Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта.




 

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. [15; c. 109]Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода. Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросов – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно – действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету. Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.Коррекция развития детей с нарушениями интеллекта, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках.В предметно – практической деятельности такие дети могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка          самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом          обслуживании себя; 2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда,  готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями, в группе. [11; c. 29]

 


Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Программа исследования

 

Экспериментальное исследование было проведено на базе Республиканского центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» г. Москвы.

В ходе экспериментального исследования обследовано 20 матерей с детьми с нарушениями интеллекта и 20 матерей здоровых детей, в качестве контрольной группы.

Объектом исследования являлись матери детей, имеющих, кроме нарушений инлеллекта, сложные множественные дефекты психического и физического здоровья, а именно: с отставанием психического развития - 65% детей (это дети, считающиеся социально дезадаптированными, необучаемыми, психические процессы у которых не развиты, речь отсутствует, не могут себя самостоятельно обслужить); 15% - дети с задержкой психического развития, как вторичное следствие заболевания (ДЦП, тугоухость, резидуальная энцефалопатия); 20% детей, задержка развития у которых наступила вследствие заболевания внутренних органов (врожденный порок сердца, опухоль головного мозга, гемофилия, атрезия ануса и прямой кишки).

Предварительным этапом нашего эксперимента было изучение социальных паспортов матерей детей с нарушениями интеллекта (табл. 1.).


Таблица 2.1.1.

 

Характеристика выборок

 

Характеристика Матери детей с нарушениями интеллекта Матери здоровых детей
Молодые (до 30 лет) 40% 30%
Зрелые 60% 70%
Неработающие 70% -
Полные семьи 75% 90%
Средне специальное образование   70%   90%
Высшее образование 30% 10%
1 ребенок 35% 55%
2 ребенка 65% 45%

 

 Анализ показал, что на момент обследования семьи детей с нарушениями интеллекта в основном полные (75%), имеющие двоих детей (60%), благополучные, со среднем достатком; 60% матерей – это женщины зрелого возраста (после 30 лет).  70% - имеют средне специальное образование, 30% - высшее, при этом работают только 30% матерей.

Контрольная группа – матери здоровых детей - имеют следующие характеристики: зрелые (после 30 лет) женщины (70%), все работающие. В основном имеют средне специальное образование (90%), полные семьи (90%). Воспитывают одного ребенка - 55% женщин, двух – 45%.

Таким образом, по основным показателям выборки – основная и контрольная, имеют сходные характеристики

Методики:

1. Личностный дифференциал.

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.

2. PARI

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.

3. Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI).

ММРI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.

Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант ММР1, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные.

4. Гиссенский тест.

Предназначен для выявления особенностей самооценки. Включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений (Я, ОН, ОНА). Ваотанты ГТ предназначены для получения независимой характеристики испытуемого; сравнение данных самохарактеристики с независимой характеристикой расширяет возможности индивидуальной диагностики; делает его особо удобным для социально-психологичяеских исследований.

5. Опросник Сишора использовался для определения степени интеграции с обществом, в котором существует индивид. Опросник состоит из 5 вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...