Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования и их обсуждение.




 

Предварительным этапом исследования было анкетирование с элементами интервью матерей, имеющих здоровых детей и детей с нарушениями интеллекта.

Анкета включала 4 вопроса:

1. Какие чувства вызывают дети с нарушениями интеллекта у окружающих?

95% из опрошенных ответили «жалость» и «сочувствие» и только 5% - «любопытство».

Рис. 1. Ответ окружающих на вопрос: «Какие чувства вызывают инвалиды у окружающих?»

2. Что говорят окружающие о детях с нарушениями интеллекта в глаза и за глаза?

На этот вопрос 80% ответили, что в глаза окружающие обычно говорят слова поддержки и сочувствия, стараются поддержать. 15% считают, что ничего не говорят, а 5% - что люди интересуются, что случилось и почему.

 

Рис. 2. Ответ окружающих на вопрос: "Что говорят окружающие об инвалидах в глаза?"

70% ответов «за глаза» содержали слова жалости («За что такое наказание», «Дай Бог терпения и сил родителям»). 15% опрошенных ответили «Государству необходимо иметь службы, определяющих на ранних сроках беременности такие аномалии, и дать возможность женщинам не рожать таких детей»; 5% - «Почему таких детей сразу не усыпляют»; 10% считают, что ребенок с нарушением интеллекта для матери «Обуза», «мучение и ребенку и родителям».

2. С кем бы вы предпочли, чтобы Ваш ребенок общался?

80% опрошенных ответили «и со здоровыми, и с детьми с нарушениями интеллекта»; 20% предпочли только здоровых детей.

3. Как вы думаете, какое будущее у ребенка с нарушениями интеллекта?

50% опрошенных ответили, что будущего у такого ребенка нет. Но 45% все-таки считают, что будущее зависит от окружающих его людей и прежде всего от матери, а именно от ее любви и заботы, от материального положения семьи, где воспитывается ребенок. И только 5% оценили будущее ребенка с нарушениями интеллекта как тяжелое («Он жив только благодаря стараниям своих родителей»).

В ходе нашего исследования эти же вопросы были заданы матерям детей с нарушениями интеллекта.

На первый вопрос 50% матерей детей с нарушениями интеллекта ответили: «жалость», «сочувствие», «сострадание». 50% ответили: «брезгливость», «отвращение», «неприязнь»; 20% ответили – «страх», «любопытство».

Рис. 3. Ответ матерей детей с нарушениями интеллекта на вопрос: "Какие чувства вызывают инвалиды у окружающих?»

На второй вопрос 40% матерей затруднились с ответом. 60% ответили, что в глаза обычно говорят слова поддержки и сочувствия, а за глаза – мнения распределились следующим образом: 30% - жалость и сочувствие («Как не повезло», «не дай Бог никому»); 25% - считают, что окружающие осуждают родителей за то, что не смогли родить здорового ребенка; 5% ответили, что злятся и завидуют льготам и пособиям, которые получают матери на ребенка с нарушениями интеллекта.

Рис. 4. Ответ матерей детей с нарушениями интеллекта на вопрос: "Что говорят окружающие о детях с нарушениями интеллекта в глаза?"

Рис. 5. Ответ матерей детей с нарушениями интеллекта на вопрос: "Что говорят окружающие о детях с нарушениями интеллекта за глаза?"

 

Влияние общественных оценок и отношений на формирование материнских отношений в условиях ребенка с нарушениями интеллекта.

 

Рис. 6. Ответ на вопрос «Какие чувства вызывают дети с нарушениями интеллекта?»

 

Как видно из рисунка, модальности чувств и отношений, репрезентируемых окружающими людьми семьям с детьми с нарушениями интеллекта представлены двумя типами: первый, имеющий положительный знак – это жалость, сочувствие и сострадание; и второй – с негативным знаком, имеющий большую вариативность по сравнению с первым – это и осуждение, и отвращение, и брезгливость, страх, злость, любопытство.  

Отсюда, можно сделать вывод, отношение окружающих, в нашем эксперименте, в основном носит амбивалентный характер, и потому в ситуации в которой находится семья, имеющая ребенка с нарушениями интеллекта, в лучшем случае, может рассчитывать на жалость, сочувствие и сострадание и не более того. Результаты анализа данных интервью показали, что половина из опрошенных матерей детей с нарушениями интеллекта считает, что окружающие испытывают к их детям «брезгливость и раздражение».

Следовательно, можно предположить, что модальности чувств отражают характер оценочных отношений окружающих людей, определяя границы его социальной идентичности. Окружающие люди продемонстрировали дефицит таких важнейших для личности отношенческих характеристик как уважение или почтение, на что, несомненно, многие из матерей детей с нарушениями интеллекта могли бы претендовать на основании своих личностных качеств. Выявленные модальности чувств и отношений атрибутируют непринятие людей, непохожих на обшепринятые нормы, определяют отнесенность их в особую категорию, обозначенную их «инакостью». Мы предположили, что такое отношение окружающих влияет на формирование отношения матери к себе и к своему ребенку. Согласно нашей гипотезе, если окружающие к семье ребенка с нарушениями интеллекта демонстрируют непринятие, то это будет определять характер отношений матери к себе и ребенку.

Были выделены основные параметры, которые характеризуют психологические особенности матерей:

- индивидуально-личностные особенности;

- отношение к семейной роли;

- отношение к ребенку;

- уровень самоуважения, принятия себя;

- интеграция с обществом.

Проведен сравнительный анализ двух выборок: здоровой и больной.

Сопоставительный анализ выявил различия между данными, полученными в группе матерей детей с нарушениями интеллекта, и в группе матерей здоровых детей.

Обследование показало высокую частоту встречаемости как излишней эмоциональной дистанции с ребенком (уклонение от контакта с ребенком) у матерей основной группы в сравнении с контрольной группой обследуемых (58% и 16,6%), так и чрезмерно зависимых взаимоотношений (40% и 20%), что нередко сочетается с их излишней концентрацией на ребенке (создание безопасности, исключение внутрисемейных влияний, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить развитие ребенка - 32,5% и 28,12%). Полученные результаты только частично соответствуют данным других исследователей о высокой частоте встречаемости воспитания детей с нарушениями интеллекта по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»), например, по данным Калижнюк Э.С. (1987) выявила гиперопеку в 68,3% случаев.

Однако, практически половина матерей детей с нарушениями интеллекта склонна эмоционально отвергать больного ребенка.

Рис 7. Отношение матери к ребенку по результатам теста PARI.

Необходимость для матерей детей с нарушениями интеллекта принимать активное участие в жизни ребенка нашла свое отражение в том, что у них также чаще, чем в контрольной группе, наблюдаются высокие показатели теста PARI по шкале оптимального контакта (побуждение словесных проявлений, партнерские отношения, развитие активности ребенка) (41,25% и 36,25%).

Анализ отношения матерей больных детей к своей семейной роли по методике PARI показал их большую зависимость от семьи, ограниченность интересов, ощущение самопожертвования (50% и 35% обследованных), большую частоту семейных конфликтов (50% и 40% обследованных), а также сверхавторитетной родительской позиции (25% и 25%), неудовлетворенности своей ролью хозяйки дома (25% и 25%), “безучастности” мужа, его невовлеченности в дела семьи (45% и 5%), доминирования матери (50% и 15%), меньшую частоту встречаемости зависимости и несамостоятельности матери (30% и 40%).

Доминирующую ролевую позицию матери можно объяснить тем, что ее активность по уходу за ребенком постепенно переходит в позицию лидера семьи в целом. Наличие в семье ребенка с нарушениями интеллекта оказывает, таким образом, существенное влияние на распределение ролей между родителями.

Корреляционный анализ показал, что зависимость от семьи матери ребенка с нарушениями интеллекта положительно коррелирует с чрезмерным вмешательством в мир ребенка (0,86 при р=0,001); сверхавторитет матери – с подавлением воли остальных членов семьи (0,86 при р=0,001); ощущение самопожертвования – с подавлением агрессивности (0,87 при р=0,001) и с доминированием матери (0,78 при р=0,001); раздражительность – с безучастностью мужа (0,80 при р=0,01) и с чрезмерным вмешательством в мир ребенка (0,80 при р=0,01); сверхавторитет матери также коррелирует с чрезмерным вмешательством в мир ребенка (0,85 при р=0,01); подавление агрессивности – с несамостоятельностью матери (0,78 при р=0,01) (см. Прил.№ 2.).

По результатам опросника Сишора выявлены следующие показатели: низкие у 30% матерей детей с нарушениями интеллекта и у 15% матерей здоровых детей; высокие у 10% матерей детей с нарушениями интеллекта и 20% матерей здоровых детей. Следовательно, можно сказать, что матери здоровых детей более интегрированы с обществом, с группой, в которой они живут. Матери детей с нарушениями интеллекта, в отличие от матерей здоровых детей, ищут у окружающих одобрения, следовательно, это является показателем того, что общественное мнение значимо для этих матерей. 

По результатам Гиссенского теста выявлены следующие показатели:

Высокие показатели по шкале социального одобрения выявлены у 55% матерей здоровых детей и 35% матерей детей с нарушениями интеллекта. Следовательно, можно сказать, что матери здоровых детей более уверены в принятии себя обществом, что может проявляться положительной социальной репутацией, привлекательностью, популярностью, в способности добиваться целей и высокой оценки других людей. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми.

Низкие показатели по шкале доминантности выявлены у 5% матерей здоровых детей и 25% матерей детей с нарушениями интеллекта. Следовательно, можно сказать, что матери детей с нарушениями интеллекта более властолюбивы, нетерпеливы, имеют желание настоять на своем, в то время как матери здоровых детей более уступчивы, терпеливы.

Высокие показатели по шкале открытости-замкнутости выявлены у 40% матерей детей с нарушениями интеллекта и 5% матерей здоровых детей. Следовательно, можно сказать, что матери детей с нарушениями интеллекта замкнуты, недоверчивы, отстранены от других людей, стремятся скрывать свою потребность в любви.

Рис. 8. Психологические особенности матерей по результатам Гиссенского теста.

По результатам опросника ЛД выявлено, что у матерей детей с нарушениями интеллекта уровень самоуважения, принятия себя достаточно низок: неудовлетворены собой 65%; принимают себя 35%; уверены в себе, независимо от внешних обстоятельств 85%; интровертированы 55%. В сравнении с ними, у матерей здоровых детей уровень самоуважения, принятия себя гораздо выше: неудовлетворены собой 35%; принимают себя 60%; уверены в себе, независимо от внешних обстоятельств 100%; экстравертированы 75%.

Рис. 9. Личностные особенности матерей по результатам теста «ЛД».

По результатам теста личностных особенностей «MMPI» выявлены следующие показатели:

Индивидуально-личностные особенности матерей здоровых детей: чувствительны, уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценки других людей.

Индивидуально-личностные особенности матерей детей с нарушениями интеллекта: менее чувствительны, сензитивны, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны самостоятельно принимать решение, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние. Тревога, на наш взгляд может быть связана со стигматизацией матерей детей с нарушениями интеллекта. Менее уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценки других людей.

Корреляционный анализ выявил важную роль отгороженности матерей детей с нарушениями интеллекта, их склонность изолироваться от общения с другими людьми, которые положительно коррелируют с депрессивными нарушениями (0.71 при р=0,01), сверхавторитет родителей с подавлением агрессивности (0,69 при р=0,01), зависимость от семьи с развитием активности ребенка (0,68 при р=0,01). Показатели по шкале депрессии положительно коррелируют также с ипохондричностью (0,72 при р=0,01), эмоциональной неустойчивостью (0,72 при р=0.01), ощущение самопожертвования с подавлением агрессивности (0,71 при р=0.01). Практическое значение полученных результатов заключается в том, что психологическая помощь матерям детей с нарушениями интеллекта обязательно должна включать в себя коррекцию депрессивных нарушений и склонности к самоизоляции.

Корреляционный анализ выборки матерей здоровых детей выявил важную связь психастенией с истерическими проявлениями (0,68 при р=0,01), с психопатией (0,71 при р=0,01); излишней строгости с неудовлетворенностью ролью хозяйки (0,70 при р=0.01).

По результатам методик можно составить следующую таблицу отношения матерей основной и контрольной групп к себе и к ребенку:

 

Группы Отношение к себе Отношение к ребенку
Матери детей с нарушениями интеллекта Неудовлетворенность ролью хозяйки дома Зависимость от семьи неуверенность в себе ощущение самопожертвования излишняя эмоциональная дистанция гиперопека, концентрация на ребенке
Матери здоровых детей удовлетворенность ролью хозяйки дома уверенность в себе оптимальный эмоциональный контакт  

 

 

Выводы.

 

По результатам интервью семьи детей с нарушениями интеллекта были разбиты на 3 группы.

1 группа считает, что окружающие относятся к ребенку с нарушениями интеллекта и его матери в целом положительно. По их мнению, ребенок с нарушениями интеллекта воспринимается окружающими с «сожалением», «сочувствием». Эта группа наиболее многочисленная – в нее вошли 50% матерей. Среди этой группы отношение к будущему ребенка с нарушениями интеллекта следующее: 30% видят благоприятное будущее; 50% не видят никакого будущего для ребенка; 20% - затруднились с ответом. В данной группе 20% молодых матерей и 80% матерей в зрелом возрасте. 40% работают, 60% не работают, занимаются уходом за больным ребенком. 20% матерей имеют высшее образование, 80% средне-специальное. Среди семей данной группы матерей в 90% случаев семья является полной, в 10% - неполной. Это матери, которые считают, что окружающие относятся к ним позитивно - 50%. Женщины данной группы имеют высокие показатели по шкалам «Шизоидности» теста MMPI, “Социальное одобрение” теста Гиссенского, “Оценка себя” теста ЛД.

Эти женщины принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой. Они уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценки других людей. Женщины этой группы способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика.

2 группа предполагает, что окружающие негативно воспринимают мать и ее ребенка. По их мнению, ребенок с нарушениями интеллекта воспринимается окружающими с «брезгливостью», «неприязнью». Эта группа средняя по величине – в нее вошли 30% матерей. Среди этой группы отношение к будущему ребенка с нарушениями интеллекта следующее: 33% видят благоприятное будущее; 67% не видят никакого будущего для ребенка. В данной группе 33% молодых матерей и 67% матерей в зрелом возрасте. 33% работают, 67% не работают, занимаются уходом за больным ребенком. 16% матерей имеют высшее образование, 84% средне-специальное. Среди семей данной группы матерей в 50% случаев семья является полной, соответственно в 50% - неполной. В эту группу вошли матери, которые считают, что у окружающих дети с нарушениями интеллекта вызывают «брезгливость, неприязнь». Женщины имеют высокие показатели по шкалам «Психастении» теста MMPI и “Доминантность” теста Гиссенского. Этим матерям присущ тревожно – мнительный тип характера (тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения). Психосоциальными защитными формами поведения являются покладистость, склонность к подчинению, зависимость. Именно зависимость от общественного мнения вызывает у них неприязнь к детям с нарушениями интеллекта.

Рис. 10. Субъективное отражение оценок и отношений окружающих матерями детей с нарушениями интеллекта, имеющих разные социально-демографические характеристики

3 группа считает, что ребенок с нарушениями интеллекта вызывает неопределенное отношение окружающих. По их мнению, ребенок с нарушениями интеллекта воспринимается окружающими с «раздражением», «страхом», «любопытством». Эта группа самая маленькая – в нее вошли 20% матерей. Среди этой группы отношение к будущему ребенка с нарушениями интеллекта следующее: 50% видят благоприятное будущее; 50% не знают, какое будущее ожидает ребенка. В данной группе 100% молодых матерей. Все они не работают, занимаются уходом за больным ребенком. 50% матерей имеют высшее образование, 50% средне-специальное. Среди семей данной группы матерей в 25% случаев семья является полной, соответственно в 75% - неполной.

В третьей группе - матери, которые считают, что дети с нарушениями интеллекта раздражают окружающих и вызывают страх (20%). Женщины имеют высокие показатели по шкалам «Психастении» теста MMPI, “Контроля” теста Гиссенского, “Уравнение отношения” теста PARI. Эти матери характеризуются как лица с тревожно – мнительным типом характера, избыточным контролем, уравнением отношений.

Статистическое сравнение по критерию Манна-Уитни выявило следующие особенности семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта.

1 группа: партнерские отношения (6,50 при р=0,05), уход от конфликтов (3,00 при р=0,05), подавление сексуальности (6,00 при р=0,05), гипомания (3,00 при р=0,05).

2 группа: раздражительность (14,00 при р=0,05), депрессия (12,00 при р=0,05), психопатия (11,50 при р=0,05).

3 группа: активность и энергичность (0,50 при р=0,05)

Соответственно, все перечисленное негативно отражается на материнско-детских отношениях и семейном воспитании, обуславливая определенные личностные и психологические изменения в развитии ребенка с нарушениями интеллекта.

Таким образом:

1. По результатам оценки отношения окружающих к факту нарушений интеллекта у ребенка стало известно, что окружающие в большинстве воспринимают ребенка с нарушениями интеллекта положительно, он вызывает у них жалость и сочувствие.

2. Индивидуальными особенностями семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: родительская властолюбивость, нетерпеливость, постоянное желание настоять на своем, замкнутость, недоверчивость, отстранённость от других людей, стремление скрывать свою потребность в любви, неудовлетворенность собой, интровертированность. Это резко отличает их от семей здоровых детей, для которых характерны: уверенность в себе и в принятии себя обществом, что может проявляться положительной социальной репутацией, привлекательностью, популярностью; способность добиваться целей и высокой оценки других людей; активность, деятельность, жизнерадостность, экстравертированность.

В группе детей с нарушениями интеллекта преобладает депрессивный тип личности родителей. Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

Также в данной группе обнаружены высокие показатели по истерическому типу. Они склонны к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

В группе больных детей преобладают психопатические черты личности. Это свидетельствует о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

В группе здоровых детей обнаружено незначительное преобладание шизоидного типа личности. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

Также в данной группе преобладает гипомания. Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

3. По результатам корреляционного анализа можно утверждать, что родители детей с нарушениями интеллекта гораздо более, чем матери здоровых детей, склонны к излишней эмоциональной дистанции с ребенком (уклонению от контакта с ребенком), к развитию чрезмерно зависимых взаимоотношений, что нередко сочетается с их излишней концентрацией на ребенке (создание безопасности, исключение внутрисемейных влияний, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить развитие ребенка. Также семьи детей с нарушениями интеллекта намного менее интегрированы с обществом, чем матери здоровых детей.

4. Особенности отношения матери ребенка с нарушениями интеллекта к себе следующие: они неудовлетворены собой, не принимают себя; хотя большинство из них все же уверены в себе, независимо от внешних обстоятельств, тем не менее, показатели интровертированности в группе матерей детей-инвалидов достоверно больше, чем в контрольной группе.

По результатам исследования можно с уверенностью утверждать, что оценка и отношение окружающих к факту нарушений интеллекта у ребенка определенно влияют на материнско-детские отношения в семье. Условно выделены 3 типа материнско-детских отношений в зависимости от влияния социальной среды. Каждый тип предполагает свой метод социально-психологической работы и дифференцированный подход в оказании социально-психологической помощи семьям.

Первый тип.

Особенности: сочетание чувствительности с эмоциональной холодностью, отчужденностью в межличностных отношениях; уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленных целей. Успешно взаимодействуют с окружающими.

Тип материнско-детских отношений: партнерский. Характерны также раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость и уклонение от контакта с ребенком. Ощущение самопожертвования в роли матери, семейные конфликты, безучастность мужа, его невовлеченность в дела семьи.

Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: нелогичность в отношениях предполагает подстройку под определенную оценку окружающих – т.е. имеет место факт гиперсоциальности.

Второй тип.

Особенности: тревожно-мнительный тип характера, которому свойственно тревожность, боязливость, нерешительность, сомнения. Послушание, уступчивость, склонность к подчинению, зависимость. По ЛД – интровертированы.

Тип материнско-детских отношений: побуждение словесных проявлений, вербализация, уравнительное отношение между родителем и ребенком. Близкий эмоциональный контакт с ребенком, гиперопека. Ограниченность интересами семьи, заботами о семье и ребенке.

Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: мать компенсирует свою тревожность в гиперопеке ребенка.

Третий тип.

Особенности: сочетание психастении – тревоги и мнительности, с педантичностью и усердием. Отсутствие склонности к легкомыслию.

Тип материнско-детских отношений: Партнерские отношения. Также присутствует раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость. Уклоняются от контакта с ребенком. Ощущают себя жертвой в роли матери, присутствуют семейные конфликты, невключенность в дела семьи мужа. Зависимость и несостоятельность матери.

Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: наличествует яркое рассогласование между внутренним отношением к ребенку и его внешними проявлениями.

Таким образом, стигматизация матерей детей с нарушениями интеллекта, считающих, что окружающие негативно относятся к их детям, влияет на материнско – детские отношения, проявляясь в материнской гиперопеке детей, близкой эмоциональной дистанции с ребенком, уравнительным отношением между матерью и ребенком. Большинство матерей детей с нарушениями интеллекта критически относятся к себе, неудовлетворены собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями. Также большинство матерей детей с нарушениями интеллекта не видят будущего для своих детей, или затрудняются с ответом, какое будущее ждет их детей.


Заключение

 

 

Сегодняшние кризисные условия в России катализируют семейные затруднения. Особенно остро проявляются эти противоречия, если речь идет о семье ребенка с нарушениями интеллекта. Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания и особенностей семейного воспитания ситуации, семьи детей с нарушениями интеллекта должны быть готовы к переживанию уникальных стадий развития.

Социальная модель объяснения инвалидности утверждает, что нарушение интеллекта, а, следовательно, физического или психического развития не является чисто медицинским явлением. Часто причиной ограниченных возможностей выступает неприспособленность окружающей среды, и в частности, семьи для социализации такого ребенка. Немаловажная роль принадлежит и членам семьи, тому, как они относятся к ситуации нарушений интеллекта у ребенка. От того, насколько позитивно настроена семья, и в первую очередь – мать в плане воспитания, образования и развития ребенка с нарушениями интеллекта, зависит успех партнерских отношений в системе «родители-ребенок-общество».

Проблема была следующая: В условиях социальной депривации в семьях детей с нарушениями интеллекта наблюдаются некоторые трудности в сфере формирования материнско-детских отношений.

Гипотеза исследования о том, что характер оценок и отношений в семье ребенка с нарушениями интеллекта имеет тесную зависимость и сопряжённость с типом материнско-детских отношений, полностью подтвердилась.

Исследование проводилось на базе Республиканского центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» г. Москвы. В ходе экспериментального исследования обследовано 20 матерей с детьми с нарушениями интеллекта и 20 матерей здоровых детей, в качестве контрольной группы.

Матери детей с нарушениями интеллекта нуждаются в первую очередь в следующих формах помощи:

1. Коррекция неблагоприятного психоэмоционального состояния с помощью: тренинга уверенности в себе, коммуникативного тренинга, снижения уровня тревожности (гештальт-терапия, арт-терапия, аутотренинг).

2. Коррекция материнско-детских отношений (когнитивная психотерапия, ролевой тренинг).

3. Содействие в создании групп самопомощи с целью взаимной эмоциональной поддержки и обмена информацией; создание клубов по интересам с целью адаптации таких семей к общественной жизни.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения разработанных подходов к решению проблем социальной работы с матерями детей с нарушениями интеллекта в Российской Федерации.

 

 


Список литературы.

 

1. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30

2.  Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.

4. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -     Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.

7. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.

8. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с.33.

9. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.

10. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.

11. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.

13. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

14. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.

15. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3.

16. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

17. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43.

18. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.

19. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.

20. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39.

21. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3.

22. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.

23. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.

24. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.

25. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...