Социально-психологические проблемы специальной психологии
Цель: проанализировать социально-психологические проблемы, стоящие перед специальной психологией на современном этапе.
Вопросы для обсуждения:
1. Становление ребенка с ОПФР как субъекта социальной среды. Усвоение им социальных ролей, норм и ценностей. Навыки взаимодействия. Представления о мире. Система отношения окружающих к такому ребенку.
2. Психологическая реальность ребенка с нарушениями в развитии: устойчивые (семья), изменчивые (совокупность социальных структур) параметры, оказывающие влияние на его поведение и развитие.
3. Характеристика семей, воспитывающих детей с ОПФР (по Л.М.Шипицыной). Качественные изменения семьи «особого» ребенка, происходящие на психологическом, соматическом, социальном уровнях.
4. Отношение родителей к ребенку с отклонениями в развитии (по В.С.Соммерсу).
5. Детские образовательные учреждения как ведущий институт социализации (друзья, дети из общественных групп, помогающие взрослые).
6. Позитивные и негативные психологические аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии.
Литература основная: 18, 19
Дополнительная: 15, 3
Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:
1. Плюсы и минусы интегрированного обучения.
2. Роль чувства неполноценности в связи с дефектом в патологическом формировании личности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Терминологический коллоквиум
Цель: освоение студентами понятийного аппарата дисциплины.
Задание: выучить определения, уметь объяснить их суть, проиллюстрировать примерами.
Форма контроля: коллоквиум.
Словарь терминов
1.
| Абилитация
| система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
|
2.
| Адаптация психологическая
| процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями.
|
3.
| Асинхрония
| неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.
|
4.
| Высшие психические функции
| сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.
|
5.
| Дезадаптация
| характеризуется поломкой, нарушением сформировавшихся адаптационных механизмов вследствие изменений социальной ситуации индивида или возникших нарушений здоровья.
|
6.
| Депривация
| психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.
|
7.
| Дети с ОПФР
| дети с особенностями психофизического развития - те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира.
|
8.
| Дефект органический
| повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей.
|
9.
| Дефект функциональный
| нарушение функций органа или общих функций организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа).
|
10.
| Дефект-центризм
| сложный установочный феномен, приводящий к смешению возрастных и индивидуальных характеристик действий ребенка с клиническими симптомами.
|
11.
|
Дизонтогенез
| общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии. Синонимами могут считаться такие понятия, как отклоняющееся развитие, нестандартное развитие, устар. аномальное развитие.
|
12.
| Диффузный
| распространенный, рассеянный в разные стороны.
|
13.
| Защита психологическая
| адаптивные механизмы, направленные на уменьшение патогенного эмоционального напряжения, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений.
|
14.
| Зона ближайшего развития
| расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (результатом, которого ребенок может достичь, решая задачи с помощью взрослого).
|
15.
| Инертность
| низкая подвижность нервных процессов, трудности переключения.
|
16.
| Компенсация
| возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.
|
17.
| Коррекция
| система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
|
18.
| Лабильность
| нестойкость, неустойчивость, изменчивость. Одно из основных свойств ЦНС, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
|
19.
| Локальный
| свойственный данному месту, не выходящий за определенные границы.
|
20.
| Множественные физические и (или) психические нарушения
| – два и более физических и (или)психических нарушений, подтвержденных в порядке, установленном законодательством.
|
21.
| Нарушения первичные (ядерные)
| мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
|
22.
| Нарушения вторичные (системные)
| обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной.
|
23.
| Нарушения третичные (неспецифические)
| нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.
|
24.
| Онтогенез
| прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.
|
25.
| Парциальный
| частичный, относящийся к отдельным частям.
|
26.
| Патогенная ситуация
| ситуация, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида.
|
27.
| Пограничные состояния
| нерезко выраженные нарушения, граничащие с нормой и отделяющие ее от собственно патологических проявлений, но не являющиеся их начальными или промежуточными фазами.
|
28.
| Психодиагностика
(в специальной психологии)
| выявление и оценка особенностей личности с целью определения нарушений в развитии.
|
29.
| Психопрофилактика
(в специальной психологии)
| мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений в развитии.
|
30.
| Развитие психическое
| поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.
|
31.
| Распад
| дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.
|
32.
| Реабилитация
| система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.
|
33.
| Резидуально-органические расстройства
| разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные относительно стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде всего пренатальных, перинатальных, ранних постнатальных (энцефалита, черепно-мозговой травмы, интоксикации и т.д.).
|
34.
| Ретардация
| парциальное или тотальное отставание в темпах развития.
|
35.
| Сензитивный период
| этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.
|
36.
| Сенсорный
| относящийся к сфере ощущений (зрительных, слуховых и т.д.).
|
37.
| Системогенез
| процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения.
|
38.
| Социализация
| двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается.
|
39.
| Структура нарушенного развития
| особенности взаимосвязей между первичными, вторичными и следующими порядками нарушений.
|
40.
| Тотальный
| полный, всеохватывающий.
|
41.
| Тяжелые физические и (или) психические нарушения
| физические и (или)психические нарушения, подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получения элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.
|
42.
| Физическое и (или) психическое нарушение
| отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном законодательством.
|
Литература:
1. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304с.
2. Винникова, Е.А. Методы диагностики в условиях ПМПК / Е.А. Винникова / Спецыяльная адукацыя. - 2011. - № 5. – С.8 -17.
3. Винникова, Е.А. Принципы и технологии взаимодействия с семьей ребенка с особенностями психофизического развития / Е.А. Винникова / Спецыяльная адукацыя. - 2010. - №6. – С.24 -29.
4. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 157с.
5. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. Ярославль, 1999. – 144с.
6. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер, З. Матейчик. - Прага, ЧССР: АВИЦЕНУМ, 1984. – 335с.
7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений/ В.В.Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144с.
8. Литвак, А.Г. Тифлопсихология/ А.Г. Литвак. - СПб.: КАРО, 2006. – 336с.
9. Петрова, В.Г. Кто они – дети с отклонениями в развитии?/ В.Г.Петрова. И.В.Белякова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104с.
10. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков –патопсихология/ Л.Пожар. - Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996г. - 128с.
11. Психология глухих детей /под ред.И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, И.В.Яшковой. - М.: Советский спорт, 2006.- 448с.
12. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб.и доп./ С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.-192с.
13. Слепович, Е.С. Белорусская специальная психология: преемственность и новации/ Е.С.Слепович, А.М.Поляков // Журнал практического психолога. – 2006. - №6. – С.61-75.
14. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Автореф. дис. … д-ра психол.наук: 19.00.10 / ин-т коррекционной педагогики РАО/ Е.С.Слепович. – М, 1994. – 37с.
15. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн.ред.Л.М.Шипицыной/ В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216с.
16. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипицыной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003. – 122с.
17. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие/ О.В.Трошин, Е.В.Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.
18. Усанова, О.Н. Специальная психология/ О.Н.Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
19. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005. – 224с. – (Учебное пособие).
20. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/ Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук.- М.: ВЛАДОС, 2004 – 367с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: