Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками




Дневная форма получения образования

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Дети с особенностями психофизического развития.Тренинг эмпатии

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить

и который глухие могут слышать»

К. Боуви

Цель: путем технологии мыследеятельности выявить наличные знания студентов относительно понятия «дети с особенностями психофизического развития»; формировать ценностно-смысловое поле будущего специалиста, работающего в области специального образования, как в отношении профессиональной деятельности, так и в отношении ребенка, которому будет оказывать помощь.

План проведения:

1. Технология мыследеятельности «Алфавит».

Цель: раскрыть смысл изучаемого понятия «дети с особенностями психофизического развития».

2. Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках.

Определение Л.Пожар: «В нашем определении аномальные дети – это дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса, со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности».

Определение В.Г.Петровой и И.В.Беляковой: «Дети с отклонениями в развитии – это те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира».

Определение, взятое в словаре «Коррекционная педагогика и специальная психология»: «Дети с ОПФР – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию в формировании личности ребенка».

3. Тренинговый цикл.

Цель: формирование эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР.

Упражнения можно проводить выборочно. Цель каждого упражнения сообщается студентам после его прохождения и обсуждения.

Упражнение №1.

Цель: установление эмоционального контакта, объединение в рамках профессиональной принадлежности.

«Пришла осень и это хорошо…»

«Пришла осень и это плохо…»

Через одного человека студенты по кругу говорят свое высказывание.

«Я – будущий дефектолог и это хорошо…»

«Я – будущий дефектолог и это плохо…»

Если в первом круге студент говорил «…плохо», то во втором должен говорить «…хорошо».

Упражнение №2.

Цель: прочувствовать ощущения ребенка с ДЦП.

ü В варежках собрать 5-6 скрепок или кнопок пинцетным захватом. Одновременно могут работать 5-6 человек с установкой «Кто больше соберет?».

ü Большим пальцем и мизинцем взять шариковую ручку. Попробовать написать несколько слов.

Упражнение №3.

Цель: ощутить себя в позиции ребенка с сенсомоторной алалией, который ничего не понимает, которому необходима соответствующая интонация, темп, мимика, жест, неоднократные повторения.

«Канкор». Повторение этого слова с разной интонацией, в разном темпе, с привлечением жестов.

Упражнение №4.

Цель: прочувствовать ощущения ребенка не видящего на один глаз.

ü Налить воду в стакан из чайника с одним завязанным глазом. (Рекомендуется предложить сделать дома при отсутствии необходимого оборудования).

ü Закрыть один глаз и нарисовать квадрат.

Упражнение №5.

Цель: прочувствовать ощущения не видящего человека.

ü Стоя в кругу завязать глаза, подойти к своей парте, достать из сумочки губную помаду, ключи.

ü Завязать глаза, на ощупь достать из кошелька купюру достоинством 100 рублей, 1 000 рублей.

Упражнение №6.

Цель: прочувствовать ощущения слабовидящего человека.

Пройти по бечевке, смотря в бинокль с обратной стороны.

Упражнение №7.

Цель: прочувствовать ощущения слабослышащего человека.

ü Закрыть одно ухо – кто больше услышит звуков?

ü Закрыть два уха – что слышим?

Преподаватель говорит шепотом с расстояния 6 м с открытым лицом, с закрытой нижней частью лица.

Упражнение №8.

Цель: прочувствовать ощущения плохо разговаривающего человека.

ü Произнести с закушенной губой фразу, повернувшись друг к другу лицом: «Мышка сушек насушила».

ü Произнести с прикушенным языком: «Карл у Клары украл кораллы».

ü Произнести фразу, зажав крылья носа: «Мама Милу мылом мыла».

Поняли Вы друг друга? Что Вам мешало? Что Вы чувствовали? Вы побыли в этом состоянии несколько минут. А лицам с особенностями в развитии приходится с этим жить.

Упражнение «Паутинка прозвищ».

Цель: прочувствовать ощущения отвергнутого человека.

Завершающее упражнение «Доброе животное».

Цель: развивать чувство единства принадлежности к профессии дефектолога.

В завершение лабораторного занятия преподаватель приводит слова Я. Корчака: «Вы говорите: «Дети нас утомляют». Вы - правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть».

Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:

1. Подберите 2-3 упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР.

2. Подберите 2-3 упражнения для детей младшего школьного возраста на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР.

3. Подберите 2-3 упражнения для детей среднего школьного возраста на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР.

4. Подберите 2-3 упражнения для взрослых людей (родителей. учителей) на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками

Цель: проанализировать историческую последовательность формирования знаний об отклонении в развитии; составить схему «Последовательность возникновения отраслей специальной психологии»; составить таблицу «Предмет и задачи специальной психологии и смежных наук»; познакомиться с выдающимися учеными, внесшими вклад в развитие специальной психологии; познакомиться с белорусской школой специальной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с нарушениями в развитии?

2. Чем характеризуется отношение к инвалидам на уровне религиозного сознания?

3. Какова роль систематического обучения лиц с нарушениями развития в становлении специальной психологии?

4. Какие отрасли специальной психологии являются наиболее изученными?

5. Какие новые отрасли специальной психологии оформляются в настоящее время? Объясните, чем вызвана необходимость новых направлений исследований в специальной психологии.

6. Лента времени «Последовательность возникновения отраслей специальной психологии».

7. Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии.

8. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии.

9. Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии.

10. Раскройте возможности взаимной ассимиляции данных педагогической и специальной психологии; данных патопсихологии и специальной психологии; данных клинической и специальной психологии; данных нейропсихологии и специальной психологии.

Литература основная: 13, 15, 16, 19

Дополнительная: http://www.special-psy.com/

Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:

1. Вклад П.П.Блонского в развитие специальной психологии.

2. Вклад Р.М.Боскис в развитие специальной психологии.

3. Вклад Т.А.Власовой в развитие специальной психологии.

4. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.

5. Вклад Л.В.Занкова в развитие специальной психологии.

6. Вклад М.И.Земцова в развитие специальной психологии.

7. Вклад В.В.Лебединского в развитие специальной психологии.

8. Вклад К.С.Лебединской в развитие специальной психологии.

9. Вклад В.И.Лубовского в развитие специальной психологии.

10. Вклад М.С.Певзнер в развитие специальной психологии.

11. Вклад С.Я.Рубинштейн в развитие специальной психологии.

12. Вклад Е.С.Слепович в развитие белорусской специальной психологии.

13. Вклад И.М.Соловьева в развитие специальной психологии.

14. Вклад Г.Я.Трошина в развитие специальной психологии.

15. Вклад Ж.И.Шиф в развитие специальной психологии.

16. Вклад А.В.Ярмоленко в развитие специальной психологии.

17. Научно-исторический проект «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии».

18. Проект «Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии».


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...