Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Цель освоения дисциплины

Формирование представлений о сравнительном правоведении и об основных правовых семьях и правовых системах современности.

Задачи изучения дисциплины:

– получение знаний для их применения в правотворческой деятельности, в том числе при подготовке нормативных правовых актов;

– выработка умения применять полученные знания в процессе организационно-управленческой деятельности;

– овладение методикой осуществления научно-исследовательской деятельности;

– выработка навыков осуществления педагогической деятельности, в том числе преподавания юридических дисциплин и осуществления правового воспитания;

– получение знаний о процессах формирования и развития идей сравнительного правоведения;

– формирование представлений об объекте, предмете, источниках и принципах сравнительного правоведения;

–получение знаний о классификации правовых семей, об истории развития правовых семей современности;

– формирование представлений о месте и роли сравнительного правоведения в обществе;

– получение знаний о взаимосвязи и взаимодействии международного и внутригосударственного права;

– овладение методикой исследования национальных правовых систем.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной
программы (ОП)

 

· Дисциплина «Сравнительное правоведение»относится к базовой части профессионального цикла (М.2).

· Для успешного изучения дисциплины студенты должны освоить бакалаврский курс теории государства и права.

· Дисциплина «Сравнительное правоведение»является предшествующей для дисциплин «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки».

 

Данному курсу предшествовало изучение дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права России», а также основных международно-правовых, отраслевых, прикладных и специальных учебных дисциплин правоведения. Для успешного освоения учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» необходимо обладать знаниями по истории, философии, политологии, социологии.

Компетенции обучающихся, формируемые

В результате освоения дисциплины

При изучении дисциплины «Сравнительное правоведение» формируются следующие компетенции:

общекультурные компетенции:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3):

– компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

профессиональные компетенции:

– способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

– способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны знать:

 

– процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения;

– объект, предмет, источники и принципы сравнительного правоведения;

– место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе, в системе юридического образования;

– взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права;

– классификация правовых систем;

 

Уметь:

– применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права;

– применять полученные знания для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;

 

Владеть:

– Методикой самостоятельного изучения и анализа национальных правовых систем.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Таблица 2

   
  № п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы (в академических часах)  
  Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа  
     
    Теоретические основы сравнительного правоведения              
    История сравнительного правоведения              
    Понятие и виды правовых семей              
    Романо-германская правовая семья              
    Правовые системы стран Латинской Америки              
    Правовые системы Скандинавских стран              
    Англосаксонская правовая семья              
    Правовая система США              
    Правовая система Шотландии              
    Мусульманское право              
    Индусское право              
    Правовые системы Дальнего Востока              
    Обычное право Африки              
    Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран              
    Итого:              
                     

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем по дисциплине «Сравнительное правоведение» включает в себя занятия лекционного и практического типа, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации.

 

Содержание дисциплины

Таблица 2

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Теоретические основы сравнительного правоведения Понятие сравнительного правоведения. Природа сравнительного правоведения. Цели и функции сравнительного правоведения. Объект и предмет исследования. Принципы сравнительного правоведения. Методология сравнительного правоведения. Место сравнительного метода в правоведении, его соотношение с иными методами познания государства и права. Источники сравнительного правоведения. Связь сравнительного правоведения с философией, с общественными науками. Сравнительное правоведение и международное право. Сравнительное правоведение и европейское право. Сравнительное правоведение как наука и как учебная дисциплина. Его место и роль в юриспруденции. Современные тенденции развития сравнительного правоведения. Сферы его применения.
  История сравнительного правоведения Зарождение и развитие сравнительного правоведения на Древнем Востоке. Идеи сравнительного правоведения в Древней Греции и Древнем Риме. Эволюция идей сравнительного правоведения в Средние века. Развитие теории сравнительного права на базе национальных правовых систем западноевропейских стран в XV-XVIII вв. Эволюция идей сравнительного правоведения в XIX-XX вв. Первый Международный конгресс сравнительного права (Париж, 1900). Расширение географии развития сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение в России до Октябрьской революции 1917г., его развитие в советской и постсоветской России.
  Понятие и виды правовых семей Правовая система как ключевая категория сравнительного правоведения. Её соотношение с категорией правовая семья. Компонентный состав правовой системы. Структура и функции правовой системы. Связь правовой системы с иными социальными системами и институтами (политическая система, экономическая система, религия и т.д.). Особенности формирования правовых семей. Дифференциация правовых семей. Основные подходы к их классификации. Проблема критериев классификации. Относительный характер классификации правовых семей. Основные правовые семьи современности. Проблема смешанных правовых систем. Понятие «кочующих» правовых семей. Развитие правовых семей современности. Особенности их взаимодействия в современном мире.  
  Романо-германская правовая семья Общая характеристика романо-германской правовой семьи. Основные группы стран, входящих в романо-германскую правовую семью. Распространение романо-германской правовой семьи. История романо-германской правовой семьи (основные этапы развития), её перспективы. Связь романо-германской правовой семьи с римским частным правом. Характерные особенности романо-германского права. Источники права, их деление на первичные и вторичные. Роль нормативно-правовых актов в системе источников права. Закон, его виды и признаки. Кодифицированные акты, их общая характеристика. Соотношение закона с иными источниками права. Обычаи в системе источников права, их виды и признаки. Эволюция роли обычаев в романо-германской правовой семье. Судебная практика в системе источников права, ее виды и особенности. Правовая доктрина, её влияние на различные правовые процессы. Общая характеристика правовых систем Франции и Германии. Отрасли современного французского и германского законодательства. Судебные системы Франции и Германии
  Правовые системы стран Латинской Америки Место правовых систем стран Латинской Америки на правовой карте мира. Проблема принадлежности латиноамериканских правовых систем к романо-германской правовой семье. История латиноамериканских правовых систем. Их связь с правовыми системами романской подгруппы романо-германской правовой семьи. Особенности кодификационных работ в XIX – начале XX вв. Влияние правовых систем германской подгруппы романо-германской правовой семьи на развитие латиноамериканского права в XX в. Влияние США в сфере конституционного законодательства. Каудилизм XIX в. и авторитарные режимы XX в. Их роль в развитии правовых систем стран Латинской Америки. Система источников и характерные особенности латиноамериканского права. Общая характеристика основных отраслей современного законодательства стран Латинской Америки. Особенности судебных систем латиноамериканских государств.
  Правовые системы Скандинавских стран Место правовых систем скандинавских стран на правовой карте мира. Проблема принадлежности данных правовых систем к романо-германской правовой семье. История скандинавских правовых систем. Ныне действующие правовые памятники – Кодекс короля Христиана V (Дания 1683г.) и Свод законов Шведского государства 1734г. Их характеристика. Унификация скандинавского права. Отличительные черты систематизации законодательства скандинавских стран. Особенности современных скандинавских правовых систем. Источники скандинавского права. Общая характеристика современного законодательства скандинавских стран. Особенности судебных систем скандинавских государств.
  Англосаксонская правовая семья Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Основные группы стран, входящих в англосаксонскую правовую семью. История англосаксонской правовой семьи (основные этапы развития), её перспективы. Распространение системы общего права. Специфика развития права в странах Британского Содружества. Характерные особенности англосаксонского права. Структура права в странах англосаксонской правовой семьи. Основные источники англосаксонского права. Судебный прецедент как основной источник права. Правила признания и применения прецедента. Особенности применения прецедента в различных государствах, входящих в англосаксонскую правовую семью. Место и роль законов в системе источников права. Виды законов. Соотношение закона и прецедента в государствах, относящихся к англосаксонской правовой семье. Роль и значение делегированного законодательства. Обычай как источник права: понятие и особенности. Взаимодействие обычаев с иными источниками права. Правовая доктрина в системе источников права: понятие и значение. Разум как формальный источник общего права. Общая характеристика современного английского законодательства.
  Правовая система США Место правовой системы США на правовой карте мира. Становление и развитие правовой и судебной системы США в колониальный период. Эволюция правовой и судебной системы США после признания независимости со стороны Великобритании. Конституция США 1787г. и Билль о правах 1791г. Их характеристика. Поправки к Конституции США. Современная судебная система США: структура, особенности и влияние на правовую систему США. Источники права США, их особенности и соотношение. Отличительные черты современной правовой системы США. Общая характеристика современного законодательства США.
  Правовая система Шотландии Проблема определения природы правовой системы Шотландии. История правовой системы Шотландии. Связь шотландского и романо-германского права в эпоху Средневековья. Укрепление традиций общего права в Шотландии после 1707 г. Характерные особенности современной правовой системы Шотландии. Источники права современной Шотландии. Особенности судебной системы Шотландии.
  Мусульманское право Общая характеристика мусульманского права: понятие и основные особенности. История возникновения и развития мусульманского права. Источники мусульманского права. Коран – основа мусульманского права. Сунна как источник мусульманского права. Иджма и кияс в системе источников мусульманского права. Соотношение источников мусульманского права. Обычаи и соглашения в мусульманском праве. Эволюция мусульманского права на современном этапе. Соотношение мусульманского религиозного права и современного светского права. Общая характеристика законодательства современных мусульманских государств. Судебные системы современных мусульманских государств.
  Индусское право Понятие и особенности индусского права. Сфера действия индусского права, его соотношение с национальным правом Индии. Источники индусского права. Шастры: понятие и виды. Дхарма, артха, кама – понятие и содержание. Дхарма и обычай. Роль законодательства и судебной практики. Развитие индусского права. Влияние мусульманского господства на развитие индусского права. Английское господство и развитие индусского права. Правовая система современной Индии.
  Правовые системы Дальнего Востока Проблема выделения дальневосточной правовой семьи. Отличительные черты правовых систем Дальнего Востока. Характерные особенности китайского права. Космогонический строй и гармония. Незначительная роль права в традиционном китайском обществе. Развитие права. Влияние конфуцианства. Школа легистов и её роль в истории Китая. Развитие китайского права после революции 1911 года. Особенности развития права после прихода к власти коммунистической партии. Право Китая в современный период. Отличительные особенности японского права. Основные этапы развития японского права. Проблема вестернизации японского права. Перспективы развития правовых систем Дальнего Востока.
  Обычное право Африки Понятие и общая характеристика правовых систем Африки и Мадагаскара. Доколониальный этап развития. Понятие и роль обычая. Трудности изучения обычаев. Африканская концепция социального порядка. Последствия нарушения обычаев. Влияние христианства и ислама. Колониальный период развития. Отношение колонизаторов к обычному праву. Особенности развития права в эпоху становления независимых государств. Подтверждение прежнего права (установленного колонизаторами) и реабилитация традиционных ценностей. Развитие обычаев в настоящее время. Кодификация африканского права. Судебные реформы и проблемы применения права. Устойчивость традиционного уклада жизни и перспективы развития правовых систем Африки и Мадагаскара.
  Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран Общая характеристика социалистической правовой семьи как фактора развития правовых систем постсоциалистических стран. Их состояние в современных условиях. Проблема выделения правовой семьи славянских народов. Вопрос о принадлежности российского права к романо-германской правовой семье. Понятие и содержание источников постсоциалистического права. Понятие, особенности и виды нормативно-правовых актов. Место обычая и судебной практики в правовых системах постсоциалистических стран. Развитие и роль доктрины в правовых системах постсоциалистических стран. Отличительные черты современных правовых систем Кубы, Монголии, Вьетнама.

 

Образовательные технологии

 

Реализация программы предусматривает использование традиционных и информационно-коммуникационных образовательных технологий.

Теоретический материал (за исключением вопросов, выносимых на самостоятельное изучение) изучается как на лекциях, так и на практических занятиях.

Закрепление изученного теоретического материала и овладение навыками использования этого теоретического материала при подготовке к практическим занятиям происходит в результате проработки конспектов лекций, изучения учебной литературы, выполнения задач и упражнений, выносимых на самостоятельное решение. При изучении некоторых вопросов (для осмысления которых нужно проследить динамику некоторого процесса) требуется использование в учебном процессе информационно-коммуникационных образовательных технологий.

Из 36 ч аудиторной работы 16 ч проводятся в интерактивной форме (44,4%), что соответствует требованию ФГОС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...