Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура и социальные отношения




ОБЩЕСТВО

ЗНАНИЕ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского

Рекомендовано

Министерством образования и науки

Российской Федерации

Москва

«Просвещение» 2008


УДК 373.167.1:30 ББК 60я72 0-28

На учебник получены положительные заключения

Российской академии наук и Российской академии образования.

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведения ИСМО РАО с участием ученых Российской академии наук.

Авторы:

Л. Н. Боголюбов: § 6, § 19, § 20—21, § 23, § 26, § 29, выводы, вопросы

и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. II, IV

А. Ю. Лазебникова: § 1, § 2, § 4, § 13, § 14, § 35, выводы, вопросы

и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. I, III

А Т. Кинкулъкин: § 9, § 31, § 29, § 32

Е. И. Жильцова: § 16, § 17, § 18, § 22, § 24, § 25

Э. Г. Соловьев: § 15, § 27, § 36, § 37, § 38, § 39

О. А Котова: § 28, § 33, § 34

Т. Е. Лискова: § 7, § 12

Л. Ф. Иванова: § 10

А И. Матвеев: § 5, § 8

Ю. И. Аверьянов: § 30

Е. Л. Рутковская: § 11

Н. И. Городецкая: § 3

Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват.

0-28 учреждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов,

А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред.

Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение,

2008. — 415 с.: ил. — ISBN 978-5-09-015931-9.

Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного стан­дарта по обществознанию профильного уровня, включает знания из социологии, политологии, социальной психологии, философии.

УДК 373.167.1:30 ББК 60я72

ISBN 978-5-09-015931-9 ©Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены


Оглавление

Глава I. Социальное развитие современного общества

§ 1. Социальная структура и социальные отношения 5

§ 2. Социальные институты................................................. 16

§ 3. Роль экономики в жизни общества.................................... 25

§ 4. Социальные статусы и роли.......................................... 38

§ 5. Социальные ценности и нормы.................................... 48

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный конт­
роль........................................................................................ 58

§ 7. Социальные интересы и формы социального взаи­
модействия.................................................................................. 68

§ 8. Этнос и нация.................................................................. 77

§ 9. Межэтнические отношения и национальная поли­
тика.............................................................................................. 86

§ 10. Демография современной России................................... 96

§11. Институт семьи и брака................................................. 103

§ 12. Быт и бытовые отношения........................................ 113

§ 13. Молодежь в современном обществе.............................. 124

§ 14. Социальная структура российского общества.. 135

Выводы к главе I...................................................................... 146

Вопросы и задания к главе I............................................. 148

Готовимся к экзамену.............................................................. 149

Глава II. Политическая жизнь современного общества

§ 15. Политическая система и политический режим.. 151

§ 16. Демократия....................................................................... 162

§ 17. Государство в политической системе............................ 172

§ 18. Правовое государство и гражданское общество.. 184

§ 19. Роль СМИ в политической жизни.............................. 193

§ 20—21. Политическое сознание и политическое пове­
дение...................................................................................... 203

§ 22. Политические партии и движения............................. 222

§ 23. Лидеры и элиты в политической жизни......... 233

§ 24. Выборы в демократическом обществе....................... 245

§ 25. Человек в политической жизни.................................. 255

§ 26. Политический конфликт............................................. 265

§ 27. Политический процесс................................................ 275

Выводы к главе II.................................................................. 285

Вопросы и задания к главе II........................................ 287

Готовимся к экзамену........................................................... —

Глава III. Духовная культура

§ 28. Духовное развитие общества........................................ 289

§ 29. Духовный мир личности............................................... 298

§ 30. Мораль и нравственность.............................................. 307

§ 31. Наука............................................................................. 316

1*


§ 32. Образование.................................................................. 326

§ 33. Роль религии в жизни общества.......................... 337

§ 34. Место искусства в духовной культуре......................... 346

§ 35. Массовая культура.......................................................... 354

Выводы к главе III.................................................................. 369

Вопросы и задания к главе III.................................. 370

Готовимся к экзамену.............................................................. 371

Глава IV. Современный этап мирового развития

§ 36. Многообразие современного мира............................. 372

§ 37. Глобализация и ее последствия................................... 383

§ 38. Сетевые структуры в современной мировой поли­
тике........................................................................................ 393

§ 39. Целостность и противоречивость современного

мира......................................................................................... 402

Выводы к главе IV.................................................................. 413

Вопросы и задания к главе IV.............................................. 414

Готовимся к экзамену............................................................ 415


Глава I

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Социальная структура и социальные отношения

Вспомните:

каков предмет социологии как науки? Что представля­ет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе?

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совмест­ную деятельность, объединяются в различные группы, общ­ности. Взаимодействие людей в таких группах и групп меж­ду собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

В центре внимания социологов оказалось несколько про­блем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и про­явления социального неравенства. Сложились разные подхо­ды к анализу социальной структуры общества. Два уче­ния — К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, зна­чит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т. п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т. д., к человеку приходит понимание, что различия меж­ду людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе.

Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие иссле­дователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись груп­пы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятель-


ный и уважаемый вождь и его приближенные, а также жи­вущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Из приведенного примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраи­ваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шка­ле, получила название страта (слой), а совокупность рас­положенных в вертикальном порядке социальных сло­ев — социальная стратификация.

Сам термин «стратификация» был заимствован социоло­гами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоев, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стра­тификации приходится проводить большую предваритель­ную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что мож­но проводить аналогию между структурой общества и струк­турой горной породы. Критики данной точки зрения подчер­кивают, что спецификой социальной стратификации яв­ляется то, что она отражает принцип неравенства.

Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что ученые выдвигают различные причины воз­никновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределе­ние богатства между людьми, являясь результатом неспра­ведливого общественного устройства, ведет к нарастанию со­циальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.

А какова ваша позиция в этом вопросе?

Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос суще­ственно расходятся. Например, марксистское учение об обще­стве исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной не-


справедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликви­дировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве раз­витых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются сред­ние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним об­щественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определенному регулированию.

Поразмышляйте над приведенными точками зрения, по­пытайтесь соотнести их с реальными общественно-историче­скими процессами.

Принято различать экономическую, политическую и про­фессиональную стратификацию. Экономическая стратифика­ция выражается в различии доходов, уровня жизни, в су­ществовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, полити­ческих лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...