Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обгоны судов. Гидродинамические процессы при обгоне на малых траверзных расстояниях




Процесс обгона одною судна другим состоит из следующих основных элементов: оценки окружающей обстановки и возможностей обгона, получения разрешения на обгон и согласования стороны (борта) обгона, выбора безопасного курса и оптимальной скорости для обгона, сближения судов и проследования обгоняющего судна мимо обгоняемого, вывода судна на полосу движения после обгона.

Оценка обстановки состоит в том, чтобы заблаговременно, до приближения к обгоняемому судну, определить по ориентирам на местности, береговым и плавучим знакам характер пути и предполагаемое место обгона. При этом предусматривают безопасность обоих судов с учетом их габаритных размеров и габаритных размеров пути, с учетом ходовых характеристик и управляемости обгоняющего и обгоняемого судов.

Правилами плавания установлен определенный порядок запроса и получения разрешения на обгон, а так же согласования стороны обгона.

Маневр обгона считается законченным тогда, когда корма обгоняющего судна пройдет траверз носовой части обгоняемого. После этого каждое судно выходит на свою полосу движения и продолжает рейс.

В процессе обгона судов на малых траверзных расстояниях на их корпусах возникают большие поворачивающие моменты сил и силы взаимного присасывания.

В момент приближения носовой части обгоняющею судна 2 к корме обгоняемого судна 1 (положение I) между ними образуется зона повышенного гидродинамического давления (показана знаком «+»), вследствие чего возникают гидродинамические силы и .

При этом сила , действует на корму обгоняемого судна 1, вызывая отклонение его носовой части в сторону обгоняющего судна, а сила , действуя на носовую часть обгоняющего судна 2, вызывает его отрыскивание в противоположную сторону. В этом случае для удержания судов на параллельных курсах своевременно перекладывают рули

В момент нахождения каждого судна на траверзе другого (положение II) скорости протекания водного потока между их бортами значительно больше, чем потоков со стороны внешних бортов. Вследствие этого поле гидродинамических давлений перераспределится по всей длине корпусов судов, образуя между бортами зону пониженного давления (показана знаком «–»), а с внешних бортов зону повышенного давления (показана знаком «+»). В результате разности гидродинамических давлений уровень воды между бортами понижается и возникают силы взаимного присасывания и , под действием которых оба судна начинают сближаться в поперечном направлении (присасываться) и создается опасность удара бортами. Для предотвращения удара необходимо выдерживать возможно большие интервалы между бортами и не допускать обгона в условиях мелководья на больших скоростях движения.

Наиболее сильно присасывание проявляется при большой разнице в габаритных размерах судов. Судно, имеющее меньшие габаритные размеры и осадку, подвержено сильному присасыванию к большому судну. Поэтому при появлении признаков присасывания большое судно должно немедленно убавить ход до самого малого или прекратить работу движителей, а малое судно увеличить ход до самого полного и посредством перекладки рулей (насадок) плавно уклониться в противоположную сторону.

Когда корма обгоняющего судна оказывается примерно на траверзе миделя обгоняемого (положение III) характер воздействия гидродинамических сил вновь меняется. При этом под действием силы корма обгоняющего судна присасывается к миделю обгоняемого, а носовая часть обгоняемого под действием силы , – к миделю обгоняющего. Обгоняющее судно отрыскивает носом в сторону берега, а обгоняемое – в сторону борта обгоняющего. Для предотвращения навала судоводитель обгоняемого судна должен кратковременно увеличить частоту вращения движителей и переложить рули (насадки) в сторону, противоположную движению обгоняющего судна.

Влияние гидродинамических сил на суда, совершающие обгон вблизи берега или кромки судового хода, значительно усиливается. В этом случае учитывают гидродинамические явления, происходящие не только между судами, но также между судами и берегом. Поэтому обгон судов на участках с ограниченной шириной судового хода не рекомендуется

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...