Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование механизмов банкротства в снижение уровня несостоятельности в сельском хозяйстве

 

В настоящее время перед АПК страны стоит реальная проблема избыточной финансовой несостоятельности сельхозпроизводителей, которая не всегда формировалась по причине неэффективных решений собственников этих предприятий, а во многом является результатом объективных трансформационных процессов. Поэтому для обеспечения устойчивого роста аграрного сектора, необходима комплексная система мер по элиминированию причин формирования этой несостоятельности.

Эта задача предполагает принятие комплексной программы или совокупности мер по снижению уровня несостоятельности в аграрном секторе. Главными целями указанной программы должны стать повышение эффективности сельскохозяйственного производства и снижение уровня убыточности сельскохозяйственных предприятий.

Программа должна быть нацелена на решение следующих основных задач:

1. Решение проблемы сельской занятости. При закрытии сельхозпредприятий главной является проблема сельской занятости. В России неаграрная сельская занятость практически не развита, в связи с этим каждое сельхозпредприятие - основной источник доходов местных жителей. Поэтому ликвидация сельхозпредприятия порождает необходимость параллельного решения проблемы занятости сельского населения на соответствующей территории.

2. Поддержание социальной инфраструктуры. Во многих районах сельхозпредприятия продолжают поддерживать социальную и инженерную инфраструктуру на своей территории. Ликвидация такого предприятия порождает проблему социального и инженерного обустройства

соответствующей территории. При этом необходимо иметь в виду, что ликвидируются финансово слабые хозяйства. Их возможности и по предоставлению доходов сельским жителям, и по содержанию сельской инфраструктуры крайне ограничены, поэтому указанные проблемы на этих территориях уже являются первостепенными.

3. Сохранение активов сельхозорганизаций в сельском хозяйстве. При ликвидации сельхозпредприятий их имущество продается на торгах. Было бы целесообразным сохранить фонды сельскохозяйственного назначения в аграрном производстве.

4. Разработка механизма учета земельных отношений при проведении банкротства сельхозорганизаций. Продажа, ликвидация, любая иная реорганизация сельхозпредприятия без рассмотрения земельного вопроса способна подорвать финансово-экономическое положение новых собственников или пользователей земли.

5. Максимальное сохранение производственной целостности сельхозорганизаций. При осуществлении процедуры банкротства необходимо всячески стремиться к тому, чтобы сохранить и осуществить продажу сельхозпредприятия целиком, а не дробить и распродавать его по частям. Последнее возможно только в случае, если оказалось невозможным продать предприятие целиком. Продажа предприятия целиком, во-первых, позволяет сохранить производственную специализацию сельхозпредприятия в случае, если это целесообразно; во-вторых, продать предприятие по цене, гораздо более высокой по сравнению с той, которая будет получена, если предприятие будет дробиться и продаваться по частям; в-третьих, снижает затраты на решение социальных проблем, связанных с ликвидацией предприятия.

Используя механизм банкротства для снижения уровня несостоятельности в АПК необходимо исходить из того, что главная цель данного института - финансовое санирование при котором ликвидация сельхозорганизаций рассматривается как крайняя мера. Однако санации должны подвергаться только те предприятия, которые способны выйти из кризиса и восстановить свою платежеспособность; хозяйства, неспособные эффективно вести свою деятельность должны быть ликвидированы. Необходимо уйти от задачи сохранения всех сельхозпредприятий любой ценой.

В рамках механизма банкротства должны быть решены следующие задачи:

1. Ликвидация фиктивных хозяйств.

Фиктивные предприятия в сельском хозяйстве представлены двумя типами. К первому типу относятся так называемые отсутствующие должники предприятия зарегистрированные, но не ведущие хозяйственную деятельность и не представляющие отчетность. Второй тип фиктивных предприятий представляют предприятия - двойники, созданные для увода предприятия от долгов. Эти предприятия практически не имеют фондов, но накапливают огромные долги. Создание таких предприятий дает временную передышку сельхозпроизводителям, однако не устраняет основные причины несостоятельности, что в итоге приводит к ситуации неплатежеспособности и вновь созданную организацию. В связи с этим актуальной становится задача быстрого выявления и ликвидации предприятий-двойников, а также создания условий, препятствующих созданию подобных организаций вновь.

В отношении фиктивных предприятий первого типа целесообразно применение упрощенных процедур банкротства. При этом основные проблемы банкротства действующих предприятий (сохранение сельской занятости, поддержание социальной инфраструктуры) возникать не должны, поскольку такие предприятия не формируют доходов сельского населения и не содержат социальную и инженерную инфраструктуру. Основная проблема, возникающая при банкротстве подобных организаций, связана с тем, что сумма конкурсной массы, как правило, не покрывает стоимость конкурсного производства. В этой связи при банкротстве фиктивных предприятий первого типа (отсутствующих должников) целесообразно заключение мировых соглашений

Поскольку одним из крупнейших конкурсных кредиторов будут федеральные и региональные бюджеты, то можно было бы предусмотреть в условиях мирового соглашения отчуждение части земли и фондов для создания муниципального предприятия по содержанию инженерной инфраструктуры территории. Члены кооператива, безусловно, не несут ответственности по делам своего кооператива своими земельными паями, но в рамках мирового соглашения они могут пойти на такое частичное отчуждение земли, так как это преследует и их интересы как жителей данной территории.

Описанная выше процедура банкротства может быть применена и в отношении предприятий, фактически не ведущих хозяйственную деятельность (фиктивные предприятий второго типа). Поскольку конкурсная масса в хозяйствах-двойниках ничтожна и ее стоимость не может покрыть расходов по проведению конкурсного производства, наиболее приемлемым решением также является заключение мирового соглашения. Однако в данном случае потребность формирования муниципального предприятия представляется нам не столь очевидной.

После заключения мирового соглашения предприятие должно быть ликвидировано.

2. Банкротство действующих предприятий с сохранением профиля их активов.

После ликвидации фиктивных предприятий сохраняется проблема банкротства реально хозяйствующих, но неэффективных хозяйств. Процедуры банкротства должны быть инициированы по отношению ко всем этим предприятиям. При этом в отношении предприятий способных повысить эффективность хозяйственной деятельности в будущем должны быть применены реорганизационные процедуры банкротства, остальные организации должны быть ликвидированы. Причины несостоятельности и рекомендации по их устранению должны

быть установлены арбитражным управляющим в ходе процедур наблюдения и финансового оздоровления. Если удается установить причины финансового кризиса и решить ее на стадии наблюдения и финансового оздоровления, предприятие целесообразно сохранить в своем прежнем качестве. Очевидно, таких предприятий будет немного, но отвергать такую возможность оздоровления предприятия нельзя.

На стадии конкурсного производства сохранение сельхозпредприятия как целостного производственного комплекса также не исключено. Согласно ст. 179 закона о несостоятельности, при продаже имущества сельхозпредприятия оно должно быть предварительно выставлено на торгах как целостный комплекс. В результате успешности таких торгов предприятие сохраняется, хотя и меняет собственников.

В связи с этим целесообразно на стадии подготовки к реализации имущества предприятия-банкрота провести работу по аккумулированию земельных паев в уставном капитале предприятия. При продаже сельхозорганизации, земля которой находится в аренде, земля, равно как и арендные права, на нее, не переходят к новому собственнику предприятия. Таким образом, новый собственник должен заново заключать арендные договоры, что существенно снижает привлекательность такого производственного комплекса при продаже его на торгах, уменьшает его стоимость и вероятность продажи как целостного предприятия, Кроме того, существует опасность, что при приобретении имущественного комплекса без земли преследуется цель использования его не как самостоятельного предприятия, а как отдельных фондов, в том числе, для последующей перепродажи.

Внесение паев в уставный капитал сельхозорганизации выгодно и собственникам должника, поскольку велика вероятность того, что предприятие, не проданное как единый комплекс, прекратит свое существование, следовательно, сдавать земельный пай в аренду будет просто некому. Внесение пая в уставной капитал позволяет так же сохранить занятость на этом предприятии.

3. Решение проблемы сельской занятости, программа переподготовки кадров в сельской местности, программа поддержки кредитной кооперации».

Ликвидация части сельскохозяйственных предприятий неизбежно влечет за собой ряд проблем, которые потребуют незамедлительного решения. В первую очередь это касается проблемы сельской занятости, поскольку абсолютное большинство сельхозпредприятий является селообразующими.

Для решения данной проблемы мы предлагаем реализовать следующие меры:

1) временное сохранение за территорией субсидий, выплачиваемых, ликвидируемому предприятию.

Реализация этой меры позволит создать финансовые основы для осуществления остальных мер.

2)  создание условий для предпринимательства местного населения. При этом нужно осознавать ограниченность ЛПХ как устойчивого источника дохода на территории ликвидированных хозяйств. ЛПХ, безусловно, частично решит проблему продовольственного обеспечения населения, но стабильного денежного дохода на этой территории оно не даст. Поэтому необходимо поддерживать все возможные инициативы местного населения по организации альтернативной предпринимательской деятельности.

Другим направлением в сфере развития неаграрной занятости в сельской местности может стать сбор и распространение информации об опыте сельского неаграрного предпринимательства в стране. Учитывая относительную дешевизну и высокую отдачу такого рода деятельности, можно говорить об исключительной эффективности данного направления работы.

Поскольку все предпринимательские начинания по организации альтернативной занятости требуют первоначальных финансовых вложений необходимо развитие системы мелкого кредита.

3) создание условий для привлечения работодателей на данную

территорию.

В рамках реализации этой меры необходимо рассмотреть возможности привлечения высвобождающейся рабочей силы промышленными и сервисными предприятиями района (или соседних районов). Возможно, такое трудоустройство потребует переобучения кадров, которое может быть организовано за счет бюджетных средств (в том числе и на счет зарезервированных субсидий), но только при условии, что на неаграрных предприятиях района существует реальный (заявленный) спрос на рабочую силу.

4) организация общественных работ и осуществление компенсационных выплат

Проведение общественных работ целесообразно в том случае, когда других способов создания рабочих мест и неаграрных источников доходов на территории ликвидированного сельхозпредприятия не существует. Такие работы должны быть ориентированы на низкоквалифицированную рабочую силу (подготовительные работы по прокладке дорог, расчистка леса, прорубание просек для линий электропередач и т.п.). Сюда же нужно отнести и создание муниципальных предприятий для поддержания инженерной инфраструктуры территории, так как такое предприятие также создаст рабочие места.

Кроме того, необходимо также решить проблему социальной реабилитации населения, так как закрытие предприятия, с которым была связана жизнь нескольких поколений местного населения, будет неизбежно сопровождаться негативными социально-психологическим последствиями. С этой целью необходимо разработать программу создания служб социальной защиты населения в сельской местности. Данная мера должна содействовать изменению социального климата в деревне и кристаллизации гражданских инициатив вокруг таких служб.

5)  переподготовка кадров в сельской местности.

Реализация данной меры направлена на снижение уровня сельскохозяйственной занятости в сельской местности. Для этого необходимо провести ряд мероприятий по переподготовке кадров, причем это не должно быть разовой акцией, основанной на проведении различного рода курсов и семинаров. В данной сфере необходима систематическая работа государственных органов, направленная на расширение потенциальных возможностей сельского населения для смены профессии и активного поиска источников дохода. В частности, мы предлагаем провести следующие мероприятия:

•   массовое распространение позитивного опыта несельскохозяйственной или нетрадиционной сельскохозяйственной деятельности; издание соответствующей литературы, компания в средствах массовой информации, семинары на базе плотных регионов;

• смена концепции школьного образования в сельской местности: перенесение центра тяжести с обучения школьников основам сельскохозяйственного производства на распространение навыков неаграрной деятельности в сельской местности;

• бюджетное субсидирование расходов на организацию курсов подготовки кадров для компаний, открывающих рабочие места и сельской местности;

• введение специализированных курсов по сельскому развитию в специализированных сельскохозяйственных учебных заведениях.

4. Решение проблемы содержания социальной и инженерной инфраструктуры.

При банкротстве сельхозпредприятий, сопряженном с ликвидацией предприятия, в большинстве случаев возникает проблема содержания социальной и инженерной инфраструктуры, которая хотя бы и в минимальной степени, но поддерживалась сельхозпредприятием.

Для решения этой проблемы, должна быть завершена передача основных объектов инфраструктуры в сельской местности местным органам власти: это в значительной мере сократит объем необходимых работ при банкротстве сельхозпредприятий. Кроме того, закон о несостоятельности (ст. 131) требует включения этих объектов в конкурсную массу и реализации на торгах в случае конкурсного производства. Поскольку почти очевидно, что в сельской местности такие торги бесперспективны, желательно, чтобы указанные объекты еще до момента объявления предприятия несостоятельным были переданы в собственность других субъектов.

Передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры местным органам власти также требует серьезного пересмотра бюджетного планирования: часть выделяемых бюджетных средств должна быть переориентирована на содержание инфраструктуры в сельской местности. По сути, многие местные субсидии направлены на сохранение сельхозпредприятий, в экономическом смысле давно уже ставших хронически несостоятельными. Местные власти стремятся сохранить эти предприятия для поддержания на их территориях минимально необходимой инфраструктуры. На наш взгляд, рациональнее не поддерживать неэффективное производство в надежде на то, что это сохранит инфраструктурные объекты, а напрямую финансировать предприятия, созданные для развития и эксплуатации этой инфраструктуры.

5. Решение проблемы сохранения фондов в сельском хозяйстве.

При продаже конкурсного имущества сельхозпредприятия по частям возникает угроза того, что это имущество покинет аграрный сектор: наиболее ликвидные фонды (в первую очередь техника) могут быть проданы в неаграрные отрасли. В этой связи целесообразно было бы избежать такого развития событий.

Процедура проведения конкурсных торгов при банкротстве сельскохозяйственной организации дает некоторые гарантии того, что имущество предприятия-банкрота сохранится для аграрного производства в республике. Однако представляется, необходимым расширить круг организаций имеющих право преимущественного приобретения имущества сельскохозяйственных организаций. В настоящее время в соответствии со ст. 179 Закона о несостоятельности (банкротстве) при проведении конкурсных торгов имущество предлагается к продаже организациям, занимающимся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющим земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. На наш взгляд, право требования приобретения имущества следует предоставить не только организациям, которые соседствуют участками, но и любым другим сельскохозяйственными организациям региона, тем более что абсолютное большинство сельхозпредприятий республики участками земли не владеют, а арендуют ее на паях.

6. Повышение привлекательности сельскохозяйственных предприятий для внешних инвесторов.

Успешность реализации мер по снижению уровня несостоятельности в сфере АПК в значительной мере зависит от того, насколько активно будут привлечены внешние инвесторы к приобретению несостоятельных сельхозпредприятий как целостных комплексов. Это также позволит снизить затраты бюджета на решение сопряженных с банкротством проблем.

Главным условием повышения привлекательности хозяйств для внешних инвесторов может стать обеспечение четкости условий проведения процедур банкротства и торгов в ходе конкурсного производства.

Помимо этого важным условием привлекательности сельхозпредприятий для приобретения их целостным производственным комплексом, как было отмечено выше, должно стать наличие земли в конкурсной массе имущества, что в свою очередь требует разработки механизма учета земельных отношений при проведении банкротства сельхозпредприятий.

На базе сформулированной программы по снижению уровня убыточности в агропромышленном секторе нами был разработана модель санации предприятий АПК республики, не прошедших реструктуризацию долгов (Приложение 11).

Реализация этой модели требует создания специальной комиссии по реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий (далее - комиссия), которая должна представлять государственные органы по управлению АПК и в сотрудничестве с территориальным отделением ФСФО и другими органами государственного управления осуществлять работу по снижению уровня несостоятельности в аграрном секторе республики.

Разработанная модель санации предполагает следующую последовательность действий:

1.   Для выявления отсутствующих должников соответствующий налоговый орган должен представь в комиссию список предприятий, на представляющих отчетность и не платящих налоги. На этом же этапе выявляются предприятия-двойники, созданные для отвода долгов. Отследить такие хозяйства комиссия может, изучив отчетность, представляемую сельхозпредприятиями.

2. Комиссия представляет списки выявленных фиктивных предприятий в соответствующий налоговый орган для подачи заявления об инициировании упрощенных процедуры банкротства

По нашей оценке, в республике насчитывается порядка 27 сельхозпредприятий подобного типа, на долю которых приходится 41,4 тыс. га (7,5%) сельхозугодий.

3. Инициируются процедуры банкротства в отношении действующих, но неэффективных хозяйств. Это предприятия 4 и 5 группы по показателям финансово-экономического состояния (табл. 2.4). При этом применение ликвидационных процедур, по нашей оценке, целесообразно в отношении 28 хозяйств республики (5 группа). Для предприятий 4 группы (47 хозяйств) более оправдано введение реорганизационных процедур, направленных на постановку в неплатежеспособных хозяйствах эффективного менеджмента. Однако окончательное распределение проблемных предприятий по этим двум группам не должно осуществляться до процедуры банкротства. С одной стороны, досудебное разделение хозяйств на группы нарушает права этих предприятий, с другой - это может породить коррупцию.

4. Комиссия проводит переговоры с конкурсными кредиторами для предоставления значительного дисконта по долгам тех хозяйств, в отношении которых введены реорганизационные процедуры банкротства. Данная мера направлена на повышение инвестиционной привлекательности несостоятельных хозяйств, поскольку дисконтирование долгов позволяет вложить часть финансовых средств, накопленных в кредиторской задолженности, в управленческую и технологическую модернизацию реорганизуемого предприятия.

5. Для аккумулирования земельных паев в уставном капитале хозяйств-должников комиссии необходимо провести соответствующую разъяснительную работу с собственниками земли. Подобная работа направлена на сохранение предприятия как целого имущественного комплекса и, в силу этого, должна стать обязательной процедурой при проведении конкурсного производства.

6. Комиссия разрабатывает подробную инструкцию по реализации имущества неплатежеспособной сельхозорганизации, в которой максимально ясно и детально прописываются все процедуры и действия участников торгов. Кроме того, условия проведения процедур банкротства и информация о сельхозпредприятиях, в отношении которых начато конкурсное производство, должны быть широко освещены в средствах массовой информации, включая Интернет.

7. Следует законодательно закрепить норму, в соответствии с которой в случае ликвидации действующего сельхозпредприятия средний за последние три года по всем видам программ объем субсидий (федеральных, республиканских и муниципальных), получаемых этим предприятием, сохраняется за территорией для осуществления программ трудоустройства населения. При этом порядок и направления использования этих средств к каждом случае должен определяться конкретными местными условиями района.

Часть зарезервированных средств можно направить на создание условий для поддержания предпринимательской активности сельского населения: создание цехов мелкой переработки сельхозпродукции и дикорастущих плодов и растений, лесоперерабатывающих предприятий, обслуживающих предприятий на магистралях и автозаправочных станциях, аграрный туризм. Еще одним направлением использования сохраненных за территорией субсидий может стать предоставление льготных кредитов для предпринимателей, готовых организовать занятость на территории ликвидируемого предприятия. При этом кредиты должны распределяться по конкурсу, критерием которого станет максимальное число привлекаемых работников ликвидированного сельхозпредприятия.

8. Для предприятий, дающих работу сельским жителям на территории ликвидируемого хозяйства, должны быть предоставлены временные льготы по местным и республиканским налогам. При этом такие льготы должны предоставляться только в части производственной деятельности, которая ведется на этой территории.

Для решения проблемы сохранения и поддержания социальной инфраструктуры села целесообразно зарезервировать основную часть средств, поступающую в бюджет от реализации конкурсной массы хозяйства - банкрота и направленных на погашение задолженности по уплате обязательных платежей, для финансирования работ по реорганизации местной социальной и инженерной инфраструктуры. Зарезервированные средства следует направить на доведения до необходимых стандартов инженерных сетей с целью дальнейшей их передача в соответствующие службы, либо на создание специальных муниципальных инфраструктурных предприятий для эксплуатации наличной сети.

Реализация всех вышеперечисленных мер, должна способствовать трансформации института несостоятельности в целевую государственную программу, направленную на финансовое оздоровление организаций должников. Это особенно актуально в свете того, что проблема финансовой неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий, приобретает в настоящее время масштабы национальной аграрной экономической катастрофы.


Заключение

 

Переход к рыночным отношениям привел к кризисному положению многих, в том числе и агропромышленных предприятий. Глубина, продолжительность и распространенность кризисных явлений, проявляющихся в устойчивом спаде производства, неплатежеспособности и влекущих за собой необратимые изменения демографической и социальной сфер, обуславливают необходимость поиска новых направлений государственного регулирования этих явлений.

Структурное оздоровление агропромышленного комплекса представляется сегодня как одно из направлений выхода отрасли из экономического кризиса. Одним из методов решения поставленной проблемы является ликвидация неэффективных, убыточных предприятий через институты банкротства.

На наш взгляд, институт несостоятельности является одним из самых мощных стимулов для совершенствования производства и снижения трудовых и энергетических затрат, поскольку позволяет вытеснить с рынка предприятия, имеющие отклонения от среднего значения трудовых затрат, более эффективными конкурентами.

В наиболее общем виде институт банкротства направлен на достижение следующих целей:

- поддержка попавшего в кризисную ситуацию предприятия;

- наблюдение за эффективным использованием объекта собственности банкрота;

- защита интересов кредиторов путем максимального удовлетворения требований по отношению к данному хозяйствующему субъектов;

- снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств;

- обеспечение перераспределения промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий, развитие конкуренции

Таким, образом, ситуация банкротства (или ухода экономического субъекта с рынка) корректируется государственными органами таким образом, что бы каким способом не распределялись объекты собственности между экономическими агентами, их совокупная величина после банкротства у всех агентов была бы не меньше, чем до процедуры банкротства.

Проделанный анализ законодательной базы процедур банкротства позволяет нам утверждать, что экономико-правовой институт банкротства следует считать инструментом достижения стратегических целей экономической политики государства. Его экономический смысл состоит в том, чтобы служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц предприятий. В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить 'требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Изопределения следует, что, в действующем российском законодательстве критерием несостоятельности является неплатежеспособность должника, что соответствует сложившейся мировой практике. Однако отождествление понятий «несостоятельность» и «банкротство», на наш взгляд, является не совсем корректным.

Анализ существующей практики регулирования несостоятельности предприятий позволил нам выявить следующие особенности развития данного института в России:

- минимальное развитие правил о досудебном восстановлении платежеспособности хозяйствующих субъектов;

- низкая эффективность реабилитационных процедур и дальнейшая тенденция к ее снижению;

- преимущественно ликвидационный характер процедур банкротства.

Несовершенство законодательных актов, посвященных ситуации банкротства, на наш взгляд, состоит в том, что они устанавливают сто механизм, рабочие процедуры, но не охватывают проблем экономического характера, предваряющие или сопутствующие несостоятельности. Применительно к сфере АПК это выражается в первую очередь в слабом отражении в законе экономических признаков определения несостоятельности сельскохозяйственных организаций и недостаточности сроков реорганизационных процедур, необходимых для восстановления платежеспособности предприятия.

Таким образом, нормы действующего законодательства не полно и в не достаточной мере отражают особенности сельскохозяйственного производства, что мешает применять процедуры банкротства более широко и в конечном итоге достигнуть основной цели — оздоровить неплатежеспособные сельскохозяйственные организации.

Оценка экономического положения агропромышленных предприятий республики Марий Эл свидетельствует о необходимости активизации институциональной деятельности государства в этой сфере. Текущее состояние агропромышленного сектора республики характеризуется снижением производственного потенциала сельхозпроизводителей, уменьшением объема производимой продукции, ухудшением материально-технической базы и ростом числа финансово неустойчивых хозяйств.

Следует признать, что проблема избыточной финансовой несостоятельности во многом она является результатом объективных трансформационных процессов.

Многообразие факторов, повлиявших на кризисное состояние отрасли, требует комплексного подхода к решению проблемы несостоятельности в агропромышленном комплексе.

Одним из направлений финансового оздоровления и снижения уровня несостоятельности в данном секторе, на наш взгляд, может стать повышение эффективности механизмов банкротства. Существующая в настоящее время практика государственного регулирования несостоятельности в агропромышленном комплексе республики предусматривает следующие меры:

- ликвидацию долгов сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;

- применение мер по предупреждению банкротства, направленных на досудебную санацию неплатежеспособного предприятия и предполагающих реструктуризацию, как производства, так и самого предприятия;

- проведение реорганизационных процедур с использованием механизмов банкротства.

Проведенный анализ практики применения процедур несостоятельности в отношении предприятий АПК республики выявил низкую эффективность реабилитационных процедур (финансового оздоровления и внешнего управления) и усиление направленности процедур несостоятельности на конкурсное производство

Подобные итоги функционирования института банкротства в республике позволяют нам утверждать, что банкротство может быть лишь одним из направлений структурной перестройки агропромышленного комплекса.

Существенное влияние на этот процесс может оказать расширение внесудебных процедур восстановления платежеспособности сельхозпроизводителей. При этом мероприятия по санации неплатежеспособных предприятий не должны сводиться исключительно к реструктуризации накопленной задолженности, поскольку такие меры позволяют достичь лишь краткосрочного эффекта.

Необходимо искать иные средства преодоления массовой неплатежеспособности предприятий в аграрном секторе экономики. Санация несостоятельных хозяйств в первую очередь должна базироваться на кардинальных организационно-экономических мерах: от реструктуризации производства и менеджмента до реструктуризации самого неплатежеспособного предприятия.

В процессе исследования нами было разработано несколько моделей, направленных на восстановление управляемости сельхозпредприятиями и вывод слабых хозяйств республики из кризиса.

Все разработанные модели предполагают передачу имущества неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий в новую сельскохозяйственную организацию и создание на ее базе агропромышленного объединения, интегрирующего несостоятельные предприятия данного района.

Основными положительными сторонами подобных агарных объединений являются единая структура управления и возможность кредитования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий в связи с тем, что формируется структура, не обремененная долгами. Кроме того, в подобных структурах неплатежеспособные предприятия получают возможность не только закупать товарно-материальные ресурсы, но и централизованно реализовывать производимую ими продукцию, снижая тем самым монопсонию торгово-закупочных организаций.

Однако следует учитывать, что применение подобных мер целесообразно лишь в отношении предприятий способных повысить эффективность свое деятельности в будущем. Для тех хозяйств, которые не способны выйти из кризиса при замене менеджмента более оправданно применение процедур банкротства как механизма позволяющего провести финансовое оздоровление предприятий путем их передачи от неэффективного собственника к более эффективному.

Обобщив результаты применения процедур банкротства в отношении предприятий агропромышленного комплекса республики Марий Эл, нами были выявлены следующие организационно-экономические проблемы несостоятельности (банкротства) в указанном секторе:

- неравноценность подхода к определению критериев несостоятельности для предприятий АПК;

- недостаточность сроков внешнего управления для восстановления платежеспособности несостоятельных хозяйств;

- нерешенность социальных проблем, возникающих при ликвидации неплатежеспособных хозяйств;

- недостаточная квалификация арбитражных управляющих, незнание ими специфики деятельности предприятий АПК.

На основе анализа приведенных проблем в работе были внесены предложения по созданию механизмов их позитивного решения.

С целью учета специфических отраслевых особенностей сельского хозяйства было выдвинуто предложение об увеличении срока, необходимого для определения признаков банкротства сельскохозяйственной организации до 6 месяцев.

Для того чтобы уровнять шансы сельскохозяйственных организация в восстановлении платежеспособности, было предложено увеличить срок внешнего управления на 12 месяцев выше общих сроков, установленных законом для указанной процедуры.

В целях сохранения профиля активов ликвидируемого сельхозпредприятия предприятия, рабочих мест и производственного потенциала района предлагается внести в Закон о банкротстве ряд императивных норм, аналогичных банкротству градообразующих предприятий: участие в деле органа местного самоуправления и специфический порядок продажи имущества, направленный на сохранение рабочих мест.

Для усиления влияния государства в регулировании несостоятельности предприятий агропромышленного комплекса в условиях их банкротства был сделан вывод о необходимости принятия комплексной программы по снижению уровня несостоятельности в сельском хозяйстве.

Реализация всех предложенных мер должна способствовать трансформации института несостоятельности в целевую государственную программу, направленную на финансовое оздоровление организаций-должников.


Список использованной литературы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...