Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Консолидированная финансовая отчетность




 

Консолидированная отчетность представляет собой объединенную отчетность двух или более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Она содержит информацию о результатах деятельности и финансовом положении группы в целом, а не ее отдельных структурных единиц. Это означает, что сводный показатель прибыли группы определяется как сумма финансовых результатов всех участников, и прибыль одной компании группы может перекрывать убыток другой.

Цель составления консолидированной отчетности - предоставить акционерам, инвесторам, государственным органам управления объективную информацию об имущественном и финансовом положении, а также финансовых результатах объединения как единого хозяйствующего субъекта.

Основой для составления сводной (консолидированной) отчетности группы служит бухгалтерская отчетность компаний, образующих группу. Все компании объединения, являясь юридическими лицами, обязаны вести бухгалтерский учет собственных операций и составлять финансовую отчетность, придерживаясь, как правило, унифицированной методологии учета. При этом формирование сводной (консолидированной) отчетности, в которой аккумулируются данные бухгалтерской отчетности головной компании и дочерних организаций и в которую также включается информация о зависимых организациях, является прямой обязанностью головной компании. Основные различия между учетной политикой дочерних и головной компаний, а также различия в оценке объектов бухгалтерского учета и финансовых результатов должны раскрываться в соответствующем разделе консолидированной отчетности.

В состав консолидированной отчетности входят: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о финансовых результатах (форма N 2); отчет об изменении капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложения к бухгалтерскому балансу (формы N 5 и N 6); пояснительная записка, аудиторское заключение.

 

Показатели, исключаемые из консолидированной отчетности группы компаний

 

Исключаемые      из консолидированного баланса Исключаемые из консолидированного отчета о доходах и расходах
1. Финансовые вложения во    взаимосвязанные организации  2. Доли в уставном капитале, принадлежащие взаимосвязанным организациям                 3. Взаимная задолженность между участниками группы           4. Выданные и полученные займы, в которых заимодавец и заемщик - взаимосвязанные организации  5. Дивиденды, выплаченные другим участникам группы            6. Прибыли и убытки, возникающие в результате операций между  взаимосвязанными организациями 1. Выручка от реализации товаров, работ и услуг взаимосвязанным        организациям рассматриваемой группы 2. Стоимость товаров, работ и услуг (в том числе списанных в производство или реализованных), приобретенных у других взаимосвязанных организаций группы                           3. Любые иные доходы и расходы,   возникающие в результате операций между взаимосвязанными сторонами 4. Дивиденды, выплаченные другим участникам группы

 

Финансовые отчеты всех компаний объединения должны быть составлены на одну дату. Если даты окончания финансового года компаний группы не совпадают, дочерняя компания должна сформировать промежуточную финансовую отчетность на дату, соответствующую окончанию финансового года головной компании. Согласно нормативным документам Минфина России организации, имеющие дочерние компании, составляют и представляют в общеустановленном порядке помимо собственной бухгалтерской отчетности также сводную (консолидированную) отчетность, включающую показатели отчетов своих дочерних организаций, находящихся как на территории России, так и за рубежом.

 

 

13. Схема составления пояснительной записки

 

Пояснительная записка служит основой для отчета о годовых результатах перед общим собранием собственников. В записке важно отметить, насколько в отчетном периоде деятельность фирмы отвечала целям, заявленным в учредительных документах.

Пояснительную записку вправе не представлять субъекты малого предпринимательства, но лишь в том случае, если они не подлежат обязательному аудиту.

В пояснительной записке необходимо выполнить анализ финансового положения фирмы, охарактеризовать краткосрочные и долгосрочные перспективы ее развития, раскрыть существенные особенности учетной политики отчетного года, а также изменения учетной политики на следующий год.

Структура пояснительной записки, т. е. общие разделы записки:  

1. Сведения о хозяйственной деятельности.

2. Особенности учетной политики.

3. Отдельные хозяйственные операции.

4. Финансовый анализ показателей.

5. Итоги и перспективы.

При необходимости внутри каждого раздела вводятся подразделы.

В разд. 1 приводят краткую характеристику деятельности фирмы - текущей, инвестиционной и финансовой. Текущая деятельность - это ее обычные виды деятельности, приносящие доход. Уместно описать наиболее значимые инвестиционные проекты, охарактеризовать особенности налогообложения фирмы, включая налоговые льготы и применение специальных налоговых режимов.

Раздел 2 характеризует особенности применяемой учетной политики и ее изменения. Положения по бухгалтерскому учету предписывают раскрытие информации о таких решениях учетной политики, как:

- способы оценки материально-производственных запасов;

- сроки полезного использования основных средств и способы начисления амортизации;

- порядок признания коммерческих и управленческих расходов;

- сроки полезного использования нематериальных активов, способы начисления амортизации и ее отражения в бухгалтерском учете;

- способы и сроки списания расходов на НИОКР;

- способы оценки финансовых вложений при их выбытии;

- последствия применения ПБУ 18/02 " Учет расчетов по налогу на прибыль".

Здесь отражают допущенные отступления от правил бухгалтерского учета с пояснением их причин.

В разд. 3 раскрываются:

- происхождение курсовых разниц;

- оплату, полученную неденежными средствами;

- характеристику бюджетных средств в форме целевого финансирования;

- пояснения о прекращаемой деятельности; описание совместной деятельности.

В 4 разделе отражают значения аналитических показателей, порядок их расчета и критерии оценки. Например, могут представлять интерес следующие данные:

- рентабельность;

- показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности);

- оценка положения фирмы на рынке ценных бумаг;

- характеристика структуры источников средств, степень зависимости фирмы от внешних инвесторов и кредиторов;

- динамика инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций;

- оценка деловой активности фирмы;

- динамика важнейших экономических и финансовых показателей работы фирмы за ряд лет.

 

 

14. Аудит бухгалтерской отчетности

Целью аудита бухгалтерской отчетности является оценка правильности заполнения форм бухгалтерской отчетности, соответствия ее показателей данным синтетического бухгалтерского учета, а также проверка полноты раскрытия информации в пояснениях к финансовой отчетности.

В задачи аудита бухгалтерской отчетности входят проверка состава и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязка ее показателей, проверка правильности оценки статей отчетности, установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах, проверка правильности формирования сводной отчетности.

На ознакомительном этапе аудита необходимо установить проводилась ли инвентаризация основных видов ценностей и обязательств, и закрыты ли операционные счета.

В ходе проверки закрытия счетов необходимо установить:

- сделаны ли корректировочные записи по суммам цеховых расходов ремонтной мастерской, исчислена ли себестоимость услуг вспомогательного производства, сделаны ли корректировочные записи по каждому производству и закрыты ли аналитические счета по счету 23 " Вспомогательные производства";

- распределены ли расходы будущих периодов, сделана ли корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов и закрыты ли счета 97 " Расходы будущих периодов" (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 " Общепроизводственные расходы";

- исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения. Сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 " Основное производство";

- списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства;

- определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 " Продажи", 91 " Прочие доходы и расходы";

- распределена ли прибыль и списан ли убыток на счет 84 " Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и закрыт ли счет 99 " Прибыли и убытки".

На основном этапе аудита бухгалтерской отчетности необходимо изучить состав и содержание бухгалтерской отчетности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. При изучении состава и содержания форм бухгалтерской отчетности организации выясняются:

- их соответствие требованиям нормативных документов:

- наличие всех установленных форм;

- полнота их заполнения;

- присутствие необходимых реквизитов.

Кроме того, осуществляется арифметический контроль показателей и проверяется их взаимозависимость.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

- отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств должно производиться в рублях;

- оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

- зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;

- отражение в бухгалтерском балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин;

- методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов;

- при наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Заключительный этап аудита бухгалтерской отчетности организации включает формирование пакета рабочих документов аудитора, составление аудиторского отчета и представление его совместно с рабочей документацией руководителю группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...