Тема 2. Производственный менеджмент предприятия как система.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Тема 1. Основные понятия о производственном менеджменте. Предмет и задачи производственного менеджмента. Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — разработка (моделирование и т.д.), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. Менеджмент – это процесс руководства, управления отдельным работником, группой людей, организацией в целом. Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей (при этом под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером). Менеджмент – это процесс планирования, организации, координации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - это деятельность, направленная на достижение определённого конечного результата, посредством принятия управленческих решений. Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели. Оксфордский словарь английского языка дает следующие 4 значения слова «менеджмент»: 1. Искусство управления системой 2. Способ (манера) общения с людьми 3. Специальные способности и административные навыки 4. Орган управления, административная единица. Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX века. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления». С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой.
Управление можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации. В данной дисциплине будут рассматриваться производственные предприятия, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного - изделия, продукта, материала, услуги. Причем важнейшим элементом производственного процесса является технологический процесс, который определяет производственную и организационную структуру предприятия, квалификационный состав работников и многое другое. Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги). Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. Основу современного производственного управления составляют: а) многовариантность ходов менеджмента; б) гибкость и неординарность производственных ситуаций; в) неповторимость тех или иных способов действования в конкретной ситуации. Современный менеджмент – это тысяча возможных вариантов и решений. Современный менеджер — это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности. Сложность изучения и освоения менеджмента состоит в том, что подходы, разработанные одним предприятием и хорошо себя зарекомендовавшие, для другого предприятия окажутся вредными. Менеджмент не дает универсальных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия.
Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результативности хозяйственной деятельности предприятия. Успех в предпринимательской деятельности никогда не бывает случайным, его долговременность обеспечивается эффективным управлением. Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий. Сущность производственного менеджмент а выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников. Производственный менеджмент занимается разработкой организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управления ими. Основная цель дисциплины " Производственный менеджмент " - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием. Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы. Предмет производственного менеджмента – производственная деятельность предприятия, т.е. деятельность по изменению (трансформации) исходных ресурсов в конечный продукт.
К основным задачам производственного менеджмента относятся: - выбор организационной структуры системы управления (управляющей подсистемы); - разработка производственной структуры (управляемой подсистемы); - прогнозирование и планирование деятельности предприятия; - реализация стратегии маркетинга, определение профиля предприятия и основных направлений его коммерческой деятельности; - обеспечение четкой организации, согласованности в работе между участками (цехами, отделами) и непосредственно рабочими и другими функциональными подразделениями; - выработка и принятие решений в связи с радикальным изменением условий производственного процесса, необходимость корректировки или разработки нового производственного плана и программы; - систематический контроль повышения качества и надежности выпускаемой продукции и приближение ее к уровню мировых стандартов; - рациональное использование производственных мощностей, расширение, обновление продукции, максимизация объема продаж; - систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции; - повышение качества, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию. Основные вехи развития производственного менеджмента:
Производственный менеджмент — это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.
Производственный менеджмент (ПМ) — это эффективное и рациональное управление любыми производственными процессами, связанными с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей. Между производственной функцией и функциями организации существуют важные и сложные взаимосвязи. Для оптимизации деятельности организации необходимо обеспечить эффективное управление ими. Производство зависит от НИОКР (конструкторско-технологических (инженерных) функций), которые обеспечивают проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Подсистема управления технической подготовкой производства (УТПП) должна получать от производства ответную информацию по проблемам, связанным с конструкцией изделий, и о возможностях усовершенствования системы. Маркетинг должен обеспечить надежный прогноз спроса и реальные заказы клиентов на выходы операционной системы. Кроме того, эта же функция должна информировать производство о любых претензиях потребителей по качеству или срока поставки продукции. С другой стороны, маркетинг зависит от производства в части информации о наличии продукции и возможностях своевременного ее изготовления для удовлетворения спроса потребителей. В сфере капиталов, необходимых для расширения мощностей и поддержания текущей работы, операционная функция зависит от функции управления финансами. Для того, чтобы предоставить капиталы в нужное время и в нужных объемах, финансовой службе нужно получить от производственных подразделений информацию о планах производства и развития. Ей также требуются данные, чтобы оплатить труд работников, заплатить поставщикам, выставить счета потребителям, вести учет наличных материально-технических запасов и финансовую отчетность. Функция управления персоналом несет ответственность за подбор, отбор и обучение кадров для работы в операционной системе. Производственные подразделения, в свою очередь, должны заблаговременно информировать кадровую службу о потребности в рабочей силе с указанием как количества, так и квалификации.
Место ПМ – управление стадией производства и обслуживанием его. До него осуществляются стадии управления маркетингом, управление УТПП, после него – стадии управления обращением (подготовкой товара к функционированию, эксплуатации и утилизации товара). Предмет ПМ – устойчивые взаимосвязи и взаимоотношения людей в процессе управления производством, а именно управление производственным процессом в пространстве и времени и обслуживанием его. Это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знании в области техники, технологий, экономики, психологии, социологии, экологии и других наук. Анализ теории и практики управления производством позволяет установить необходимость применения к производственному менеджменту следующих научных подходов: · Системного, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе вход перерабатывается в выход; · Динамического, при применении которого, объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз); · Маркетингового, предусматривающего ориентацию производственного менеджмента при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора: повышение качества объекта в соответствии с нуждами и потребностями потребителей; экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента; · Воспроизводственного, ориентированного на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшими, аналогичными объектами на данном рынке, совокупными затратами за счет применения опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; экономии времени, как экономии прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; рассмотрения во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; интеграции науки и производства в рамках комплексного объединения (для крупных предприятий); · Ситуационного, при котором пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, так как из-за обилия внешних и внутренних факторов не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который максимально адаптирован к ней.
Тема 2. Производственный менеджмент предприятия как система.
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен: 1. Планирование. Реализуя эту функцию, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится предприятие, формулирует стоящие перед ним цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. 2. Организация. К «обязанностям» этой функции относятся создание предприятие, формирование его структуры и системы управления, обеспечение его деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса. 3. Координация. Предприятие функционирует благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей. 4. Мотивация. Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. 5. Контроль. Контроль призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности предприятия. При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, системность, последовательность и т.д. Производственный менеджмент занимается разработкой организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управления ими. Цели производственного менеджмента: - увеличение доходов (прибыли) предприятия, чтобы обеспечить достаточные выплаты работникам и иметь возможность развивать производство; - сокращение всех видов затрат на производство продукции или оказание услуг; - рациональное использование ограниченных, наиболее ценных ресурсов; - повышение конкурентоспособности для поддержания доли рынка на прежнем уровне или ее увеличения; - фокусирование внимания на нуждах потребителя, полное и регулярное выполнение всех заказов; - лидерство в освоении новой техники и технологии как база для дальнейшего развития производства; - достижение известности в своей области деятельности, чтобы иметь возможность привлекать в штат лучших специалистов; - поддержание дружественной обстановки в коллективе, обеспечение раскрытия всех способностей каждого работника. Функции производственного менеджмента можно разбить на две группы: 1. Стратегические функции. Стратегические функции производственного менеджмента включают: - стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся (эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований); - стратегию процесса, определяющую выбор способов производства отобранных товаров, обоснование производственной мощности (под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством); - стратегию размещения новых производств в региональном аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети; - стратегию организации производства, определяющую организационную структуру предприятия, выбор форм и методов организации работ; - стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия; - стратегию качества. 2. Тактические функции. Тактические функции производственного менеджмента включают: - тактику управления материальными потоками в производстве; - тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них; - тактику расчет потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях зависимого спроса; - тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса; - тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом возникающих очередей и степени загруженности рабочих мест.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|