Выявление особенностей лексико-семантической стороны старших дошкольников с ОНР (III уровень)
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в сентябре 2008 в ДОУ «Огонек» пос. Тума. Экспериментальную группу составили 10 детей шестого года жизни с ОНР (3 уровень). Контрольную группу – 10 дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием.
Список детей экспериментальной группы:
Была использована тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Исследование проводилось по двум сериям: серия 1 – исследование словаря и словообразовательных процессов, серия 2 – исследование номинативной функции. Серия 1. Исследование словаря и словообразовательных процессов. а) называние детенышей животных. Инструкция: у кошки – котята, а у Козы - Собаки - Волка - Курицы - Утки - Свиньи - Лисы - Коровы - Льва - Овцы - Оценка 3 балла- правильная форма; 2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки», вместо «лисята», «ягнята» и т. д.); 0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов. б) образование относительных прилагательных. Инструкция: варенье из малины – малиновое, а Варенье из вишни - Кисель из клюквы - Варенье из яблок - Салат из моркови - Варенье из сливы - Суп из грибов - Кукла из соломы - Лист дуба - Горка изо льда - Лист осины -
Оценка 3 балла – правильная форма; 2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье); 0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов. в) образование качественных прилагательных. Инструкция: за хитрость называют хитрым, а За жадность – За трусость – Если ждем мороз, то день – Если дождь – Если ветер – Оценка 3 балла – правильная форма; 2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной); 0 – неправильная форма слова или отказ. Максимальная оценка за задание составляет 15 баллов. г) образование притяжательных прилагательных. Инструкция: у собаки лапа собачья, а У волка – У медведя – У льва – Клюв у птицы – Гнездо у орла – Оценка 3 балла – правильная форма; 2 – самокоррекция; 1 – коррекция после стимулирующей помощи; 0 – неправильная форма слова или отказ. Максимальная оценка за задание составляет 15 баллов. Серия 2. Исследование номинативной функции речи. а) называние предметов по картинкам. Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай, одним словом. Часы Карандаш Крокодил Пальто Сито Свеча Очки Руль Прищепка Кровать Колесо Кастрюля Лестница Лопата Пылесос б) называние действий по картинкам. Инструкция: что делают на картинках? Отвечай, одним словом. Одевает Копает Подметает Кормит Гладит Причесывается Плавает Рисует Трет Плачет Вяжет Привязывает Строит Рубит Черпает (набирает) Оценка за название предметов и действий 3 балла – точное наименование; 2 – поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием; 1- близкая вербальная замена, искажение звуковой структуры слова;
0 – отказ, далёкая словесная парафазия, замена глагола на существительное и наоборот. Максимальная оценка как за название предметов, так и за называние действий равна 45 баллам. Анализ результатов констатирующего этапа Анализ результатов исследования испытуемого №1. Серия 1. а) к пяти первым животным подобрала названия детенышей, к следующим животным – отказалась назвать, а также прозвучали такие слова, как свиньята и овечки. За это задание получила 16 баллов, что составляет 53,3% успеваемости. б) не смогла образовать относительные прилагательные к 3-ему, 5-ому, 6-ому и 7-ому словосочетаниям. А также подобрала неправильное прилагательное к последнему словосочетанию (лист осины - осинный). Получила – 15 баллов, что составляет 50% успеваемости. в) образовала качественное прилагательное только к первому слову. Получила – 3 балла, что составляет 20% успеваемости. г) к первому слову подобрала прилагательное – волчачья. Следующие два прилагательные образовала правильно, а два последних не смогла назвать. Получила – 6 баллов, что составляет 40% успеваемости. Серия 2. а) не назвала такие картинки – сито, руль, прищепка, слово свеча заменила словосочетанием – которая горит. За задание– 35 баллов, что составляет >77,7% успеваемости. б) не назвала – плавает, строит, копает, гладит, привязывает, набирает, а вяжет заменила глаголом шьет. За это задание 25 баллов, что составляет >55,5% успеваемости. Анализ результатов исследования испытуемого №2. Серия 1. а) из 10 проб выполнил правильно только две. Не подобрал названия детенышей к волку и к курице. К остальным подобрал неправильно (лисенки, львенки, свиньята, телята, овсята). За это задание получил 6 баллов, что составляет 20% успеваемости. б) образовал относительные прилагательные к первому, второму, седьмому словосочетаниям. К четвертому, пятому, шестому, девятому и десятому не смог образовать и назвал неправильно относительные прилагательные: сливочное, грибовный.... За это задание получил 10 баллов, что составляет 33,3% успеваемости. в) подобрал правильно два качественных прилагательных: жадный, ветреный. Два не смог назвать и сказал такое неправильное прилагательное, как дождевый. За это задание получил 6 баллов, что составляет 40% успеваемости.
г) не образовал правильно ниодного притяжательного прилагательного. Некоторые совсем не назвал и прозвучали два прилагательные неправильно (волчатая, косолапая). За это задание получил 0 баллов, что составляет 0% успеваемости. Серия 2. а) картинку с пальто назвал одежда, с лестницей – ступеньки. Не назвал сито и слово руль назвал с подсказкой. За это задание получил 37 баллов, что составляет 82,2% успеваемости. б) назвал действия к пяти картинкам. К четырем не смог назвать. А к другим назвал так: дает суп, рыдает, мастерит, утюг, шьет, топорет. За это задание получил 20 баллов, что составляет 44,5% успеваемости. Анализ результатов исследования испытуемого №3. Серия 1. а) назвала детенышей к четырем животным. К остальным подобрала такие названия: козленка, утки, собачки, свинята, коровы, овцы. За это задание получила 12 баллов, что составляет 40% успеваемости. б) образовала правильно относительные прилагательные к первым двум словосочетаниям, к третьему подобрала прилагательное – сливочное, к остальным не назвала. За это задание получила 7 баллов, что составляет 23,3% успеваемости. в) не образовала правильно ниодного качественного прилагательного. Были такие ответы: жадина, труснит, холод, зима. За это задание получила 1 балл, что составляет 6,6% успеваемости. г) не назвала правильно ниодного притяжательного прилагательного. Говорила такие слова: волчачья, медведевая, львеная, большой. За это задание получила 0 баллов, что составляет 0% успеваемости. Серия 2. а) назвала почти все предметы на картинках только вместо сито назвала банка, вместо крокодила – щука, а руль не смогла назвать. За это задание получила 36 баллов, что составляет 80% успеваемости. б) точно назвала шесть действий: гладит, плачет, копает, рисует, подметает и причесывается. Остальные неправильные ответы были такие: 1-девочка надевает, 2-кушать дает, 3-спит, 5-сидит, 6-копает, 8-шьет, 10-колет дрова, 13-трет морковь, 14-рисует, 15-набирает воду. За это задание набрала 29 баллов, что составляет 64,5% успеваемости.
Анализ результатов исследования испытуемого №4. Серия 1. а) из 10 проб выполнил правильно 5, остальные не выполнил. За это задание получил 15 баллов, что составляет 50% успеваемости. б) к двум первым словосочетаниям правильно подобрал относительные прилагательные. К шестому, седьмому и девятому не смог подобрать. И были такие ответы: сливочное, чучело, ледянка, грибовный, осиный. За это задание получил 9 баллов, что составляет 30% успеваемости. в) образовал два первых качественных прилагательных, три других не образовал. За это задание получил 6 баллов, что составляет 40% успеваемости. г) правильно сказал только одно притяжательное прилагательное – медвежья. Образовал не правильно прилагательные: волчачья, львяная. Два прилагательных не смог назвать. За это задание получил 3 балла, что составляет 20% успеваемости. Серия 2. а) назвал неправильно 4 картинки – пальто, вместо сито – банка, вместо руль – винт, вместо кастрюля – сковорода. За это задание получил 35 баллов, что составляет 77,7% успеваемости. б) правильно назвал четыре действия: вяжет, рубит, подметает, трет, не смог назвать – гладит. К остальным картинкам были такие ответы: 1-играет, 2-кушает, 3-отдыхает, 4-сонные, 5-строитель, 6-дворник, 8-художник, 12-глядят в зеркало, 14-делает, чтобы вешать, 15-набирает воду. За это задание получил 18 баллов, что составляет 40% успеваемости. Анализ результатов исследования испытуемого №5. Серия 1. а) правильно подобрала названия детенышей к пяти первым животным, к трем не смогла подобрать, а к двум подобрала неправильно: свинята, овечки. За это задание получила 15 баллов, что составляет 50% успеваемости. б) подобрала относительные прилагательные к первому, второму, шестому словосочетаниям. К остальным не смогла подобрать и назвала неправильные Фомы: сливочное, дубный, морковенный. За это задание получила 10 баллов, что составляет 33,3% успеваемости. в) назвала два первых качественных прилагательных, три остальных не назвала. За это задание получила 6 баллов, что составляет 40% успеваемости. г) не смогла образовать ни одного притяжательного прилагательного. За это задание получила 0 баллов, что составляет 0% успеваемости. Серия 2. а) назвала вместо пальто – рубашка, вместо лестница – ступеньки, вместо сито – крышка, вместо руля – лупа, вместо прищепки – шпилька. За это задание получила 33 балла, что составляет >73,3% успеваемости. б) назвала все верно, кроме 3 картинка – загорает, 5 – ломает, 9 – шьет, 13 – морковку трет, 14 – красит, 15 – выливается. За это задание получила 30 баллов, что составляет >66,6% успеваемости. Анализ результатов исследования испытуемого №6.
Серия 1. а)получил 20 баллов- 66,7% успеваемости. Встретились такие ошибки: львёнки, цыплёнки, свинята. б) за задание получил 4 балла – 13.3% успеваемости. Ошибки: клюкный. в) неправильно назвал два качественных прилагательных: холодный, ветерной. Получил- 9баллов (40%успеваемости). г) образовал неправильно 3 притяжательных прилагательных. Получил за задание 6 баллов (40% успеваемости) Серия 2. а) за задание получил 40 баллов (88,9% успеваемости). Ошибки: картинку с пальто назвал шуба. б) за задание получил 34 балла (75,5 % успеваемости).Неправильные ответы: кушает(2), купается(3), шьёт(9), режет(13). Анализ результатов исследования испытуемого №7. Серия 1. а) За задание получил 20 баллов(66, 7% успеваемости). Ошибки: овцята б) получил 15 баллов(50% успеваемости). Ошибки: сливеное, куклевый, грибовный, дубный. в) получил 9 баллов(60% успеваемости). Ошибки: трус г) получил 6 баллов (40% успеваемости). Ошибки: птичный, орлёный. Серия 2. а) Получил 39баллов (86,7% успеваемости). Ошибки: рубашка (2),сеточка (7) б) получил 30 баллов (66,6% успеваемости). Часто называл двумя словами, а не одним. Анализ результатов исследования испытуемого №8. Серия1. а)получила 9 баллов (30% успеваемости). Ошибки: медвежата, свинята. б) получила 6 баллов (20% успеваемости). Назвал правильно только два относительных прилагательных. в) получила 0 баллов (0% успеваемости). г) получила 0 баллов (0% успеваемости). Серия 2. а)получила 38 баллов (84,4% успеваемости) б) получила 30 баллов (66,6% успеваемости). Ошибки: кушает(2), шьёт(9). Анализ результатов исследования испытуемого № 9. Серия №1. а) получил 7 баллов (23,3% успеваемости) б) получил 10 баллов (33,3 % успеваемости). Ошибки: сливочное, мягкая. в) получил 0 баллов (0% успеваемости). г) получил 9 баллов (60% успеваемости). Ошибки: волчатая, орлята. Серия2. а) получил 33 балла (73,3 % успеваемости). Ошибки: рубашка (2), кастрюля (7). б) получил 26 балла (57.7% успеваемости). Анализ результатов исследования испытуемого №10. Серия 1. а) получила 25 баллов (83.3 % успеваемости) б) получила 9 баллов (30% успеваемости). Ошибки: яблоненное, сливное, морковенный, осиновик. в) получила 9 баллов (60% успеваемости). г) получила 3 балла (20% успеваемости). Подобрала правильно только одно притяжательное прилагательное. Серия 2. а) получила 39 баллов (86,7 % успеваемости). Ошибки: куртка (1), сеть (7). б) получила 40 баллов (88,8 % успеваемости). Результаты исследования лексики детей экспериментальной группы
Таблица№1 Задание
Таблица показывает, что нарушения лексико-семантической стороны речи проявляются в ограниченности словарного запаса, в расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря, особенно предикативного словаря (глаголов). В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Среди многочисленных вербальных парафазий наиболее распространенным являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (рубашка – пальто, кастрюля – сковорода и др.). В заменах глаголов обращают на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, например, подметает – убирает. Особенно стойкими являются замены глаголов: вяжет – шьет. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия – с одной стороны, и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен. У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У детей с ОНР в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые). Нарушения развития лексики проявляются в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|