Глава 3. Управление затратами как элемент финансового менеджмента. Проблемы и перспективы развития финансового менеджмента в КБ
3.1 Проблемы финансового менеджмента в КБ Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном -- в том, что финансовый менеджмент -- это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента в коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк - конструктор перестройки банковской системы. Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях - это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк - это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке - это совокупность финансовых отношений.
3.2 Себестоимость банковских продуктов и услуг и их формирование
Коммерческий банк, начиная свою деятельность в определенном сегменте финансового рынка или принимая решение о дальнейшем ее расширении, должен быть уверен, что все затраты окупятся и принесут прибыль. Соизмерение затрат и результатов является важнейшим элементом финансового менеджмента в банке. Без учета этого могут быть допущены непоправимые ошибки при выборе экономической политики банка, принятии важных управленческих решений, определении видов банковской деятельности, определении оптимальных объемов и структуры активных и пассивных операций, а также при установлении тарифов на услуги, являющиеся весомым имиджевым фактором для банка. На первый взгляд очевидным является экономическое поведение субъектов рынка, и в частности банков, соответственно которому они обязаны "экономить". Практически в каждом банке имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня. Это позволяет добиваться не только роста экономической эффективности деятельности, но и повышения уровня конкурентоспособности, поскольку снижение затрат позволяет банку устанавливать более низкие и гибкие тарифы, что дает важное преимущество перед конкурентами. Однако есть ряд вполне объективных факторов, под влиянием которых банк вынужден зачастую идти на увеличение затрат: укрепление имиджа банка, необходимость освоения новых сегментов рынка, формирование материальной и нематериальной базы, удовлетворение потребности в высококвалифицированных, а соответственно и высокооплачиваемых специалистах и т.д. Следовательно, перед банком стоит задача не просто снижения уровня производимых текущих и будущих затрат, но и, что более важно, их оптимизация адекватно стратегическим целям и задачам банка, а также требованиям рынка банковских услуг. Данная задача может быть решена только на основе системы эффективного управления затратами. Только такой подход может реально способствовать повышению эффективности работы банка.
В условиях все возрастающего интереса к затратам как особому элементу финансового менеджмента возникает потребность обобщить и систематизировать как, управляя затратами, обеспечить финансовую устойчивость капитала банка; какими способами и методами можно оптимизировать затраты банка. Управление затратами является обязательным элементом финансового менеджмента, поскольку отражает философию бизнеса независимо от сферы его функционирования: получение наибольшей прибыли при наименьших затратах. Среди трудов российских авторов, внесших определенный вклад в формирование теории управления затратами, можно в первую очередь назвать работы В.В. Ковалева, И.А. Бланка, И.Г. Кондратовой и С.А. Котлярова, посвященные финансовому анализу и управлению капиталом предприятий в современных условиях[3]. Основные концепции - временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, цена капитала и др., на которых базируется финансовый менеджмент и которые нашли отражение в работах названных авторов, предполагают постоянное соотнесение пущенного в оборот капитала и полученной прибыли. Как справедливо замечает В.В. Ковалев, любое инвестиционное решение, являясь субъективным, имеет стохастическую природу, степень же его объективности зависит от разных факторов, в частности от цены источников средств, возможности их получения, точности прогнозируемой динамики денежного потока[4]. В свою очередь, каждый источник финансирования, определяемый предприятием, имеет свою цену, а его обслуживание может обходиться каждому отдельному предприятию неодинаково. В определенном смысле затраты закономерно приобрели статус важнейшего элемента управления капиталом предприятия, базового элемента бухгалтерской и финансовой отчетности, наконец, важнейшего направления экономического и финансового анализа. При этом общепризнанной целью финансового менеджмента предприятия, причем независимо от сферы и масштабов его деятельности, наряду с лидерством в борьбе с конкурентами, максимизацией "цены" предприятия, ростом объемов производства и реализации, максимизацией прибыли, являются минимизация расходов и обеспечение рентабельной деятельности.
Особого внимания заслуживает работа С.А. Котлярова "Управление затратами"[5], которую автор, один из немногих на сегодняшний день ученых, посвящает специальному исследованию вопросов управления затратами предприятий, достаточно полно рассматривая аспекты исторического развития и становления системы управленческого учета затрат. Практически все авторы едины в своем подходе в том, что эффективность управления предприятием во многом зависит от оценки его финансового состояния, оценки возможных и целесообразных темпов развития предприятия с позиций их финансового обеспечения. При этом управление затратами может предполагать, с одной стороны, традиционные системы регулирования затратами (cost control system) - комплекс мер по недопущению роста затрат, когда сохраняется статус-кво, при котором предприятие, осуществляя определенные виды деятельности, не пересматривает сложившуюся систему затрат. С другой - всестороннее управление затратами (cost management) предполагает акцентироваться не столько на сдерживании роста, сколько на сокращении затрат. Понятие "затраты" в банковском деле традиционно увязывается с вопросами формирования себестоимости и цены банковских услуг. Значение данного понятия по своей сути генетически проистекает из общего понимания затрат. Обычно под затратами понимают "потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги"[6]. При этом в финансовом учете термин затраты определяется как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. В управленческом учете этот термин употребляется в зависимости от решения конкретных управленческих задач на предприятии: одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие - для планирования, составления бюджета и контроля.
Сравнительный анализ подходов к определению понятий "затраты", "издержки", "расходы" позволяет сделать вывод, что природа их едина, однако каждое из них имеет собственное экономическое содержание. Так, затраты (запасоемкие и незапасоемкие) являются ресурсами, "уничтожаемыми" в процессе функционирования банка. Запасоемкие затраты банка отражаются на счетах активов банка и снижают капитал банка в размере их износа. Незапасоемкие затраты банка являются его расходами (операционными и неоперационными), отражаются на счетах по учету финансовых результатов и снижают капитал банка в полном объеме затрат. Ожидать от них выгоды за пределами периода их совершения не следует. Такое деление затрат на запасоемкие затраты и расходы имеет огромное значение для оценки и анализа результатов работы всего банка и его подразделений, а также для определения себестоимости продуктов и услуг. Анализ затрат банка с точки зрения их будущей компенсации, позволяет четко представлять цель использования ресурсов, так как производимые затраты без какой-либо компенсации относятся к потерям и уменьшают капитал банка без надежды на воспроизводство. Если компенсация ниже уровня самих затрат, то разница составляет убытки и сигнализирует о неэффективном использовании ресурсов. Исследование понятий затрат и деление их на запасоемкие затраты, издержки и расходы, раскрытие их сущности имеют важное для практики значение при определении себестоимости банковских операций, продуктов, услуг, а также при анализе и планировании банковских затрат. Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги[7]. Заметим, однако, что между общим понятием "себестоимость" и "себестоимость банка" есть некоторое различие. Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, дискеты и пр.)[8]. В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Основными формами цены банковских продуктов и услуг являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов (рис. 3.1).
Взаимосвязь внешних и внутренних факторов является очевидной. Внутренние факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги, прямо обусловлены действием внешних факторов - сложившимися спросом и рыночной ценой, которые определяют для банка верхний ценовой предел, а также объем предполагаемой реализации продукта или услуги. Среди внутренних факторов, определяющих цену продукта или услуги банка, можно выделить: 1) основной фактор - себестоимость, которая определяется сроком окупаемости затрат и складывается из расходов банка по созданию и реализации продукта и услуги. Срок окупаемости, в свою очередь, определяется инвестиционной политикой собственников банка. Основными затратами при этом могут являться затраты на приобретение материальных активов, в частности банкоматов, счетчиков банкнот и др., затраты на заработную плату персонала подразделения, непосредственно участвующего в создании и реализации продукта или услуги, и стоимость аренды площадей; 2) дополнительные факторы: - необходимая рентабельность, связанная с целевыми установками по рентабельности капитала. Так, например, заданный капитал (фактический собственный капитал банка с учетом прогнозов роста) на начало года составляет 1000 у. е. Целевой установкой собственников банка является достижение показателя ROE (рентабельности капитала) на уровне 50% годовых - 500 у. е. Для достижения этой цели менеджмент банка должен заложить в цену продукта или услуги необходимую маржу (разница между ценой и себестоимостью), которая при реализации запланированных объемов всей совокупности банковских продуктов и услуг даст необходимую прибыль (500 у. е.) при заданном капитале; - маркетинговая стратегия банка, которая определяется внутренней ценовой позицией банка относительно цены рынка. Так, например, при проведении агрессивной маркетинговой политики, подразумевающей расширение бизнеса или экспансию на определенном сегменте рынка банковских продуктов или услуг, банк устанавливает цены на собственные продукты или услуги ниже рыночных за счет снижения наценки на себестоимость или снижения самой себестоимости. Затраты банка, как известно, являются закономерной составляющей его операционной деятельности и функционирования. В банковской теории и практике процесс управления затратами традиционно основывается на классификации расходов банка, которые подразделяются на условно постоянные и переменные. В условиях функционирования банка условно постоянными расходами является большая часть административно-хозяйственных расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность, в частности расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. К переменным - относятся расходы на обучение персонала, приобретение мебели. При этом значение условно постоянных расходов состоит в том, что они формируют минимальный порог себестоимости самого банка и базовый уровень расчета прибыли, полученной банком и обеспечивающей его безубыточную деятельность. К переменным расходам наряду с хозяйственными относятся и операционные расходы банка, которые определяются объемом вовлеченных в оборот пассивов и масштабами проводимых банком операций. Операционные расходы, в свою очередь, подразделяются на: процентные и непроцентные. Деление расходов на процентные и непроцентные очень важно, поскольку в процессе анализа доходности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым показателем. Менеджеры банка в первую очередь анализируют сформированные процентные портфели, после чего сравнивают процентные ставки по привлечению и размещению. На основании этого оценивают процентную маржу, которая характеризует эффективность вложения средств и их доходность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|