Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Военно-политическое сотрудничество стран антигитлеровской коалиции




 

Необходимость и возможность в консолидации противников фашизма в национальном и международном масштабах обуславливалось также вовлечением в орбиту мировой войны все большего числа государств и народов, возрастанием сопротивления агрессору, пониманием массами того, что под угрозой оказалась вся цивилизация. И, тем не менее, вплоть до вынужденного вступления в войну Советского Союза западные державы так и не смогли образовать действенной коалиции. Причина этого заключалась в том, что объединению антифашистских сил мешали острые противоречия, попытки каждой из воевавших стран достичь в первую очередь своих национальных целей в войне, извлечь из нее максимальные выгоды.

История знает немало примеров сотрудничества такого типа. Так, несмотря на гарантии, данные Польше, практической помощи в отпоре агрессору в 1939 г. Англия, а также Франция ей не оказали. Спустя год уже Франция испытала на себе помощь союзной Англии. Французское командование рассчитывало удержать плацдарм в районе Дюнкерка совместно с английскими экспедиционными силами. Однако англичане покинули театр военных действий в тот момент, когда французы остро нуждались в их помощи.

Вопрос о создании антигитлеровского военно-политического союза стал решаться, лишь начиная со второй половины 1941 г., после вступления в войну Советского Союза. Реально мыслящие государственные и политические деятели Запада вынуждены были признать, что суверенное существование их стран находится в прямой зависимости от оборонной мощи и стойкости СССР. Эту точку зрения разделял, например, З. Стеттиниус, занявший в 1944 г. пост государственного секретаря США: «Если бы Советский Союз не удержал свой фронт, немцы получили бы возможность покорить Великобританию. Они были бы в состоянии захватить Африку, а затем создать плацдарм в Латинской Америке».

Учитывая сложившуюся обстановку, английское правительство, возглавляемое Черчиллем, первым из западных стран 22 июня 1941 г. заявило о поддержке Советского Союза в войне против гитлеровской Германии. «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь» обещал британский премьер-министр. В англо-советском соглашении о совместных действиях в войне против Германии от 12 июля того же года отмечалось, что обе стороны будут оказывать друг другу всяческую помощь и поддержку в войне и не заключат с Германией перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Отношения СССР и Англии были скреплены соответствующим договором о союзе в воине против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе, а также о сотрудничестве и взаимной помощи СССР и Великобритании после войны. Необходимость обезопасить себя от фашистской угрозы диктовала администрации США основные направления во внешней политике. Вопреки яростным нападкам представителей крайней реакции — противников сближения с СССР правительство Рузвельта пошло по пути установления сотрудничества с Советским Союзом. На пресс-конференции 24 июня 1941 г. президент заявил, что США окажут «всю возможную помощь Советскому Союзу», оговорив, тем не менее, что приоритет в получении вооружения из Америки будет иметь Англия. Через год было подписано соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. США обязались снабжать Советский Союз оборонными материалами, а правительство СССР — содействовать укреплению обороны США, предоставив Соединенным Штатам ценное стратегическое сырье.

Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны и после нее были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В ней Рузвельт и Черчилль единодушно выразили мнение, что в интересах их собственных стран оказать помощь СССР вооружением и снаряжением. Однако главного — четкой формулировки основной задачи, то есть объединения всех усилий и ресурсов участников войны против агрессора для быстрейшего освобождения народов и стран, в этом документе не было.

Правительство СССР в целом одобрительно отнеслось к Атлантической хартии. 24 сентября 1941 г. на межсоюзной конференции в Лондоне посол СССР И. М. Майский огласил правительственную декларацию о поддержке принципов хартии. В декларации отмечалось, что практическое применение принципов Атлантической хартии должно неизбежно сообразовываться с обязательствами, нуждами и историческими особенностями той или иной страны. В ней, в частности, указывалось, что «основная задача, стоящая в настоящее время перед всеми народами, признавшими необходимость разгрома гитлеровской агрессии и уничтожения ига нацизма, заключается в том, чтобы сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для полного и возможно более скорого освобождения народов, стонущих под гнетом гитлеровских орд».

Значительную роль в развитии антигитлеровского военно-политического сотрудничества сыграла подписанная 1 января 1942 г. декларация 26 государств (Вашингтонская декларация), находившихся в состоянии войны с агрессорами. В ней содержалось обязательство каждого из подписавших ее правительств употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов фашистско-милитаристского блока, с которыми данный участник декларации находится в войне. Каждое правительство взяло обязательство сотрудничать с другими участниками декларации и не заключать сепаратного перемирия или мира с противником.

Идее полного разгрома вооруженных сил агрессивного блока и окончательной ликвидации фашизма, которую выдвинул Советский Союз в первые дни Великой Отечественной войны, соответствовала формула «безоговорочной капитуляции» Германии, Италии и Японии, провозглашенная США и Англией на Касабланкской конференции (январь 1943 г.). Это способствовало укреплению антигитлеровской коалиции.

Почему все же западные государства не только пошли на сближение с СССР, но и в составе антигитлеровской коалиции действовали в течение всей войны? Произошло это, прежде всего, потому, что и США, и Англия, и другие государства Запада в ходе второй мировой войны были сами заинтересованы в таком союзнике. В документе, подготовленном американскими правительственными учреждениями для Рузвельта накануне Крымской конференции, говорилось: «Мы должны иметь поддержку Советского Союза для разгрома Германии. Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершении войны в Европе». А британский премьер, несмотря на классовую ненависть к СССР, вынужден был откровенно заявить, что необходимо «проталкивать помощь России», поскольку «ни одно другое капиталовложение не может принести более высокий военный дивиденд». Этими обстоятельствами, а также готовностью западных правительств сотрудничать с СССР в значительной мере определялся характер взаимодействий в рамках антигитлеровской коалиции.

Война убедительно доказала возможность использования в этом сотрудничестве самых разнообразных форм: конференций глав правительств, многосторонних и двусторонних встреч государственных и военных деятелей, обмен миссиями, посланиями.

За годы войны состоялись три конференции с участием глав правительств: Тегеранская в 1943 г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) в 1945 г. На первых двух СССР, США и Англию представляли И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, на Берлинской — И. В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль (с 28 июля 1945 г.— К. Эттли).

На этих конференциях рассматривались ключевые проблемы международной и военно-стратегической обстановки, обсуждались неотложные меры коалиционной политики и стратегии, обеспечения безопасности народов после завершения войны. Главное место в их работе занимали вопросы:

сокращение сроков войны; открытие второго фронта; ведение войны против милитаристской Японии и участие в ней Советского Союза; безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии; политика в отношении послевоенной Германии, а также европейских стран, воевавших совместно с ней; наказание военных преступников; сотрудничество при урегулировании международных проблем; программа демократического устройства послевоенного мира; создание организации международной безопасности и др. На конференциях нередко выявлялись расхождения по ряду военных и политических проблем, зачастую велась острая полемика. Но в конечном итоге принятые решения свидетельствовали о наличии у участников общей платформы в оценке обстановки.

Конференции глав правительств трех великих держав имели важное международное значение. Их созыв и работа воспринимались мировой общественностью как проявление реалистического подхода к решению сложных вопросов ведения войны, ее завершения и послевоенного устройства мира. Истинный смысл политики Тегерана, Ялты и Потсдама заключался в том, что она была нацелена на долговременное сотрудничество великих держав, взявших на себя ответственность за уничтожение фашизма и послевоенное сохранение мира.

Принятые на конференциях документы свидетельствуют, то стремление народов к миру и безопасности может быть практически воплощено в жизнь при условии взаимного понимания и доверия между государствами независимо от их общественного строя. Они доказали реальную возможность согласования международных проблем путем переговоров. Результаты работы конференций глав правительств СССР, США и Великобритании отражали процесс складывания в Европе и во всем мире нового соотношения сил, свидетельствовали о возросшем авторитете Советского Союза и его роли на международной арене.

Актуальные проблемы обсуждались на ряде других международных конференций, проходивших в Москве, Думбартон-Оксе (Вашингтон), в Сан Франциско.

Интересам общего дела служила переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании. Ценность и важность ее заключались в том, что в условиях войны, охватившей почти все страны и континенты, личные контакты были крайне затруднены. При этом нельзя было не учитывать и происки фашистской агентуры. Можно напомнить в этой связи встречу И.В. Сталина, Ф. Рузвельта и У Черчилля в Тегеране, во время которой агенты нацистской Германии готовили акцию по физическому уничтожению руководителей правительств союзных держав. Всего за 1941—1945, гг., по имеющимся данным, насчитывается 900 документов переписки. Содержание ряда посланий Ф. Рузвельта и У. Черчилля было сообщено И. В. Сталину в устной форме через соответствующих представителей. Переписка свидетельствует о конструктивном подходе руководителей Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании к сложнейшим проблемам политического и военного характера. Плодотворному сотрудничеству в ведении вооруженной борьбы способствовали также личные контакты и переписка верховных главнокомандующих вооруженными силами, встречи начальников генеральных штабов и военных экспертов, учреждение и функционирование военных миссий при штабах вооруженных сил, присутствие в органах командования военно-морского флота США групп советских офицеров связи. На основе взаимной договоренности решались такие конкретные вопросы, как прикрытие конвоев кораблей и судов, нанесение совместных ударов по врагу силами авиации, предоставление аэродромов на территории СССР для авиации США и Англии. Согласовывались планы стратегической дезинформации противника. Союзники договорились о рубежах встречи советских и англо-американских войск на завершающих этапах войны в Европе и Азии. Примерами согласованных военных действий участников коалиции являются высадка американо-английских войск во Франции и новые мощные удары Советской Армии. Чтобы поддержать союзников, Вооруженные Силы СССР, как было обусловлено ранее на Тегеранской конференции, развернули летом 1944 г. стратегическое наступление. Они нанесли сокрушительные удары по немецко-фашистским войскам под Ленинградом, в Прибалтике, Белоруссии, Западной Украине и Молдавии. В результате Германия оказалась зажатой в тисках. С открытием второго фронта координация военных действий Советской Армии с вооруженными силами США и Англии стала более конкретной.

Нельзя было успешно бить общего врага на полях сражений без материально-технического обеспечения войск, четко налаженных экономических связей. Уже 24 июня 1941 г. американское правительство объявило о размораживании советских фондов в США, спустя месяц — о неприменении закона о нейтралитете в отношении СССР. Советский Союз получил возможность приобретать в Соединенных Штатах за наличный расчет военные материалы, американским торговым судам разрешался заход в советские порты. Было продлено действие советско-американского торгового соглашения, заключенного 4 августа 1937 г. Эти и другие конкретные меры представляли собой действенные шаги на пути развития советско-американского сотрудничества. В соответствии с решениями Московской конференции трех держав (сентябрь октябрь 1941 г.) осуществлялись поставки вооружения, промышленного оборудования и продовольствия в СССР, а также встречные советские поставки сырья и товаров в США и Англию. Такая помощь способствовала достижению общей цели — разгрому фашистского агрессора. Однако подписанное в Москве соглашение имело ряд недостатков. Потребности военного снабжения СССР, как писал И. В. Сталин У. Черчиллю 3 октября 1941 г., не исчерпывались «согласованными на конференции решениями, не говоря уже о том, что ряд вопросов отложен до окончательного рассмотрения и решения в Лондоне и Вашингтоне…». Кроме того, это соглашение охватывало небольшой период времени (о октября 1944 г. по 30 июня 1942 г.), что затрудняло советскому командованию перспективное планирование военных операций.

СССР шаг за шагом настойчиво боролся за вовлечение в коалицию новых стран, в том числе тех, которые оказались под пятой фашистских захватчиков. 18 июля 1941 г. Советское правительство заключило с эмигрантским чехословацким правительством соглашение, предусматривавшее оказание взаимной помощи в войне с гитлеровской Германией, создание на территории СССР национальных чехословацких воинских частей. 30 июля аналогичное соглашение было подписано Советским Союзом и польским правительством, которое также находилось в эмиграции. 26 сентября того же года правительство СССР уведомило генерала Ш. де Голля, что оно признает его как руководителя патриотов, сплотившихся вокруг возглавляемого им Национального комитета «Свободная Франция». Процессу консолидации стран и народов способствовали в первую очередь героическая, самоотверженная борьба советского народа против гитлеровских варваров, победы Вооруженных Сил СССР над вермахтом. Если до нападения Германии на Советский Союз противниками фашистского блока были 18 государств, то к концу войны их насчитывалось более 50. Ведущая роль СССР в антигитлеровской коалиций проявлялась также в т что на всех этапах и уровнях военно-политического сотрудничества с западными государствами инициатива, как правило, принадлежала Советскому Союзу. Именно по его конструктивным предложениям проведены многие важнейшие двусторонние и многосторонние международные переговоры и встречи. СССР активно участвовал в разработке совместных соглашений и договоров. Под воздействием освободительного характера войны, которую вел СССР, росла солидарность широких народных масс западных государств с советским народом. Его героическая борьба против фашистского нашествия вызывала у многих народов чувство глубокой симпатии и уважения. В странах коалиции возникло массовое движение солидарности с СССР. Трудящиеся все прогрессивные силы США, Англии и других государств требовали от своих правительств выполнения союзнических обязательств. На демонстрациях, митингах, собраниях, в письмах, обращениях в адрес парламентов и правительств твердо звучал их призыв активизировать военные действия, оказать Советскому Союзу всемерную помощь. Интернациональная солидарность народов в войне против агрессоров убедительно показывала, что антигитлеровская коалиция объединяла не только государства, где был также боевой антифашистский союз народов, что явилось закономерным следствием освободительного характера войны с фашизмом. Народы различных стран и континентов объединяло стремление отстоять права и свободы, сохранить материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Игнорировать широкое общественное мнение, массовое антифашистское движение правящим кругам западных государств было невозможно. Конечно, в ходе войны не могли исчезнуть противоречия, обусловленные различием социально-политических систем СССР и западных государств — участников антигитлеровской коалиции. Они проявлялись и в отношении к характеру и конечным целям войны, и в решении возникавших военных и политических проблем. По-разному, например, СССР и его западные союзники относились к выполнению своих обязательств. Советское государство точно и своевременно их выполняло, хотя зачастую это было сопряжено с огромными трудностями. Иной позиции придерживались западные деятели. «Было бы катастрофой, - признавался Черчилль,— если бы мы твердо соблюдали все свои соглашения». И это не просто откровение одного из ведущих лидеров Запада. Подобное мнение разделяли и некоторые другие руководители империалистических государств.

Известно, в сколь неблагоприятном положении оказался СССР в первые месяцы после вероломного и внезапного нападения на него фашистской Германии. Однако обращение Советского правительства с целью побудить Великобританию к более активному ведению войны против общего врага осталось без последствий. Ссылки английского политического и военного руководства на недостаточность сил не имели веских оснований. Ведь к концу1941 г. на Британских островах находилось более ЗО боеспособных дивизий с частями усиления. Хотя всем мире даже не сведущим в военном деле людям была ясна исключительная важность открытия второго фронта в Европе, руководители США и Великобритании, особенно Черчилль, не торопились с высадкой своих войск в Северной Франции. Исторические факты, документы свидетельствуют, что они рассчитывали на ослабление и Германии, и СССР. Ускорить этот шаг их заставило то обстоятельство, что на советско-германском фронте крах вермахта был предрешен. Что же касается Советского Союза, то он точно в определенные взаимными соглашениями сроки вступил в войну с милитаристской Японией. Не лучше вели себя союзники СССР и в торгово-экономической области. С октября по декабрь 1941 г.. Советский Союз недополучил от Англии одну шестую часть самолетов, более половины танков, предусмотренных московским протоколом 1941 г. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. поставили СССР менее одной трети обещанных самолетов и средних танков, а так же менее одной пятой части грузовых автомобилей. Советский Союз строго выполнял взятые на себя обязательства. Его поставки США и Англии были своевременны и выполнялись полностью. На Западе не было единого мнения относительно основных военно-политических принципов сотрудничества. Многие политические и военные деятели в начале Великой Отечественной войны выражали неверие в способность Советского Союза преградить путь агрессии. А в наиболее реакционных кругах не оставлялись попытки найти общий язык с фашистскими лидерами. В меморандуме, составленном американским дипломатом Дж. Дависом, прямо указывалось: «...в нашей стране есть значительные группы людей, ненавидящие Советы до такой степени, что они желают победы Гитлера над Россией».

Печальную известность получило признание Черчилля, высказанное им в конце войны: «советская угроза в моих глазах уже встала на место нацистского агрессора». Не случайно, что еще не отгремели орудийные залпы на полях сражений в Европе, а западные реакционные силы уже начали проводить линию на разрыв союза с СССР. На Берлинской конференции президент США Трумэн занял по отношению к Советскому Союзу жесткую позицию, используя в качестве главного козыря только что испытанную в СПIА атомную бомбу.

И все же, несмотря на огромные трудности, объединение государств и народов в борьбе против фашистской Германии и милитаристской Японии было фактом. Обстановка в Европе, Азии и во всем мире обязывала вести совместные действия в интересах разгрома общего врага. Антисоветизм в идеологии и политике США и Англии оказался не в состоянии подорвать растущий авторитет СССР среди народов мира. Военно-политический союз государств с различным общественным строем был действенным, ибо перед ним стояли и практически решались задачи, отвечавшие национальным интересам всех его участников. Практика военно-политического сотрудничества Советского Союза с западными государствами в рамках антигитлеровской коалиции показала, и это один из существенных уроков войны, что между странами с различным общественным строем могут быть достигнуты взаимоприемлемые решения по сложнейшим проблемам войны и мира. Если в годы войны они сотрудничали, и сотрудничали успешно, то в современных условиях необходимость такого сотрудничества возрастает еще больше. Оно необходимо для того, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы.


Заключение

 

Победа над германским фашизмом и японским милитаризмом стала важным рубежом в судьбах всего человечества. Она ускорила процесс общественно-политического развития в мире, связала антифашистскую, освободительную борьбу народов за национальное и социальное освобождение в послевоенные годы. Победа дала мощный толчок дальнейшему подъему борьбы за социальный прогресс, демократию, мир между народами, создала новые условия и предпосылки для активизации преобразующей деятельности масс. Сотрудничество продемонстрировало не только возможность, но и настоятельную необходимость объединения всех миролюбивых, прогрессивных сил в борьбе против агрессии. Опыт союза государств, общественно-политических сил, выступивших в едином антигитлеровском фронте, исключительно актуален.

Вторая мировая война убедительно показала, что США, Англия и другие страны смогли успешно защитить свою национальную независимость лишь благодаря такому могущественному союзнику, как СССР.


Литература

 

1. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: Сборник документов. М., 1980, т. 6, с. 485.

2. Фостер У. Очерк политической истории Америки: Пер. с англ. М., 1953, с. 609.

История внешней политики СССР. 1917—1980. В 2-х т. М., 1980, т. 1, с. 424

3. Churchill W/ The Second World War. London, 1951, vol. 4, p. 613.

4. The New York Times, October 20, 1955, p. 10.

5. Пик В. Избранные статьи и речи: Пер. с нем. М., 2005, с. 369.

6. Haxey S. Tory M.P. London, 2004, p. 36-37.

7. См.: Голлан Дж. Политическая система Великобритании: Пер. с англ. М., 2005, с. 34, 43.

8. Guerin D., Mandel E. La concentration economique aux Etats-Unis. Paris, 2001, p. 58.

9. Polenberg R/ War and Society^ The United States 1941—1945. Philadelphia, 2002, p. 15, 18.

10. Внешняя политика СССР: Сборник документов. М., 2006, т. 5, с. 370, 403.

11. Переписка Председателя Совета Министров СССР, т. 1, с. 38.

12. Переписка Председателя Совета Министров СССР, т. 1, с. 38.


[1] По условиям соглашения от 14 февраля 1950 г. Бывшие Китайско-Восточная и Южно-Манчьжурская железные дороги переходили в собственность СССР и Китая в качестве коммерческого транспортного предприятия под суверенитетом Китая с совместным советско-китайским управлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...