Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Петрович Сумароков




(1717-1777)

Александр Петрович Сумароков родился 14(25) ноября 1717 г. Его отец, Петр Панкратьевич, принадлежавший к знатному старинному роду, был военным петровского времени, дослужившимся до чина полковника. В 1737г. Петр Панкратьевич перешел на гражданскую службу с рангом статского советника, в 1760 г. получил чин тайного советника.

А.П.Сумароков вначале получил домашнее образование под руководством отца и иностранных гувернеров, среди которых называется имя И.А.Зейкана, обучавшего в то же время будущего императора Петра II. 30 мая 1732 г. Сумароков был принят в только что учрежденный Сухопутный шляхетный кадетский корпус – первое светское учебное заведение повышенного типа, готовившее своих питомцев к военной и штатской службе. Кадетов обучали хорошим манерам, танцам и фехтованию, они участвовали в придворных празднествах, подносили императрице поздравительные оды своего сочинения. В 1740 г. Сумароков также написал две поздравительные оды. В апреле 1740 г. Сумароков был выпущен из шляхетного корпуса и назначен на должность адъютанта к вице-канцлеру графу М.Г.Головину, а затем графа А.Г.Разумовского – фаворита новой императрицы Елизаветы Петровны. Это открыло ему дорогу во дворец. В 1756 году Сумароков был назначен директором только что открывшегося постоянного Российского театра. Он был режиссером и преподавателем актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, составлял даже афиши и газетные объявления. В 1761 году он вынужден был уйти в отставку и с тех пор больше не служил, всецело отдав себя литературной деятельности. В 1769 году он переехал в Москву. Личная жизнь Сумарокова сложилась неудачно. Последние годы жизни Сумароков провел в нищете, дом и все его имущество были проданы в погашение долгов. Умер 1(12) октября 1777 года, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Литературно-общественная деятельность Сумарокова – одна из замечательных страниц в развитии идеологии передового русского дворянства XVIII века. Он был сторонником монархического правления в России, но резко отрицательно относился к деспотическому самовластию. Идеальным правителем для Сумарокова оставался просвещенный монарх-преобразователь Петр I, боровшийся с застоем в культурной и общественной жизни, с суеверием, предрассудками и невежеством. Свое отношение к Петру I он определенно высказал в «Слове похвальном о государе императоре Петре Великом», помещенном в журнале «Трудолюбивая пчела», который издавал сам Сумароков в 1759г. Отстаивая в первую очередь интересы своего класса, Сумароков выступал за сохранение крепостного права. Убежденность Сумарокова в естественном равенстве людей не исключала у него защиты социального неравенства как одной из основ «общего благоденствия». Но в то же время он вел упорную борьбу с злоупотреблением крепостным правом, с помещиками – «извергами природы», сдирающими «со крестьян своих кожу», с помещиками, которые, превращая крепостных в «невинных каторжников», становятся «стократно вреднее разбойника отечеству». Подлинным гневом и искренней горечью проникнута статья Сумарокова «О домостроительстве». Не сомневаясь в справедливости привилегированного положения в России «сынов отечества» (т.е. дворян), Сумароков требовал от них оправдать эти привилегии ревностным служением «обществу». Будучи по своим философско-эстетическим взгляда в основном рационалистом, Сумарокову был не чужд и сенсуализм (сенсуализм – от латинского восприятие, чувство – направление в теории познания, согласно которому чувственность – основа и главная форма достоверного познания).

А.П. Сумароков – глава русского дворянского классицизма. Он вошел в историю русской литературы не только как писатель и критик, но и как один из основных теоретиков русского классицизма. Ему принадлежат наиболее полно и доступно сфоромулированные программные произведения утвердившегося литературного направления – эпистоли «О русском языке» и «О стихотворстве».

Теоретическая база русского классицизма оформлялась на основе общеевропейских эстетических принципов, национальной традиции и достижений французского классицизма в интересах именно отечественной литературы.

Сумароков в своих эпистолях полностью согласен с требованием Ломоносова поставить стиль в зависимость от содержания, язык от темы. Он решает также и вопрос об употреблении церковно-славянских слов в русском языке. Что касается вопроса теории оды, Сумароков полностью поддержал Ломоносова-одописца.

В эпистоле «О стихотворстве» в отличие от Ломоносова, утверждавшего ценность только «высокой» литературы, он выступил сторонником равноправия всех жанров, предусмотренных пэтикой классицизма.

 

Все хвально: драма ли, эклога или ода –

Слагай, к чему тебя влечет природа...

 

Эту программу и осуществлял Сумароков в своем творчестве.

 

ТВОРЧЕСТВО А.П.СУМАРОКОВА

ЛИРИКА

Широкую популярность Сумарокову принесла его любовная лирика. И здесь поэт в ряде случаев выступал подлинным новатором. Любовная лирика, появившаяся еще в петровскую эпоху, стала уже модной частью нового быта, особенно в среде светского общества. И Сумароков ответил на эту потребность удачнее своих предшественников – безымянных «поэтов» первых десятилетий XVIII века и Кантемира с Тредиаковским. Любовная лирика Сумарокова создавалась им чаще всего в жанрах песни, эклоги, идиллии и элегии. Здесь еще много условного и несовершенного. Условен «пейзаж» вводной части эклог, условно-схематичны сами «пастухи и пастушки», поверяющие тайну своей любви. Но не фривольные зарисовки были конечной целью поэта. Этой целью была попытка воссоздания «златого века дней», той «пасторальной утопии», которая должна была увести и поэта и его читателя из мира прозы, мира страшных и безобразных сцен действительности, «из душного, чумного» города («Эмиллия»). Более успешными были выступления Сумарокова в жанре песен, где ему нередко удавалось выйти за рамки образно-языковой системы, определенной классицистической регламентацией. В его произведениях выражалась целая гамма человеческих переживаний – неразделенной и торжествующей любви, тоски, разлуки, ревности. При этом Сумароков в равной степени мог выступить как от лица мужчины, так и женщины («Тщетно я скрываю», «Не грусти, мой свет. Мне грустно и самой»). Достаточно тонко для своего времени передает Сумароков психологию полюбившей девушки и стыдливо старающейся скрыть свое чувство от «хищника» ее «вольности» («Тщетно я скрываю»). Сумароков смог подметить также неосознанное еще полностью ощущение зарождающейся любви. Подлинная поэзия и истинная грусть звучат в признании женщины, выданной замуж за старого ревнивого мужа и разлученной со своим возлюбленным («Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой»). Противник ханжеской морали и «светского» лицемерия, Сумароков с неподдельным сочувствием выразил трагедию женщины, вынужденной «к сокрытию стыда девичества» и лишить жизни еще неродившегося внебрачного «младенчика» (сонет «О существа состав, без образа смешенный»). В некоторых произведениях отражены раздумья о кратковременности человеческой жизни и тленности земного существования («На суету человека», «Ода на суету мира»), страх перед смертью («Плачу и рыдаю», «Часы»). Порой возникает образ человека одинокого и гонимого, нигде не находящего покоя и тщетно взывающего к заступничеству всевышнего («Противу злодеев», «На морских берегах я сижу», «На отчаяние»).

Подобные мотивы в лирике Сумарокова не случайны. Его энергичная борьба с общественными пороками не давала желанного результата, а усиление самодержавного деспотизма и обострение классовой борьбы заставляли поэта усомниться в возможности сословной гармонии в дворянском государстве. Он начинает искать некое «среднее» решение обострившихся непримиримых противоречий. Миру зла и насилия противопоставляется красота «добродетели» и не столько в гражданско-государственном ее значении, сколько в смысле требования внутреннего, морального самосовершенствования человека, умеренности его желаний, сдерживания своих страстей в соединении с разумным пользованием естественными радостями жизни. В этом отношении наиболее характерной является «Ода о добродетели».

 

БАСНИ И САТИРЫ СУМАРОКОВА

Сатирико-обличительная направленность творчества Сумарокова в целом наиболее ярко проявилась в собственно стаирических жанрах: в стихотворных сатирах, сатирических хорах, баснях, эпиграммах, пародиях.

Наибольшей популярностью пользовались его басни, которые он писал в течение всей своей творческой жизни (400 басен) и выступил подлинным новатором. Он придал басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков. Социальной заостренностью отличаются басни «Безногий солдат», «Терпение». В первой басне утверждает, что только трудовому люду свойственны сочувствие и сострадание к обездоленным. Солдат, которому в войне «отшибли ноги», покидает монастырь, где с ним строго обходились, и отправляется просить милостыню, и только работник, который целый день копал землю, «что выработал он, все отдал то ему».

Басня «Терпение» направлена против жестоких и жадных помещиков, моривших голодом своих крепостных. Сумароков отмечает, что любому «терпению» есть предел.

Несколько басен были откликом на политические события. В басне «Война Орлов» описано соперничество братьев Орловых в борьбе за место екатериниского фаворита. Концовка басни «Мид» направлена против Екатерины. Осмеивал Сумароков и литературных противников: Тредиаковского («Жуки и пчелы», «Сова и Рифмач»), Ломоносова («Обезьяна-стиховторец», «Осел во львиной коже»), М.Чулкова («Парисов суд»).

Немало басен посвящено осмеянию взяточничества приказных, жульничества откупщиков, мотовства и низкопоклонства дворян. В некоторых баснях Сумарокову удалось зарисовать живописные, колоритные картинки из народной, деревенской жизни («Две прохожие», «Деревенские бабы»).

Наибольшим достижением сатирического творчества Сумарокова следует признать его «Хор ко превратному свету». Почти все социальные язвы современной ему русской действительности подверглись обличению в этом хоре. Синица, прилетевшая «из-за полночного моря, из-за холодна океана», рассказывает, какие существуют порядки в заморской стране. И все, что об этом узнает читатель, оказывается полнейшим контрастом положению дел в Российском государстве. Здесь обличается злоупотребление крепостным правом в России. Люди «за морем» преисполнены чувством гражданского долга, глубокого уважения к родному языку и национальным обычаям, чиновники там честные, откупы «за морем» не в моде, наука там – лучшее достоинство, учатся там и «девки», плохих стихов поэты не пишут, жители отличаются высокими моральными качествами в быту, пьяные по улицам не ходят. «Хор» был адресован не только дворянскому, но и широкому демократическому зрителю-слушателю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...