Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика как подсистема общества




Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения на­уки и т. д.).

В процессе производства происходит преобразование при­родных материалов, придание им свойств, благодаря кото­рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше­ния распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут ли­бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно сти­мулирует труд наемных работников, порождает материаль­ную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не по­рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические интересы в развитии производства у свободного предприни­мателя.)

Основополагающим стимулом развития производства яв­ляется потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребнос­тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта­бов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества яв­ляются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени­вает фермер продукты земледелия или животноводства, что­бы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?


Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це­лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по­литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест­венное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

• существование общества невозможно без постоянного
производства материальных благ;

• общественное производство, и прежде всего сложивши­
еся разделение труда и отношения собственности, определя­
ет появление и развитие социальной структуры;

• экономические отношения активно влияют на полити­
ческую жизнь общества (экономически господствующие со­
циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо­
ту госаппарата, направления деятельности политических
партий и др.);

• в процессе производства создаются необходимые мате­
риальные условия для развития духовной жизни общества
(здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
издания книг, газет и т. п.).

Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадле­жит экономическим институтам. Экономические институ­ты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения (например, законов, определяющих рамки предпринимательской дея­тельности, или постановлений по конкретным видам эконо­мической деятельности, экономических правил и норм, устанавливающих права собственности). Неформальные пра­вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз­работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена используется бартер). Экономические ин­ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и про­извола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко использу­ется учеными и для обозначения системы основополагаю­щих экономических категорий (например, рынок, собствен­ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-


номических отношений (предприниматели, фирмы, органи­зации). Например, под финансово-кредитными институтами подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо­мических реформ происходит преобразование различных экономических институтов (ликвидация одних и возникно­вение других). Вспомните, какие экономические институты были преобразованы при переходе России от централизован­ной экономики к рыночной.

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции. Компьютеризация, информати­зация стали реальностью общественного производства. По­явились совершенно новые технологии, значительно возрос­ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери­канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. Практически за такой же период пользователями со­товой связи стали две трети населения России.

На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель­ной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний со­ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли­дерство в общественном производстве перешло к духовному производству: именно человеческий интеллект (его возмож­ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе этих перемен резко возросло материальное и ду­ховное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя­ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индиви­дуальных качеств и способностей основного участника про­изводства — человека и требуют такого развития.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жиз­ни общества является уровень жизни его членов, под кото­рым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфорт­ного и безопасного существования. Почему одним странам


удается добиться высокого уровня экономического разви­тия и процветания, а другие никак не выбьются из ни­щеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связаны с захватом в процессе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономичес­кого развития стран доказывает, что эти факторы не явля­ются решающими,

«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться

тем, чем располагает».

П. Буаст \

Так, например, Япония считается сегодня богатой стра­ной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет этой стране гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ре­сурсы. Именно эффективное использование производствен­ных ресурсов (вспомните, что является факторами производ­ства) и считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Из курса экономической географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней раз­вития стран экономисты чаще всего используют такой пока­затель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на числен­ность населения). Этот измеритель экономической деятель­ности выступает показателем уровня благосостояния, или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с другими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) счи­тают, что уровень жизни характеризует особый показа­тель — индекс человеческого развития, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средней продол­жительности жизни и уровня образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении за­дач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и общество­ведения основной школы разделение труда, специализация


и торговля. Они создают условия для достижения работ­ником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаи­мовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латин­ской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны За­пада). Вспомните, в чем преимущества последней формы ор­ганизации экономической жизни.

Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уро­вень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше по­треблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой по­казатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пери­од, позволяющий обеспечить его физический (физиологиче­ский) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты беднос­ти. Так, в настоящее время Всемирный банк установил сле­дующие черты бедности: для развивающихся стран — 1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Ев­ропы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.

Условия и способы перехода России к рыночной экономи­ке превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. Главное условие ее решения — экономический рост.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...