Социальная структура и социальные отношения
Стр 1 из 74Следующая ⇒ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2008 УДК 373.167.1:30 ББК 60я72 0-28 На учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Учебник подготовлен в лаборатории обществоведения ИСМО РАО с участием ученых Российской академии наук. Авторы: Л. Н. Боголюбов: § 6, § 19, § 20—21, § 23, § 26, § 29, выводы, вопросы и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. II, IV А. Ю. Лазебникова: § 1, § 2, § 4, § 13, § 14, § 35, выводы, вопросы и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. I, III А Т. Кинкулъкин: § 9, § 31, § 29, § 32 Е. И. Жильцова: § 16, § 17, § 18, § 22, § 24, § 25 Э. Г. Соловьев: § 15, § 27, § 36, § 37, § 38, § 39 О. А Котова: § 28, § 33, § 34 Т. Е. Лискова: § 7, § 12 Л. Ф. Иванова: § 10 А И. Матвеев: § 5, § 8 Ю. И. Аверьянов: § 30 Е. Л. Рутковская: § 11 Н. И. Городецкая: § 3 Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. 0-28 учреждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.: ил. — ISBN 978-5-09-015931-9. Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного стандарта по обществознанию профильного уровня, включает знания из социологии, политологии, социальной психологии, философии. УДК 373.167.1:30 ББК 60я72 ISBN 978-5-09-015931-9 ©Издательство «Просвещение», 2008 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены Оглавление Глава I. Социальное развитие современного общества § 1. Социальная структура и социальные отношения 5 § 2. Социальные институты................................................. 16 § 3. Роль экономики в жизни общества.................................... 25 § 4. Социальные статусы и роли.......................................... 38 § 5. Социальные ценности и нормы.................................... 48 § 6. Отклоняющееся поведение и социальный конт § 7. Социальные интересы и формы социального взаи § 8. Этнос и нация.................................................................. 77 § 9. Межэтнические отношения и национальная поли § 10. Демография современной России................................... 96 §11. Институт семьи и брака................................................. 103 § 12. Быт и бытовые отношения........................................ 113 § 13. Молодежь в современном обществе.............................. 124 § 14. Социальная структура российского общества.. 135 Выводы к главе I...................................................................... 146 Вопросы и задания к главе I............................................. 148 Готовимся к экзамену.............................................................. 149 Глава II. Политическая жизнь современного общества § 15. Политическая система и политический режим.. 151 § 16. Демократия....................................................................... 162 § 17. Государство в политической системе............................ 172 § 18. Правовое государство и гражданское общество.. 184 § 19. Роль СМИ в политической жизни.............................. 193 § 20—21. Политическое сознание и политическое пове § 22. Политические партии и движения............................. 222 § 23. Лидеры и элиты в политической жизни......... 233 § 24. Выборы в демократическом обществе....................... 245 § 25. Человек в политической жизни.................................. 255
§ 26. Политический конфликт............................................. 265 § 27. Политический процесс................................................ 275 Выводы к главе II.................................................................. 285 Вопросы и задания к главе II........................................ 287 Готовимся к экзамену........................................................... — Глава III. Духовная культура § 28. Духовное развитие общества........................................ 289 § 29. Духовный мир личности............................................... 298 § 30. Мораль и нравственность.............................................. 307 § 31. Наука............................................................................. 316 1* § 32. Образование.................................................................. 326 § 33. Роль религии в жизни общества.......................... 337 § 34. Место искусства в духовной культуре......................... 346 § 35. Массовая культура.......................................................... 354 Выводы к главе III.................................................................. 369 Вопросы и задания к главе III.................................. 370 Готовимся к экзамену.............................................................. 371 Глава IV. Современный этап мирового развития § 36. Многообразие современного мира............................. 372 § 37. Глобализация и ее последствия................................... 383 § 38. Сетевые структуры в современной мировой поли § 39. Целостность и противоречивость современного мира......................................................................................... 402 Выводы к главе IV.................................................................. 413 Вопросы и задания к главе IV.............................................. 414 Готовимся к экзамену............................................................ 415 Глава I СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Социальная структура и социальные отношения Вспомните: каков предмет социологии как науки? Что представляет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе? Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией. В центре внимания социологов оказалось несколько проблем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и проявления социального неравенства. Сложились разные подходы к анализу социальной структуры общества. Два учения — К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т. п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т. д., к человеку приходит понимание, что различия между людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе. Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие исследователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятель- ный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Из приведенного примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев — социальная стратификация.
Сам термин «стратификация» был заимствован социологами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоев, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стратификации приходится проводить большую предварительную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что можно проводить аналогию между структурой общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения подчеркивают, что спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства. Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что ученые выдвигают различные причины возникновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределение богатства между людьми, являясь результатом несправедливого общественного устройства, ведет к нарастанию социальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве. А какова ваша позиция в этом вопросе? Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос существенно расходятся. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной не- справедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определенному регулированию.
Поразмышляйте над приведенными точками зрения, попытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|