Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что сближает ТВ с межличностной коммуникацией, что не дает полностью отождествлять телекоммуникацию с межличностным общением?




· Создание текстов – коллективный характер = «смерть автора», «смерть индивидуального текста» - Ролан Барт. В ТВ смешано безграничное количество текстов прошлого и настоящего, всей культуры.

· Язык текстов – неизбежно художественен, всегда функционирует по законам риторики и метафоры.

· Техническая опосредованность, работа операторов и режиссеров создает Виртуальный мир действительности, который мы все воспринимаем и в котором живем.

· Визуальный ряд – корни ТВ уходят в древность.

Телекоммуникатор

Структура телекоммуникатора

Субъект телекоммуникации имеет сложную структуру.

 

1) Социальный, фундаментальный уровень.

Все общество, народ в целом и его отдельные представители, которые осознанно или неосознанно определяют задачи вещания, содержат его аппарат на свои деньги и от которых, зависят удачи и неудачи вещания. От имени общества создаются различные органы и институты государственного, общественного или частного управления коммуникативными средствами: министерства, комитеты, объединения

2) Профессионально-творческий коллектив, который готовит и обеспечивает ведение передач.

Организации, объединения, холдинги, телекомпании, которые выполняют разнообразные функции – от организационно-технических до художественно-эстетических.

3) Личность ведущего, диктора, комментатора

Тележурналист как коммуникатор. Знания, умения и навыки тележурналиста, творческий потенциал.

Социальные и личностные факторы в телекоммуникации.

 

Какие качества предъявляет общество к журналистам?

Какими личностными качествами должен обладать журналист?

Телепрограмма как канал и сообщение в телекоммуникации.

Структура телепрограммы. Значение рубрик, циклов, блоков, серий в структуре телепрограммы.

 

Телевизионная программа как сложная структура, включающая совокупность телепередач различного характера, формы, жанра.

Многозначность понятия «телепрограмма»

1. конкретная передача

2. программа одного дня

3. непрерывное послание телекомммуникатора (=ТВ в глобальном смысле) многомиллионной аудитории

 

Типология телепрограмм.

 

Фассетная (многоаспектная) классификация телепрограмм.

 

По тематическому принципу: политика, экономика, спорт….и тд

По адресу: для какой аудитории – мужчины, женщины, дети….

По сиюминутности: прямая, в записи, фильм, смешанная

По организационно-технической форме: студийная-нестудийная

По изобразительно-выразительным средствам: разговорная/изобразительная

По жанру: информационная, аналитическая, игры, телесериалы….

По формату: ток-шоу, реалити-шоу, новостная….

 

Диалогичность – универсальный принцип структуры телепрограммы.

Телепрограмма как «образ» дня.

Зрелищная характеристика программы, механизмы воздействия на зрителей в зрелищно-публицистической структуре телепрограммы.

Роль программирования - см лекцию по программированию

Проблема интерактивного ТВ. Воздействие или взаимодействие?

 

В 1997 году российское ТВ впервые использовало в своем эфире качественно новую модель телекоммуникации – ДИАЛОГИЧЕСКУЮ. В ЕВРОПЕ и США на протяжении 20-25 лет уже использовадись. Термин «Interactive media» (основано на синтезе ТВ и компьютерных технологий)

Начало 1980-х гг в это понятие входят: «Interactive video, On-Line (контактное ТВ, Digital, Enhanced TV(расширенное или усовершенствоанное ТВ), Teleshopping, telebanking.

Тип общения, основанный на «интеракции»=взаимодействие, существовал не один десяток лет на радио и ТВ. Нет общепризнанного мнения. Елена Поберезникова предлагает пользоваться термином «Телевидение взаимодействия»

Развитие вещания от МОНОЛОГИЧЕСКОЙ (линейной) модели коммуникации к ДИАЛОГИЧЕСКОЙ.

Наличие взаимодействия коммуникатора с телезрителем

 

Формула традиционной линейной модели была сформулирована в 1948 г американским социологом Лассуэлллом. Кто? Что? Кому? Как сообщает с КАКИМ ЭФЕЕКТОМ?

1953 году Т. Нькомб предложилинтеракционистскую или интерактивную модель. Аудитория не объект взаимодействия, а равноправный субъект коммуникации.

Определение: Интерактивность (интерактивные СМИ) – новое свойство электронных СМИ, для которого характерен рост контроля над коммуникативным процессом и со стороня коммуникатора, и со стороны реципиента (зрителя.)

Прототип – обычный разговор между людьми – каждый может перебить другого., изменить точку зрения, высказать идею.

Западный вариант ТВ взаимодействия – коммерческие интерактивные услуги: телемагазин, телебанк, телеобучение.

 

 

Признаки интерактивного ТВ:

  • Наличие взаимодействия телекоммуникатора со зрителем

Общение не равно взаимодействие (некоторые формы общения возможны без взаимодействия)

  • Зритель – активный субъект, который становится участник процесса сам, по своей воле
  • Аудитория – масштабная совокупность отдельных личностей (субъектов)
  • Наличие обратной связи

Медиацентристский и человекоцентристский подходы к аудитории.

 

2 подхода к проблеме взаимодействия личности и коммуникатора

Медиаориентированный

 

Аудитория – пассивная масса, не способная противостоять потоку внушаемых сообщений

СМИ предлагают чку способы достижения своих желаний

Внимание – на механизм подчинения чка силе воздействия СМИ

 

Человекоцентрированный

Внимание – человек как потребитель массовой коммуникации

Люди приспосабливают свои потребности к СМИ, а не наоборот

Социологи: лишь 5-10% аудитории меняют свои убеждения под влиянием СМИ

 

 

Обратная связь (возвратная связь) – спор о термине. Появился в 1906 г, до 1929 не имел широкого применения

Каналы связи:

Почта – постоянно действующий канал на советском ТВ. Но это условно обратный канал связи: информация поступает опосредовано, с большим временным отрывом, может быть искажена. Сегодня – телеграф, электронная почта

Телефонная связь - с к. 60-х гг. Близка к межличностному общению: но – отбор звонков, видеозапись и монтаж - искажение информации. Сегодня – пейджер, СМС

Телемост

Компьютерные сети – в идеале способны подключать видеоизображение и голос зрителя к общему разговору по его желании.

1.3 Мотивы, побуждающие коммуникатора и коммуниканта к интеракции.

 

Телезритель, чтобы перейти из объекта в субъект должен:

  • Быть активным, готовым к самовыражению
  • Иметь мотив обращения к коммуникатору
  • Иметь техническую возможность вступить во взаимодействие

 

Мотивы обращения к коммуникатору:

  • Предъявить себя, заявить о себе как о значимой личности (одиночество, дефицит общения)
  • Самосраскрытие -сообщить другим личную информацию о себе (лучше узнать себя, снять неуверенность)
  • Осуществить социальное сравнение
  • Обменяться мнениями
  • Снять чувство вины
  • Преодолеть застенчивость

 

Мотивы коммуникатора, побуждающие к взаимодействию:

  • Профессиональный
  • Коммуникативный: самораскрытие
  • Социальный – реализовать чувство гражданской ответственности; идеологические и политические задачи
  • Познавательный
  • Утилитарный: получение благ

1.4 Модели взаимодействия коммуникатора и зрителя

 

Модели взаимодействия

Зрелище – реакция

Вопрос – ответ

Суждение – контрсуждение

Действие - контрдействие

 

5. Отечественный телеэкран: интерактивность или ее иллюзия?

Проблема – определение степени эффективности в передачах ТВ взаимодействия. Результатом должно быть (в идеале) – корректировки деятельности тех структур, которые затронуты в обсуждении. Но в полной мере к использовании такой информации для оптимизации своей деятельности общество еще не готово.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...