Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование наглядных методов в экологическом образовании дошкольников




Вопросы.

1. Наглядность – основной принцип экологического образования. Использование наглядных методов, в т.ч. иллюстраций, настольно-печатных игр, коллажей, видеофильмов. Фонотека и видеотека.

2. Особенности наблюдения как одного из основных методов, повышающих познавательную активность детей

3. Виды наблюдений, проводимых в детском саду (на примере применения наблюдении в различных комплексных и парциальных программах). Циклические наблюдения. Недельные наблюдения. Наблюдения во время работы по экологическим проектам.

4. Методические требования к подготовке и проведению наблюдений. Организация наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями.

5. Особенности проведения наблюдений в разных возрастных группах.

6. Понятие о циклических наблюдениях (циклы наблюдений за природными объектами, недельные наблюдения на участке ДОУ). Фиксация результатов (календари природы, фенологический календарь).

 

Задания для СРС

Задание 1. На основе литературных данных выяснить значение наблюдений в экологическом воспитании детей. Познакомиться с разными видами наблюдений в детском саду. Описать методику проведения наблюдений в групповой комнате или уголке природы для разных возрастных групп.

Задание 2

Разработать методику наблюдений в природе для разных возрастных групп за природным объектом (по выбору студента: желательно, чтобы объект был доступным для наблюдения на территории детского сада).

Задание 3

Разработать цикл наблюдений за хомячком или морской свинкой (указать номер, название и цель каждого наблюдения).

Работа на занятии

Дискуссия по теме семинара. Подготовка календаря природы для разных возрастных групп с использованием учебных пособий.

Литература

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж: Учитель. 2002. - каф.

2. Бурлакова Е. Экологический проект «Книга природы»...) - Волгоград. 2004- бнбл.

3. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.: «Детство-пресс», 2001. - есть на каф.

4. Мир природы и ребенок. - СПб.; «Детство-пресс». 2000- -прежнее издание есть на каф.

5. Николаева С.Н, Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Изд. центр «Академия». 1999. -библ.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия - 2002. -библ.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М,: Карапуз. 2001, - 432 с.-библ.

8. Иванова Л.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: Сфера. 2003. – каф.

 


Семинар 7.

Использование словесных методов в экологическом образовании дошкольников

Вопросы.

1. Определение словесных методов, их роль в экологическом образовании детей.

2. Классификация словесных методов.

3. Примеры рассказов воспитателя. Составление сказок, загадок.

4. Чтение познавательной и художественной литературы.

4. Методика применения словесных методов во время экологических занятий.

5. Особенности применения словесных методов для разных возрастных групп.

6. Характеристика применения словесных методов в комплексной программе «Радуга» и парциальной программе «Наш дом – природа» (авторские сказки и рассказы, загадки - примеры).

 

Задания для СРС

Задание 1. Придумайте экологическую сказку с применением одного из методов составления сказки (по Н.А. Рыжовой).

Задание 2. Приведите пример занятия для любой из возрастных групп с применением данного метода (укажите, что именно вы используете – рассказ, чтение и т.д.)

 

Работа на занятии

Рассмотрите место словесных методов в эколого-педагогической работе с детьми разных возрастных групп.

Определите роль и виды рассказов воспитателяо предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней. Требования к использованию рассказов как метода обучения. Значение информации взрослых о роли природных объектов в жизни природы и человека, об их эстетической ценности в формировании нравственной позиции по отношению к природе. Специфика использования рассказов в разных возрастных группах.

Проанализируйте значение природоведческой книги в экологическом образовании дошкольников, приведите примеры. Особенности познавательной и художественной литературы для детей. Использование природоведческой книги в углублении эмоциональной основы освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

Выделите в качестве словесного метода экологические сказки, определите их роль в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.

Раскройте необходимость использования бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой. Дидактические условия, обеспечивающие эффективность итоговой (обобщающей) беседы. Требования к проведению бесед о природе. Методика проведения разного вида бесед в экологической работе с дошкольниками.

Выясните роль пояснений педагога, их использование в педагогическом процессе, квлючая проблемные ситуации.

Литература

1. Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2001.

2. Методические рекомендации к программе «Радуга» (разные издания)

3. Мир природы и ребенок. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. – прежнее издание (Методика ознакомления детей с природой)

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр Академия, 1999.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

6. Рыжова Н.А. Не просто сказки. – М.: Линка-пресс, 2001. (электр. вариант)

7. Рыжова Н.А. Серая Шапочка и Красный Волк. Экологическая сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»). — М.: Карапуз, 1999. — 17с.

8. Рыжова Н.А. Сказка о Человеке и Золотой Рыбке // Вестник АсЭкО. — 1995. — №4(8)— С 11-12.

9. Рыжова Н.А. Сказка о Человеке и Золотой Рыбке. Экологическая сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»). — М.: Карапуз, 1998. — 17с.

10. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. — 1995. — № 4(8). - С. 3-10.

11. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

 


Семинар 8.

Использование игры в экологическом образовании дошкольников

Вопросы.

1. Определение игровой деятельности, роль ее в экологическом образовании детей.

2. Классификация игр. Примеры игр. Описание отдельных видов игр.

3.Игровые обучающие ситуации (ИОС), их виды, методика проведения занятий с использованием ИОС.

4. Особенности применения игр в различных программах для ДОУ.

 

Задания для СРС

Задание 1. Придумайте ИОС со своим сказочным персонажем и со своим сюжетом.

Задание 2. Придумайте дидактическую игру (словесную или настольно-печатную) на тему: «Способы приспособления животных к окружающей среде» или «Способы защиты у растений».

 

Работа на занятии

Рассмотрите вопросы семинара, используя следующую схему.

Игра как метод экологического образования. Место и значение разнообразных видов игр в системе эколого-педагогической работы с детьми: обогащение, закрепление, обобщение знаний детей о природе; формирование познавательных умений, экологически воспитанной личности.

Классификация игр природоведческого содержания. Использование их в разных формах экологического образования в связи с разнообразием задач воспитания, многообразием объектов природы, познавательными возможностями детей.

Сюжетно-ролевые (творческие) игры, отображающие представления детей о труде людей в природе (космос, ферма, зоопарк, цирк и др.).

Использование строительно-конструктивных игр в познании детьми свойств и качеств природного материала, значимых для деятельности.

Роль воспитателя в создании условий для организации сюжетно-ролевых (с природоведческим сюжетом и с использованием природного материала) и строительно-конструктивных игр. Руководство ими.

Дидактические игры экологического содержания (с природным материалом, настольно-печатные, словесные) в систематизации знаний, в осмыслении простейших связей и зависимостей, существующих в природе, воспитании осознанно-правильного поведения по отношению к живому.

Структура дидактических игр: функциональное значение структурных компонентов (игровая познавательная задача, игровые правила и действия). Подбор и содержание природоведческих игр для разных возрастных групп. Специфика методики руководства играми (создание положительного настроя, мотивации на обучение, усложнение игровых (познавательных) задач и содержания игр в разных возрастных группах, их вариативность, обучение умению использовать знания в новых ситуациях и др.).

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - организованная воспитателем сюжетно-ролевая игра, привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Своеобразие ИОС. Их роль в создании благоприятного эмоционального фона для восприятия “экологического содержания” и воспитания бережного и внимательного отношения к живым существам, формирования норм и правил поведения в природе. Виды ИОС: с игрушками-аналогами, литературными персонажами известных сказок, игры-путешествия. Методика применения игровых ситуаций в работе с детьми разных возрастов.

Подбор и использование в дошкольном возрасте подвижных игр с природоведческим сюжетом, игр-имитаций для закрепления знаний детей об образе жизни, поведении, повадках животных.

 

Литература

основная

1. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 99-113. - библ.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

дополнительная

4. Дрязгунова Б.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.

5. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – С. 76-81.

6. Мир природы и ребенок. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. – С.139-143

7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

8. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. ИОС с игрушками разного типа и литературными персонажами. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.


Семинар 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...