Организация экологического образования дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В повседневной деятельности План (к обсуждению). 1. Значение, место и содержание повседневной деятельности в системе экологической работы с детьми. 2. Использование развлечений детей, в том числе на прогулках с природоведческой тематикой. 3. Организация повседневных наблюдений детей в уголке природы. 4. Организация труда детей в уголке природы. Задания для СРС Задание 1. Письменно определите значение и место повседневной деятельности в системе экологической работы с детьми. Проанализируйте содержание природоведческой работы на ежедневных прогулках, каким образом организуются наблюдения за явлениями неживой природы, состоянием растений и животных, используя пособие под ред. Л.А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми в подготовительной группе». Задание 2. Определите педагогические задачи, содержание и методику использования развлечений детей, в том числе на прогулках с природоведческой тематикой, предложите план развлечений на сезон для одной из возрастных групп на выбор.
Работа на занятии 1. Опишите особенности организации повседневных наблюдений детей в уголке природы (индивидуальных и коллективных), содержание длительных наблюдений, а также взаимосвязь наблюдений в уголке природы и на прогулке. 2. Обсудите организацию труда детей в уголке природы: индивидуальные поручения, труд детей подгруппами, дежурства, коллективный труд; приобретение детьми навыков и умений по уходу за обитателями уголка природы, воспитание бережного и заботливого отношения, ответственности, самостоятельности детей.
Литература 1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 184 с. 3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. – 336 с. 4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.
Семинарское занятие № 14. Система экологического образования в ДОУ: технологии и планирование эколого-образовательного процесса План (к обсуждению). 1. Понятие программы и технологии. 2. Планирование как средство управления педагогическим процессом экологического образования дошкольников. 3. Перспективное планирование системы занятий и повседневной работы на прогулках и в уголке природы. 4. Особенности планирования занятий. 5. Основные направления деятельности старшего воспитателя и эколога-организатора по управлению процессом экологического образования в дошкольном учреждении.
Задания для СРС Задание 1. Законспектируйте соответствующие разделы учебников С.Н. Николаевой и Т.А. Серебряковой по теме семинара, пользуясь следующим планом. Планирование как средство управления педагогическим процессом экологического образования дошкольников. Значение планирования для реализации задач и содержания природоведческой работы. Виды, условия и основные требования к планированию (учет календаря природы, наличие у детей знаний, умений, навыков, опыта общения с природой и др.). Задачи экологического образования дошкольников в годовом плане заведующей детским садом. Перспективное планирование как основной вид планирования эколого-педагогической работы. Использование принципа сезонности и краеведческого принципа при отборе и конкретизации образовательного материала. Определение задач и отбор содержания на планируемый отрезок времени (сезон) на основе программы экологического образования дошкольников.
Перспективное планирование системы занятий и повседневной работы на прогулках и в уголке природы. Определение программного материала, форм, методов и приемов, обеспечивающих развитие познавательных умений, эмоционально положительного отношения к природе. Установление связей системы занятий по ознакомлению с природой с занятиями по другим разделам работы. Место эколого-педагогической работы в календарном плане воспитателя.
Работа на занятии Задание 1. Раскройте особенности планирования занятий воспитателем, покажите установление взаимосвязи системы занятий с повседневной эколого–педагогической работой. Своеобразие планирования экологических занятий и повседневной работы в разных возрастных группах (удельный вес занятий, конкретизация программных задач, выбор методов и форм, подбор дидактического материала, организация индивидуальной работы с детьми). Проанализируйте основные направления деятельности старшего воспитателя и эколога-организатора по управлению процессом экологического образования в дошкольном учреждении, выделите из них наиболее важные, на Ваш взгляд. Изучение состояния эколого-педагогической работы: роль диагностики в получении объективных данных о результатах освоения программы детьми, материальных условиях для экологической работы, об уровне квалификации воспитателей по использованию природы в экологическом образовании детей. Планирование эколого-педагогической работы старшим воспитателем и экологом. Основные направления планирования. Отражение задач, содержания, форм и методов работы с воспитателями в годовом, месячном планах методиста. Организация материальных условий для эколого-педагогической работы с детьми. Создание природной среды: озеленение участка, помощь воспитателям в оборудовании живых уголков. Оформление специального раздела в экологическом кабинете. Подбор различных видов наглядного материала, моделей, настольно-печатных игр экологического содержания, технических средств обучения, справочной биологической, методической, детской природоведческой литературы и др. Создание условий для систематической работы воспитателей в экологическом и методическом кабинетах.
Оказание экологом и методистом методической и организационной помощи воспитателям в планировании и проведении эколого-педагогической работы (составление конспектов, показ новых, наиболее сложных форм и методов работы с детьми, в том числе экологических проектов и экскурсий по экологической тропинке). Привлечение воспитателей к проведению диагностики и анализу полученных результатов. Повышение квалификации воспитателей, их педагогического мастерства (семинары, практикумы, консультации, открытые мероприятия, экскурсии в природу и др.) Роль эколога в изучении, обобщении и распространении передового опыта эколого-педагогической работы в дошкольных учреждениях. Внедрение результатов научных исследований в практику детских садов по оптимизации педагогического процесса экологического образования. Задание 2. Деловая игра. Организуется новое дошкольное учреждение с экологическим направлением (прообраз – МДОУ № 1908 г. Москвы). Предполагается, что финансирование ДОУ будет достаточным для создания соответствующей экологически развивающей среды и зарплаты сотрудников. Руководитель (зав. ДОУ) набирает штат сотрудников. Основные требования – соответствующая квалификация и заинтересованность в направлении работы ДОУ. В кабинете за столом сидит руководитель учреждения и по очереди вызывает желающих поступить на работу в соответствии с их специализацией (методист, воспитатели, эколог, муз. рук. и т.д.). Претендентам необходимо доказать, что они разбираются в специфике будущей работы и будут способны активно участвовать в совместной организации работы по экологическому образованию детей.
Литература основная 1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. дополнительная 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. – С.259-277.
3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. 2-е изд. исп. и доп. –М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 120 с. 4. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание, 2000. – 9. – С.40-47. 5. Рыжова Н.А., Дремлюга В.Н., Черезова Л.Б. Педагог-эколог в детском саду: права и обязанности. /Экологическое образование детей: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Из-во ВГИПК РО, 2005. - С. 20-27. Семинарское занятие № 15. Диагностика в эколого-педагогическом процессе дошкольного учреждения. План (к обсуждению). 1. Значение и место диагностики в совершенствовании эколого-педагогического процесса дошкольного учреждения. 2. Задачи, методы и формы организации диагностики уровня экологического развития детей. Педагогические условия и методика проведения обследования: тестирование, использование наблюдений за поведением детей, системы заданий; составление диагностических карт, создание специальных ситуаций, 3. Фиксация полученных результатов: ответов детей, особенностей их поведения, эмоциональных проявлений и др; количественный и качественный анализ результатов обследования, их обобщение. Выводы и методические рекомендации по совершенствованию эколого-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста: коррекции деятельности воспитателя, планированию работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Задания для СРС Задание 1. Составьте таблицу сравнительного анализа различных подходов к проведению диагностики (на выбор два подхода: Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Арсентьева В.П., Бондаренко Т.М., Дерябо С.Д., Соломенникова О.А., Корепанова М.В., Кондратьева Н.Н., Бурлакова Е.Н. и др.) Задание 2. Составьте диагностику сформированности экологических представлений для детей подготовительной группы на тему «Сообщество живых организмов степи», используя несколько методик
Работа на занятии Обсудите следующие вопросы: 1. Что такое диагностика? Для каких целей проводят диагностику в дошкольных учреждениях? Чем отличается качественная и количественная диагностики? 2. Приведите примеры проведения диагностических процедур в различных программах. 3. Приведите примеры оформления результатов диагностики (таблицы, графики). 4. Охарактеризуйте экологические компоненты в базисных характеристиках личности ребенка.
Литература основная 1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
2. Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы // Управление ДОУ. - № 3. – 2007. – С. 15-25. 3. Рыжова Н.А. О диагностике результатов экологического образования дошкольников // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. – 2002. – 3. – С.9-16. 4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с. 5. дополнительная 6. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния педагогического воспитания в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 5, 2002. – С. 82-86. 7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений /Ред.-сост. Стеркина Р.Б. – М.: Издательство АСТ, 1997. 8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 дет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159 с. (то же – 6-7 лет) 9. Бурлакова Е.Н. Экологический проект «Книга природы». – Волгоград, 2004. 10. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. – 306 с. 11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 12. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студ. заочного отделения факультута Пим ДО, воспитателей образовательных учреждений / Сост. В.А. Зебзеева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 28 с. 13. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии (из опыта работы ДОУ № 352 г. Волгограда). – Волгоград, 1994. – 74 с. 14. Иванова А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. 15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. 16. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2003. 17. Педагогическая диагностика по программе развития и воспитания дошкольников «Детство»: Методическое пособие / Под ред. проф. М.В. Корепановой. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 160 с. (Приложение к журналу «Учебный год», № 60. Серия «Дошкольное образование». Вып. 5). 18. Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы // Управление ДОУ. - № 3. – 2007. – С. 15-25. 19. Рыжова Н.А. О диагностике результатов экологического образования дошкольников // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. – 2002. – 3. – С.9-16. 20. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999. – 170 с. 21. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 7. – 2004. 22. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
Семинарское занятие № 16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|