Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Производственный менеджмент предприятия как система.




Тема 1. Основные понятия о производственном менеджменте. Предмет и задачи производственного менеджмента.

Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — разработка (моделирование и т.д.), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Менеджмент – это процесс руководства, управления отдельным работником, группой людей, организацией в целом.

Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей (при этом под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером).

Менеджмент – это процесс планирования, организации, координации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент - это деятельность, направленная на достижение определённого конечного результата, посредством принятия управленческих решений.

Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу.

Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели.

Оксфордский словарь английского языка дает следующие 4 значения слова «менеджмент»:

1. Искусство управления системой

2. Способ (манера) общения с людьми

3. Специальные способности и административные навыки

4. Орган управления, административная единица.

Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX века. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления». С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой.

Управление можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации. В данной дисциплине будут рассматриваться производственные предприятия, конкретные функции которых направлены на получение прибыли.

Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного - изделия, продукта, материала, услуги. Причем важнейшим элементом производственного процесса является технологический процесс, который определяет производственную и организационную структуру предприятия, квалификационный состав работников и многое другое.

Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги).

Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке.

Основу современного производственного управления составляют:

а) многовариантность ходов менеджмента;

б) гибкость и неординарность производственных ситуаций;

в) неповторимость тех или иных способов действования в конкретной ситуации.

Современный менеджмент – это тысяча возможных вариантов и решений.

Современный менеджер — это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности.

Сложность изучения и освоения менеджмента состоит в том, что подходы, разработанные одним предприятием и хорошо себя зарекомендовавшие, для другого предприятия окажутся вредными.

Менеджмент не дает универсальных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия.

Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Успех в предпринимательской деятельности никогда не бывает случайным, его долговременность обеспечивается эффективным управлением.

Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.

Сущность производственного менеджмент а выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников.

Производственный менеджмент занимается разработкой организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управления ими.

Основная цель дисциплины " Производственный менеджмент " - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием.

Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.

Предмет производственного менеджмента – производственная деятельность предприятия, т.е. деятельность по изменению (трансформации) исходных ресурсов в конечный продукт.

К основным задачам производственного менеджмента относятся:

- выбор организационной структуры системы управления (управляющей подсистемы);

- разработка производственной структуры (управляемой подсистемы);

- прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

- реализация стратегии маркетинга, определение профиля предприятия и основных направлений его коммерческой деятельности;

- обеспечение четкой организации, согласованности в работе между участками (цехами, отделами) и непосредственно рабочими и другими функциональными подразделениями;

- выработка и принятие решений в связи с радикальным изменением условий производственного процесса, необходимость корректировки или разработки нового производственного плана и программы;

- систематический контроль повышения качества и надежности выпускаемой продукции и приближение ее к уровню мировых стандартов;

- рациональное использование производственных мощностей, расширение, обновление продукции, максимизация объема продаж;

- систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;

- повышение качества, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию.

Основные вехи развития производственного менеджмента:

Годы События Авторы
  Разработка учения о разделении труда А.Смит
  Реализация принципа взаимозаменяемости деталей Э.Уитни
  Появление научного управления Ф.У.Тейлор
  Разработка графика Гантта Г.Л.Гантт
  Изучение трудовых движений. Возникновение производственной психологии. Ф.Гилберт
  Создание синхронизированных сборочных линий Г.Форд
  Внедрение системы контроля качества У.Шухарт
  Создание компьютера Дж.Атанасов
  Разработка метода критического пути (CPM) Многие авторы
  Разработка систем планирования потребности в материалах (MRP) Многие авторы
  Развитие стратегического менеджмента У.Скиннер
  Разработка компьютерного проектирования (CAD) Многие авторы
  Создание гибких производственных систем (FMS) Многие авторы
  Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP) Многие авторы
  Создание интегрированных компьютерных производств Многие авторы
  Развитие менеджмента цепи поставок (SCM) Многие авторы

Производственный менеджмент это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

Производственный менеджмент (ПМ) — это эффективное и рациональное управление любыми производственными процессами, связанными с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.

Между производственной функцией и функциями организации существуют важные и сложные взаимосвязи. Для оптимизации деятельности организации необходимо обеспечить эффективное управление ими.

Производство зависит от НИОКР (конструкторско-технологических (инженерных) функций), которые обеспечивают проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Подсистема управления технической подготовкой производства (УТПП) должна получать от производства ответную информацию по проблемам, связанным с конструкцией изделий, и о возможностях усовершенствования системы.

Маркетинг должен обеспечить надежный прогноз спроса и реальные заказы клиентов на выходы операционной системы. Кроме того, эта же функция должна информировать производство о любых претензиях потребителей по качеству или срока поставки продукции. С другой стороны, маркетинг зависит от производства в части информации о наличии продукции и возможностях своевременного ее изготовления для удовлетворения спроса потребителей.

В сфере капиталов, необходимых для расширения мощностей и поддержания текущей работы, операционная функция зависит от функции управления финансами. Для того, чтобы предоставить капиталы в нужное время и в нужных объемах, финансовой службе нужно получить от производственных подразделений информацию о планах производства и развития. Ей также требуются данные, чтобы оплатить труд работников, заплатить поставщикам, выставить счета потребителям, вести учет наличных материально-технических запасов и финансовую отчетность.

Функция управления персоналом несет ответственность за подбор, отбор и обучение кадров для работы в операционной системе. Производственные подразделения, в свою очередь, должны заблаговременно информировать кадровую службу о потребности в рабочей силе с указанием как количества, так и квалификации.

Место ПМ – управление стадией производства и обслуживанием его. До него осуществляются стадии управления маркетингом, управление УТПП, после него – стадии управления обращением (подготовкой товара к функционированию, эксплуатации и утилизации товара).

Предмет ПМ – устойчивые взаимосвязи и взаимоотношения людей в процессе управления производством, а именно управление производственным процессом в пространстве и времени и обслуживанием его. Это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знании в области техники, технологий, экономики, психологии, социологии, экологии и других наук.

Анализ теории и практики управления производством позволяет установить необходимость применения к производственному менеджменту следующих научных подходов:

· Системного, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе вход перерабатывается в выход;

· Динамического, при применении которого, объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз);

· Маркетингового, предусматривающего ориентацию производственного менеджмента при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора: повышение качества объекта в соответствии с нуждами и потребностями потребителей; экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента;

· Воспроизводственного, ориентированного на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшими, аналогичными объектами на данном рынке, совокупными затратами за счет применения опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; экономии времени, как экономии прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; рассмотрения во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; интеграции науки и производства в рамках комплексного объединения (для крупных предприятий);

· Ситуационного, при котором пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, так как из-за обилия внешних и внутренних факторов не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который максимально адаптирован к ней.

 

Тема 2. Производственный менеджмент предприятия как система.

 

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен:

1. Планирование. Реализуя эту функцию, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится предприятие, формулирует стоящие перед ним цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

2. Организация. К «обязанностям» этой функции относятся создание предприятие, формирование его структуры и системы управления, обеспечение его деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.

3. Координация. Предприятие функционирует благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.

4. Мотивация. Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы.

5. Контроль. Контроль призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности предприятия.

При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, системность, последовательность и т.д.

Производственный менеджмент занимается разработкой организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управления ими.

Цели производственного менеджмента:

- увеличение доходов (прибыли) предприятия, чтобы обеспечить достаточные выплаты работникам и иметь возможность развивать производство;

- сокращение всех видов затрат на производство продукции или оказание услуг;

- рациональное использование ограниченных, наиболее ценных ресурсов;

- повышение конкурентоспособности для поддержания доли рынка на прежнем уровне или ее увеличения;

- фокусирование внимания на нуждах потребителя, полное и регулярное выполнение всех заказов;

- лидерство в освоении новой техники и технологии как база для дальнейшего развития производства;

- достижение известности в своей области деятельности, чтобы иметь возможность привлекать в штат лучших специалистов;

- поддержание дружественной обстановки в коллективе, обеспечение раскрытия всех способностей каждого работника.

Функции производственного менеджмента можно разбить на две группы:

1. Стратегические функции.

Стратегические функции производственного менеджмента включают:

- стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся (эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований);

- стратегию процесса, определяющую выбор способов производства отобранных товаров, обоснование производственной мощности (под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством);

- стратегию размещения новых производств в региональном аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети;

- стратегию организации производства, определяющую организационную структуру предприятия, выбор форм и методов организации работ;

- стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;

- стратегию качества.

2. Тактические функции.

Тактические функции производственного менеджмента включают:

- тактику управления материальными потоками в производстве;

- тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;

- тактику расчет потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях зависимого спроса;

- тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;

- тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом возникающих очередей и степени загруженности рабочих мест.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...