История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Дневная форма получения образования ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Дети с особенностями психофизического развития.Тренинг эмпатии «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» К. Боуви Цель: путем технологии мыследеятельности выявить наличные знания студентов относительно понятия «дети с особенностями психофизического развития»; формировать ценностно-смысловое поле будущего специалиста, работающего в области специального образования, как в отношении профессиональной деятельности, так и в отношении ребенка, которому будет оказывать помощь. План проведения: 1. Технология мыследеятельности «Алфавит». Цель: раскрыть смысл изучаемого понятия «дети с особенностями психофизического развития». 2. Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках. Определение Л.Пожар: «В нашем определении аномальные дети – это дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса, со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности». Определение В.Г.Петровой и И.В.Беляковой: «Дети с отклонениями в развитии – это те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира». Определение, взятое в словаре «Коррекционная педагогика и специальная психология»: «Дети с ОПФР – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию в формировании личности ребенка».
3. Тренинговый цикл. Цель: формирование эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР. Упражнения можно проводить выборочно. Цель каждого упражнения сообщается студентам после его прохождения и обсуждения. Упражнение №1. Цель: установление эмоционального контакта, объединение в рамках профессиональной принадлежности. «Пришла осень и это хорошо…» «Пришла осень и это плохо…» Через одного человека студенты по кругу говорят свое высказывание. «Я – будущий дефектолог и это хорошо…» «Я – будущий дефектолог и это плохо…» Если в первом круге студент говорил «…плохо», то во втором должен говорить «…хорошо». Упражнение №2. Цель: прочувствовать ощущения ребенка с ДЦП. ü В варежках собрать 5-6 скрепок или кнопок пинцетным захватом. Одновременно могут работать 5-6 человек с установкой «Кто больше соберет?». ü Большим пальцем и мизинцем взять шариковую ручку. Попробовать написать несколько слов. Упражнение №3. Цель: ощутить себя в позиции ребенка с сенсомоторной алалией, который ничего не понимает, которому необходима соответствующая интонация, темп, мимика, жест, неоднократные повторения. «Канкор». Повторение этого слова с разной интонацией, в разном темпе, с привлечением жестов. Упражнение №4. Цель: прочувствовать ощущения ребенка не видящего на один глаз. ü Налить воду в стакан из чайника с одним завязанным глазом. (Рекомендуется предложить сделать дома при отсутствии необходимого оборудования). ü Закрыть один глаз и нарисовать квадрат. Упражнение №5. Цель: прочувствовать ощущения не видящего человека. ü Стоя в кругу завязать глаза, подойти к своей парте, достать из сумочки губную помаду, ключи.
ü Завязать глаза, на ощупь достать из кошелька купюру достоинством 100 рублей, 1 000 рублей. Упражнение №6. Цель: прочувствовать ощущения слабовидящего человека. Пройти по бечевке, смотря в бинокль с обратной стороны. Упражнение №7. Цель: прочувствовать ощущения слабослышащего человека. ü Закрыть одно ухо – кто больше услышит звуков? ü Закрыть два уха – что слышим? Преподаватель говорит шепотом с расстояния 6 м с открытым лицом, с закрытой нижней частью лица. Упражнение №8. Цель: прочувствовать ощущения плохо разговаривающего человека. ü Произнести с закушенной губой фразу, повернувшись друг к другу лицом: «Мышка сушек насушила». ü Произнести с прикушенным языком: «Карл у Клары украл кораллы». ü Произнести фразу, зажав крылья носа: «Мама Милу мылом мыла». Поняли Вы друг друга? Что Вам мешало? Что Вы чувствовали? Вы побыли в этом состоянии несколько минут. А лицам с особенностями в развитии приходится с этим жить. Упражнение «Паутинка прозвищ». Цель: прочувствовать ощущения отвергнутого человека. Завершающее упражнение «Доброе животное». Цель: развивать чувство единства принадлежности к профессии дефектолога. В завершение лабораторного занятия преподаватель приводит слова Я. Корчака: «Вы говорите: «Дети нас утомляют». Вы - правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть». Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы: 1. Подберите 2-3 упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР. 2. Подберите 2-3 упражнения для детей младшего школьного возраста на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР. 3. Подберите 2-3 упражнения для детей среднего школьного возраста на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР. 4. Подберите 2-3 упражнения для взрослых людей (родителей. учителей) на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками
Цель: проанализировать историческую последовательность формирования знаний об отклонении в развитии; составить схему «Последовательность возникновения отраслей специальной психологии»; составить таблицу «Предмет и задачи специальной психологии и смежных наук»; познакомиться с выдающимися учеными, внесшими вклад в развитие специальной психологии; познакомиться с белорусской школой специальной психологии. Вопросы для обсуждения: 1. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с нарушениями в развитии? 2. Чем характеризуется отношение к инвалидам на уровне религиозного сознания? 3. Какова роль систематического обучения лиц с нарушениями развития в становлении специальной психологии? 4. Какие отрасли специальной психологии являются наиболее изученными? 5. Какие новые отрасли специальной психологии оформляются в настоящее время? Объясните, чем вызвана необходимость новых направлений исследований в специальной психологии. 6. Лента времени «Последовательность возникновения отраслей специальной психологии». 7. Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии. 8. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии. 9. Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии. 10. Раскройте возможности взаимной ассимиляции данных педагогической и специальной психологии; данных патопсихологии и специальной психологии; данных клинической и специальной психологии; данных нейропсихологии и специальной психологии. Литература основная: 13, 15, 16, 19 Дополнительная: http://www.special-psy.com/ Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы: 1. Вклад П.П.Блонского в развитие специальной психологии. 2. Вклад Р.М.Боскис в развитие специальной психологии. 3. Вклад Т.А.Власовой в развитие специальной психологии. 4. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.
5. Вклад Л.В.Занкова в развитие специальной психологии. 6. Вклад М.И.Земцова в развитие специальной психологии. 7. Вклад В.В.Лебединского в развитие специальной психологии. 8. Вклад К.С.Лебединской в развитие специальной психологии. 9. Вклад В.И.Лубовского в развитие специальной психологии. 10. Вклад М.С.Певзнер в развитие специальной психологии. 11. Вклад С.Я.Рубинштейн в развитие специальной психологии. 12. Вклад Е.С.Слепович в развитие белорусской специальной психологии. 13. Вклад И.М.Соловьева в развитие специальной психологии. 14. Вклад Г.Я.Трошина в развитие специальной психологии. 15. Вклад Ж.И.Шиф в развитие специальной психологии. 16. Вклад А.В.Ярмоленко в развитие специальной психологии. 17. Научно-исторический проект «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии». 18. Проект «Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|