Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов экспериментальной работы

 

С целью определения эффективности коррекционной логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Контрольное исследование проводилось по тем же заданиям двух серияй: серия 1 – исследование словаря и словообразовательных процессов; серия 2 – исследование номинативной функции речи.

Анализ результатов исследуемого №1.

Серия 1. а) из 30 возможных баллов набрал 27 баллов (90%)

б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)

в) образование качественных прилагательных – 9 баллов (60%)

г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 39 баллов (86,6%)

б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%).

Анализ результатов исследуемого №2.

Серия 1. а) называние детенышей животных - 21 балла (70%)

б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)

в) образование качественных прилагательных – 12 баллов (80%)

г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%)

Анализ результатов исследуемого №3.

Серия 1. а) называние детенышей животных - 24 балла (80%)

б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)

в) образование качественных прилагательных – 10 баллов (66,6%)

г) образование притяжательных прилагательных – 8 баллов (53,3%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 38 баллов (84,4%)

Анализ результатов исследуемого №4.

Серия 1. а) называние детенышей животных – 26 баллов (86,6%)

б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)

в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)

г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46, 6%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 29 баллов (64,4%)

Анализ результатов исследуемого №5.

Серия 1. а) называние детенышей животных – 25 баллов (83,3%)

б) образование относительных прилагательных – 19 баллов (63,3%)

в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)

г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46,6%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 43 баллов (95,5%)

б) называние действий по картинкам – 40 баллов (88,8%0

Анализ результатов исследуемого №6.

Серия 1. а) название детёнышей животных - 27баллов (90 %)

б) образование относительных прилагательных -20 баллов (66,6 %)

в) образование качественных прилагательных -13 баллов (86,6%)

г) образование притяжательных прилагательных -10 баллов (66,6%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам -45 баллов (100%)

б)название действий по картинкам -42 балла (93,3 %)

Анализ результатов исследуемого №7.

Серия 1. а) название детёнышей животных-37 балла (90%)

б) образование относительных прилагательных-25 баллов (83,3%)

в) образование качественных прилагательных-12 баллов (80%)

г) образование притяжательных прилагательных-10 баллов (66,6%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам-45 баллов (100%)

б)название действий по картинкам-42 балла (93,3%)

Анализ результатов исследуемого №8.

Серия 1. а) название детёнышей животных-25 баллов (83,3%)

б) образование относительных прилагательных-20 баллов (66,6%)

в) образование качественных прилагательных- 8 баллов (53,3%)

г) образование притяжательных прилагательных-9 баллов (60%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам-42 баллов (93,3%)

б)название действий по картинкам-40 баллов (88,8%0

Анализ результатов исследуемого №9.

Серия 1. а) название детёнышей животных-25 баллов (83.3%)

б) образование относительных прилагательных-23 балла (76,6%)

в) образование качественных прилагательных-9 баллов (60%)

г) образование притяжательных прилагательных-12 баллов (80%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам-43 балла (95,5%)

б)название действий по картинкам-40 баллов (88,8%).

Анализ результатов исследуемого №10.

Серия 1. а) название детёнышей животных-30 баллов (100%)

б) образование относительных прилагательных-21 балл (70%)

в) образование качественных прилагательных-12 баллов (80%)

г) образование притяжательных прилагательных-10 баллов (66,6%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам-42 балла (93,3%)

б)название действий по картинкам-43 балла (95.5%).

Результаты контрольного обследования по всем заданиям представлены в таблице №2

Результаты контрольного эксперимента в группе детей с ОНР

 


 

Таблица № 2

Задание

(№,баллы,%)

испытуемый

№1

испытуемый

№2

испытуемый

№3

испытуемый

№4

испытуемый

№5

испытуемый №6

Испытуемый №7

испытуемый № 8

испытуемый №9

испытуемый №10

1

Баллы

27

21

24

26

25

27

27

25

25

%

90

70

80

86,6

83,3

90

90

83,3

83,3

2

Баллы

24

24

18

18

19

20

25

20

23

%

80

80

60

60

63,3

66,6

83,3

66,6

76,6

3

Баллы

9

12

10

11

11

13

12

8

9

%

60

80

66,6

73,3

73,3

86,6

80

53,3

60

4

Баллы

9

9

8

7

7

10

10

9

12

%

60

60

53,3

46,6

46,6

66,6

66,6

60

80

5

Баллы

39

42

42

42

43

45

45

42

43

%

86,6

93,3

93,3

93,3

95,5

100

100

93,3

95,5

6

Баллы

33

33

38

29

40

42

42

40

40

%

73,3

73,3

84,4

64,4

88,8

93,3

93,3

88,8

88,8

общие

Баллы

141

141

140

133

145

157

161

144

152

%

78,7

78,7

77,7

73,8

80,5

87,2

89,4

80

84,4

 

Выводы по 3 главе

 

Анализ полученных данных показывает рост словарного запаса детей: объем их пассивного словаря близок к норме, а вот употребление слов в экспрессивной речи, то есть актуализация словаря вызывает еще некоторые затруднения.

Но видно, что лексический строй речи испытуемой группы претерпел существенные положительные изменения, так как у всех детей выросли проценты успеваемости по всем предложенным заданиям.

Так, они без труда стали называть детенышей животных, образовывать относительные и качественные прилагательные, но затруднялись еще в образовании притяжательных прилагательных. Назвали больше предметов и действий по картинкам.

Эта положительная динамика в формировании лексики связана с использованием большого количества специальных игр и заданий, направленных на развитие словаря и формирование словообразовательных навыков.

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать выводы:

1. Специально организованная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие лексико-семантической стороны речи, была эффективной, так как привела к получению значимых результатов

2. Значимыми результатами являются:

- значительное расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

- уточнение значения слов;

- уменьшение количества часто встречающихся ошибок;

- улучшение ориентировки в морфемном составе слова, необходимой для прочности навыков словообразования;

- возрастание активности использования различных способов словообразования.

3.Проведенная работа способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей и формированию письменной речи.


 

Заключение

 

Анализ литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с ОНР показывает, что изучение особенностей нарушений лексико-семантической стороны речи является актуальным для логопедии.        

Целью исследования было выявление особенностей коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-семантического строя речи у старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития).

Для решения задач исследования было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей с ОНР ДОУ «Огонек».

По результатам констатирующего эксперимента было видно, что дети с ОНР имеют нарушения лексико-семантической стороны речи, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объёма активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях.

Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику развития словаря у детей экспериментальной группы по количественным и качественным показателям.

Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, так как в специально организованной коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР использовались специальные задания и упражнения, направленные на обогащение словаря, развитие словообразовательных умений и навыков, что обеспечило формирование лексико-семантической стороны речи этих детей.


 

Список литературы

 

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972.

2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1972, с. 32-81.

3. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

4. Борякова И.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям». – М., 1994

5. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1992.

6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995

7.Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. – СПб., 1993.

8. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1995.

9. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

10. Волина В. В. Учимся, играя. М., 1994.

11.Волкова Г.А. «Методика обследования нарушений речи у детей». – М., 1993

12.Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.

13. Воротина Л. М. Творческое рассказывание.// Дошкольное воспитание, № 9, 1982.

14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. М., 1982.

15.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2001

16. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., АПН РСФСР, 1949

17.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

18.Генинг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1990.

19. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., 1979.

20. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе д/с. М., 1978.

21. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1993

22. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию.//Дефектология, 1994, №2.

23. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.

24. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992.

25. Грибова О.Е., Носкова Т.А. Формирование словообразовательных навыков у учащихся общеобразовательной школы в условиях логопедического пункта.// «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». М., 2003. - №1

26. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. — В кн.: Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975,с. 71-80.

27. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2002.

28. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). М., 1985.

29.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2004

30. Жукова И. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М., 1994.

31. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994.

32.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1999.

33.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1995.

34.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

35.Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте //Дошкольное воспитание. – 1973. - №3.

36. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1978.

37.Игнатьева С. А. Социально-логопедический аспект семейного воспитания и обучения детей с наследственными и приобретенными дефектами // Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. — С. 79-124.

38. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985

39.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 2002.

40.Лалаева Р.И., Серебрякова М.В. Коррекция ОНР у дошкольников. СПб., 2001

41. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968 Лопатина Л.В., Серебрякова М.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольн. СПб., 2001

42. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1999.

43. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992

44. Морозова Т.Н. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. — 1990. — № 5. — С. 59-66.

45. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. СПб., 2001.

46. Основы теории и практики логопедии.//Под ред. Левиной Р.Е. М., 2001.

47. Поваляева М.А., Беденко Г.В. и др. Педагогическая диагностика коррекция речи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997

48. Преодоление ОНР у дошкольников. Под общ. ред. Волосовец Т.В. М., 2002

49. Преснова О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».- 2003.- №3

50. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.//Под ред. Дубровиной И.В. М., 2001

51. Пузанова В.П. Коррекционная педагогика. М., 1968

52.Селиверстов В.Л. Заикание у детей. М., 2004.

53.Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М., 2002

54.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». СПб., 2000

55.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2002

56.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2001

57.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР. //«Дефектология».- 2001. -№4

58.Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с ОНР. //«Дефектология». 2004. - №4

59.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001

60.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994

61.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987

62.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989

63.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000

64.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.

65. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996

66. Шаховская С.Н. и др. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи. М., 1992

67.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003

68.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1998

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...