Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности




8. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности

Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности в большинстве случаев представляют непредвиденные искажения сведений, отраженных в синтетическом и аналитическом учете и отчетности.

Ошибки могут быть совершены в результате арифметических или логических погрешностей при обработке первичных документов, обобщении данных учета, при составлении отчетности. Они могут привести к неверной классификации объектов учета, их оценке, искажению налогооблагаемой базы, изменению себестоимости и прибыли, в конечном итоге достоверность отчетных данных может быть поставлена под сомнение. Поэтому в системе бухгалтерского учета и отчетности должен быть установлен надлежащий контроль.

Действенным методом уменьшения ошибок в учете является регулярное проведение инвентаризации имущества и обязательств. Правильно разработанный план счетов организации также может способствовать своевременному обнаружению допущенных ошибок при использовании анализа корреспонденции счетов, остатков и оборотов по ним.

Непреднамеренные ошибки можно разделить на две категории:

- технические ошибки, которые возникают при обработке первичных документов и вводе данных в регистры учета, в процессе расчета сумм налоговых платежей, при переносе данных бухгалтерского учета в налоговые декларации, при неправильном заполнении строк отчетности;

- методические ошибки, возникающие в тех случаях, когда принимаются к учету первичные документы по совершенным хозяйственным операциям с нарушением действующего законодательства (использование произвольных форм документов, подчистки и помарки в документах, отсутствие подписей материально – ответственных лиц, руководителей, несоблюдение сроков обработки первичных документов и требований ПБУ, других нормативных актов).

Причины искажения бухгалтерской отчетности:

- неполнота учета фактов хозяйственной жизни;

- необоснованность учетных записей в регистрах;

ошибки в оценке и хронологии;

неправильное или недостаточное отражение информации в отчетных формах.

В основном эти ошибки свидетельствуют о достаточно слабых знаниях правил учета, которые постоянно меняются. Чтобы исключить подобные факты, необходимо постоянно изучать все происходящие изменения в законодательстве, разбирать на конкретных примерах типичные ошибки.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествующим периодам (после ее утверждения), вносятся в отчетность, составляемую за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Изменения вносят в отчетность года, в котором эти ошибки были обнаружены. Методы внесения исправлений:

- отрицательные бухгалтерские записи;

- дополнительные бухгалтерские записи;

- приведение сальдо счетов необходимым значениям.

 Так как отчетность за год составляется нарастающим итогом, то в ней будут учтены как неправильные записи первого квартала, так и корректирующие записи, произведенные во втором квартале. Поэтому искажение данных отчетности первого квартала года будет устранено при составлении отчетности за первое полугодие года.

Ошибки в оценке активов и пассивов могут привести как к занижению, так и к завышению валюты баланса. Их основные причины:

- неверно сделан расчет сумм амортизации основных средств и нематериальных активов;

- допущены ошибки в оценке основных средств и их переоценке;

- не списаны недостачи материалов;

- неверно сняты остатки незавершенного производства на конец месяца;

- не списана безнадежная задолженность.

9. Этапы подготовительной работы, предшествующие

составлению финансовой отчетности организации

 

Составлению бухгалтерской отчетности предшествует значительная подготовительная работа, ее объем гораздо выше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Так, промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно по книжным данным.

Общие этапы процедуры закрытия счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Этап 1. Списание себестоимости работ (услуг) со счета 23 " Вспомогательные производства".

Этап 2. Закрытие счетов 25 " Общепроизводственные расходы" и 26 " Общехозяйственные расходы".

Этап 3. Списание себестоимости готовой продукции.

Этап 4. Определение финансового результата от продаж на счете 90 " Продажи".

Этап 5. Формирование сальдо прочих доходов и расходов на счете 91 " Прочие доходы и расходы".

Этап 6. Определение остатка на счете 99 " Прибыли и убытки".

Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

1) уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;

2) проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т. п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

3) выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрывается счет 99,

4) составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;

5) в соответствии с Федеральным законом " О бухгалтерском учете" обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются по результатам инвентаризации.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Помимо вышеназванного случая (перед составлением годового бухгалтерского отчета) проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) при смене материально ответственных лиц;

3) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

4) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

5) при реорганизации или ликвидации организации;

6) в других случаях, прописанных в законодательстве Российской Федерации.

Инвентаризацию проводят с той периодичностью, которая указана в учетной политике организации (ежемесячно, раз в квартал), но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...