Социальная структура и социальные отношения
Стр 1 из 74Следующая ⇒ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2008 УДК 373.167.1:30 ББК 60я72 0-28 На учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Учебник подготовлен в лаборатории обществоведения ИСМО РАО с участием ученых Российской академии наук. Авторы: Л. Н. Боголюбов: § 6, § 19, § 20—21, § 23, § 26, § 29, выводы, вопросы и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. II, IV А. Ю. Лазебникова: § 1, § 2, § 4, § 13, § 14, § 35, выводы, вопросы и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. I, III А Т. Кинкулъкин: § 9, § 31, § 29, § 32 Е. И. Жильцова: § 16, § 17, § 18, § 22, § 24, § 25 Э. Г. Соловьев: § 15, § 27, § 36, § 37, § 38, § 39 О. А Котова: § 28, § 33, § 34 Т. Е. Лискова: § 7, § 12 Л. Ф. Иванова: § 10 А И. Матвеев: § 5, § 8 Ю. И. Аверьянов: § 30 Е. Л. Рутковская: § 11 Н. И. Городецкая: § 3 Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. 0-28 учреждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.: ил. — ISBN 978-5-09-015931-9. Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного стандарта по обществознанию профильного уровня, включает знания из социологии, политологии, социальной психологии, философии. УДК 373.167.1:30 ББК 60я72 ISBN 978-5-09-015931-9 ©Издательство «Просвещение», 2008 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены Оглавление Глава I. Социальное развитие современного общества § 1. Социальная структура и социальные отношения 5 § 2. Социальные институты................................................. 16 § 3. Роль экономики в жизни общества.................................... 25 § 4. Социальные статусы и роли.......................................... 38 § 5. Социальные ценности и нормы.................................... 48 § 6. Отклоняющееся поведение и социальный конт § 7. Социальные интересы и формы социального взаи § 8. Этнос и нация.................................................................. 77 § 9. Межэтнические отношения и национальная поли § 10. Демография современной России................................... 96 §11. Институт семьи и брака................................................. 103 § 12. Быт и бытовые отношения........................................ 113 § 13. Молодежь в современном обществе.............................. 124 § 14. Социальная структура российского общества.. 135 Выводы к главе I...................................................................... 146 Вопросы и задания к главе I............................................. 148 Готовимся к экзамену.............................................................. 149 Глава II. Политическая жизнь современного общества § 15. Политическая система и политический режим.. 151 § 16. Демократия....................................................................... 162 § 17. Государство в политической системе............................ 172 § 18. Правовое государство и гражданское общество.. 184 § 19. Роль СМИ в политической жизни.............................. 193 § 20—21. Политическое сознание и политическое пове § 22. Политические партии и движения............................. 222 § 23. Лидеры и элиты в политической жизни......... 233 § 24. Выборы в демократическом обществе....................... 245 § 25. Человек в политической жизни.................................. 255
§ 26. Политический конфликт............................................. 265 § 27. Политический процесс................................................ 275 Выводы к главе II.................................................................. 285 Вопросы и задания к главе II........................................ 287 Готовимся к экзамену........................................................... — Глава III. Духовная культура § 28. Духовное развитие общества........................................ 289 § 29. Духовный мир личности............................................... 298 § 30. Мораль и нравственность.............................................. 307 § 31. Наука............................................................................. 316 1* § 32. Образование.................................................................. 326 § 33. Роль религии в жизни общества.......................... 337 § 34. Место искусства в духовной культуре......................... 346 § 35. Массовая культура.......................................................... 354 Выводы к главе III.................................................................. 369 Вопросы и задания к главе III.................................. 370 Готовимся к экзамену.............................................................. 371 Глава IV. Современный этап мирового развития § 36. Многообразие современного мира............................. 372 § 37. Глобализация и ее последствия................................... 383 § 38. Сетевые структуры в современной мировой поли § 39. Целостность и противоречивость современного мира......................................................................................... 402 Выводы к главе IV.................................................................. 413 Вопросы и задания к главе IV.............................................. 414 Готовимся к экзамену............................................................ 415
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Социальная структура и социальные отношения Вспомните: каков предмет социологии как науки? Что представляет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе?
В центре внимания социологов оказалось несколько проблем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и проявления социального неравенства. Сложились разные подходы к анализу социальной структуры общества. Два учения — К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т. п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т. д., к человеку приходит понимание, что различия между людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе. Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие исследователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятель-
Из приведенного примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев — социальная стратификация.
Сам термин «стратификация» был заимствован социологами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоев, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стратификации приходится проводить большую предварительную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что можно проводить аналогию между структурой общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения подчеркивают, что спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства. Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что ученые выдвигают различные причины возникновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределение богатства между людьми, являясь результатом несправедливого общественного устройства, ведет к нарастанию социальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве. А какова ваша позиция в этом вопросе? Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос существенно расходятся. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной не-
Поразмышляйте над приведенными точками зрения, попытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|