошибку в составлении документов допустила контрактная служба Ростовского областного суда. В техническом задании сотрудники антимонопольной службы обнаружили требования об описании технологии производства материалов, используемых при выполнении работ. Этот раздел признали недействительным, напомнив об отсутствии упоминаний о такой обязанности в законе 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание о внесении изменений.
  Решение по делу №К-1422/15 от 27.10.15 года. Рассматривая жалобу одного из участников процедуры, сотрудники антимонопольного органа выявили нарушение правил описания результата работ. Комиссия посчитала необоснованным установление жестких параметров толщины клеевого слоя. Заказчику следовало установить критерий оценки всего комплекса работ по тендеру, а не отдельных его элементов.

Юридическое обоснование позиции

Порядок составления заявки, ее форму и содержание заказчик прописывает в закупочной документации, руководствуясь статьями 33, 50, 51, 56, 64, 66 закона 44-ФЗ от 05.04.13 года. Нормы позволяют определять основные параметры, не устанавливая необоснованных ограничений.

Сотрудники ФАС РФ обратили внимание, что на этапе борьбы за заказ у бизнесмена может не быть в наличии продукции. В большинстве случаев товары производятся уже после заключения контракта. Включение требований о точном описании, например, химического состава становится непреодолимым препятствием для добросовестных предпринимателей. Такую информацию они попросту не могут представить заказчику. В результате доступ к закупкам получают лишь компании, на складах которых присутствует достаточный запас материальных ценностей.

Ситуация противоречит принципу равных возможностей. Именно поэтому описанные выше требования сотрудники ФАС РФ признают нарушением. При выявлении фактов они намерены привлекать должностных лиц к ответственности по статье - 7.30 КоАП России.

Таким образом, аналитики пришли к ряду важных выводов:

  • При разработке закупочной документации можно устанавливать требование к товару, услуге или работе.
  • Запрещено оговаривать параметры материалов, которые участник не обязан иметь в момент подачи заявки.
  • Не допускается включение в техническое задание условий об описании технологий изготовления сырья, а также отдельных частей продукции.
  • Во избежание вольных трактовок следует использовать в документации отсылки к действующим стандартам и прочим техническим регламентам.

Ограничение конкуренции при проведении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» может считаться обоснованным, если оно не противоречит нормам Положения о закупке и объяснимо действительными потребностями заказчика.

В качестве одного из принципов Закон 223-ФЗ провозглашает отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2 ч.3 статьи 3). При этом ни закон, ни один из действующих подзаконных актов не дает определения того, что такое «обоснованность» ограничения конкуренции. А вопрос крайне важен, поскольку любое установленное заказчиком требование всегда ограничивает конкуренцию, отсекая предложения, которые выдвинутому требованию не соответствует. Хорошо, если особенности рынка закупаемой продукции таковы, что есть требования, вытекающие из законодательства (виды деятельности, требующие лицензии или допуска, наличие технического регламента на продукцию и т.д.). Но как быть, ели такого обоснования нет?

часть 1 статьи 17 действующего Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений».

 

При назначении любого требования заказчик должен оставаться в рамках положения о закупке и внимательно следить за тем, чтобы не была формально нарушена ни одна норма о порядке назначения требований, о допустимых пределах (если это применимо). Если на предприятии есть такие документы, как техническая политика, а политика в области качества и требования вытекают из них, то доказать обоснованность требований всегда будет легче. При этом целесообразно прямо упомянуть в положении о закупке, что при назначении требований заказчик вправе использовать вышеназванные документы. И в любом случае, назначенные требования целесообразно согласовать или утвердить компетентным органом – закупочной комиссией или экспертной группой. Опыт подсказывает, что при таком подходе вероятность получить оспариваемые требования резко снижается.

И последнее. При назначении требований к участникам нельзя забывать о том, что они должны быть «измеряемыми» (п. 4 ч. 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ). Однозначной трактовки этого термина также нет, но опыт проведения закупок показывает, что однозначно «измеряемыми» требованиями являются те, которые либо являются численными, либо подтверждаются документом, выдаваемым не заказчиком (лицензия, допуск и т.д.).

cтатья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3. Запросы на разъяснение положений документации.

Для участия в электронном аукционе необходимо внимательно отнестись ко всей аукционной документации. Формируя такую документацию, любой организатор торгов стремится учесть свои потребности по максимуму. Кроме того, в тендерной документации часто можно наткнуться на «подводные камни», то есть обязательства, которые неопытными участниками государственных закупок могут быть и не замечены.

Организатор торгов стремится создать таким образом максимально удобные условия для того, чтобы контролировать исполнение обязательств будущего контракта. Кроме того, условия контракта призваны дать возможность отсеять неподходящих участников на любом этапе размещения заказа.

Если вы подаёте запрос на разъяснение имеющейся тендерной документации, то можете прояснить таким образом и в некоторых случаях даже изменить закупочные условия, которые в ней представлены. Однако многие участники торгов, особенно новички, зачастую начинают изучать документацию, когда уже пришла пора подписывать контракт.

Последствия такого подхода к изучению тендерной документации могут быть разными:

1. Заказчик может отклонить заявку на участие по первым частям.

2. Заказчик может отклонить заявку на участие по вторым частям.

3. Исполнитель не сможет заключить контракт и, следовательно, потеряет деньги, вложенные в заявку на участие. Кроме того, компания может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.

4. Если исполнитель уже заключил контракт, то он не сможет выполнить обязательства. Денежные средства он также потеряет, и компания может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.

Между тем, всех этих проблем можно будет избежать, если предварительно подробно изучить документацию. Если вы обнаружите, что требования организатора торгов, которые изложены в тендерных документах, не соответствуют действующему законодательству, или есть другие «подводные камни», то нужно подготовить запрос на разъяснение документации и направить его организаторам торгов.

Запрос на разъяснение положений документации открытого аукциона в электронном виде

Прежде чем в электронной форме проводить открытый аукцион, заказчик должен не менее чем за 20 дней до окончания срока приёма заявок разместить извещение о планируемом аукционе на официальном сайте. Если цена за лот составляет 3 млн рублей или менее, то заказчик имеет право размещать такое объявление за 7 дней или ранее до того, как завершится приём заявок.

После публикации извещения любой аккредитованный участник, у которого есть электронно-цифровая подпись, имеет право подать запрос о разъяснении документации. Сделать это можно из личного кабинета на электронной торговой площадке, и это могут делать как подавшие, так и не подавшие заявку участники. Получив запрос, оператор в течение часа должен перенаправить его заказчику, при этом не разглашая имя подавшего запрос участника. В течение двух дней после получения запроса заказчик должен представить разъяснение электронной аукционной документации на официальном сайте госзакупок. Если заказчик не соблюдает эти сроки, то аукцион может быть признан недействительным, поскольку эти нарушения находятся под контролем ФАС.

Принимать запросы на разъяснение заказчик может не позже чем за 5 дней до окончания срока приёма заявок, если лот стоит более 3 млн рублей, и не позже чем за три дня, если цена не превышает 3 млн рублей.

По одному аукциону можно подавать не более трёх запросов. В запросе должны содержаться ссылки на соответствующие законодательные акты, номера пунктов и подпунктов, которые необходимо разъяснять, а также суть проблемы, описанная лаконично и чётко.

Если же заказчик проигнорирует ваш запрос, то вы имеете право подать жалобу в Управление ФАС. Решение по существу такой жалобы должно быть принято в течение пяти рабочих дней после поступления. ФАС имеет право приостановить размещение заказа, пока такое решение не будет принято. Итогом рассмотрения жалобы может стать также и отмена проведения аукциона. Однако если размещение заказа не было приостановлено или отменено, а вы уже подали заявку на него и согласились с электронной документацией, то обязаны ей следовать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...