Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сатирические журналы Н. И. Новикова




 

Из всех периодов просвещенного абсолютизма, которые свойственны русскому самодержавию XVIII века, время Екатерины II было наиболее ярким и характерным. Толчок, сообщенный русской жизни реформами Петра I, начал давать в эту пору особенно ощутимые результаты. Русское государство, созданное Петром, в последней трети XVIII века выдвигается в ряд наиболее сильных мировых держав. Увеличивается международный авторитет России. Этому способствуют также блестящие победы русского оружия под предводительством П.Румянцева, А.Суворова. На юге русское государство расширяется. Крайне усиливается в то же время крепостной гнет. Правительство Екатерины указами 1765-1767 гг. дало право помещикам ссылать крестьян на каторгу без суда и следствия. Все это приводило к крестьянским восстаниям – восстание Е.И.Пугачева 1773-1775 годах. Екатерина II постоянно подчеркивает, что она является прямой наследницей и продолжательницей дела Петра. Но она, в отличие от Петра, тормозила, на ее взгляд слишком стремительный, не отвечавший ее политическим видам, ход общественного развития. При Екатерине II принимаются ряд мер по расширению образования, организуются закрытые учебные заведения, развертывается целая сеть начальных и средних школ. Но все это не удовлетворяет потребности в знаниях со стороны широких слоев населения. И одаренность народа пробивалась без всяких школ. Именно с этого времени появляется целая плеяда самоучек.

Осуществляются при Екатерине II и ряд научных мероприятий. В 1765 г. организуется первая научно-общественная организация – «Вольное экономическое общество», изучающее вопросы земледелия и хозяйственной жизни России; с 1766 г. выходят «Труды» общества. На высоком уровне поддерживается деятельность Академии. В 1768 г. организуется «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык». В 1771 г. при Московском университете организуется «Вольное российское собрание для исправления и обогащения российского языка». В 1783 году по проекту княгини Дашковой (директора Академии наук) организуется особая Российская Академия для специальной разработки вопросов русского языка и русской художественной литературы. Академия ставит следющие задачи: издание грамматики, словаря, риторики и правил стихосложения. При участии Екатерины начинает выходить журнал «Собеседник любителей российского слова». Поощряется книгопечатание. Издается приказ о «вольных типографиях» (все желающие могут заводить типографии). Растет количество переводной литературы. Большую просветительскую и издательскую деятельность ведет Н.И.Новиков. Растет периодическая печать, с 1762 г. число их доходит до ста. К концу века появляется новый тип периодической печати – литературно-художественный альманах. В последнее десятилетие века делается попытка насильственно вогнать общество в произвольные рамки, парализовать дальнейшее общественное движение и развитие. В связи с ссылкой Радищева в Сибирь было разогнано «Общество друзей словесных наук», в котором он принимал известное участие. На следующий год была разгромлена «Типографическая компания», а в 1792 г. заключен в крепость и Новиков. В 1793 г. был посажен в крепость вольнодумный литератор Ф.В.Кречетов, сгруппировавший вокруг себя кружок единомышленников – «Общество благодействия». Была опечатана тамбовская типография Рахманинова. В 1796 году, перед смертью, Екатерина упразднила все «вольные типографии». Одновременно была усилена цензура, принявшая особенно угрожающий характер при Павле.

В последнюю треть века бурно развертывается русская общественная мысль. Наиболее ярким и значительным выражением всей европейской умственной жизни XVIII века, который вошел в историю под почетным именем века Разума, эпохи Просвещения, явилась так называемая просветительная философия.

Екатерина II вступив на престол заявляет себя горячей сторонницей просветительских идей. В основу составленного ею «Наказа» депутатам она демонстративно кладет знаменитый трактат Монтескье «Дух законов», подчеркивая, что он является ее «молитвенником». «Наказ» был запрещен во Франции. Екатерина предлагает перевести в Россию издание «Энциклопедии», также запрещенной во Франции. Приглашает д`Аламбера в воспитатели к наследнику престола Павлу Петровичу, приобретает у Дидро, находящегося в тяжелых материальных обстоятельствах, его библиотеку. Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов предлагает Руссо, гонимого на родине, переехать в Россию и жить в его имении.

Помимо официального вольтерианства в русском обществе несомненно существовало другое, неизмеримо более серьезное и глубокое просветительное движение, хотя и не так бросавшееся в глаза. Просветительные идеи нашли самую благодарную почву в кругах передовой разночинной интеллигенции. Именно здесь вырабатывались элементы радикально-демократического миросозерцания, складывалась и вызревала особая национальная форма европейской просветительной философии – русское просветительство XVIII века, специфика которого определялась основной задачей, стоявшей перед русской внутриполитической действительностью того времени – борьбой с крепостничеством. Вершиной русского просветительства явился Радищев.

Широкое распространение получила и идеология масонства. «Орден франкмасонов» – «свободных каменщиков» – возник в Англии в 1717 г. Своими задачами он ставил нравственное совершенствование членов, филантропическую деятельность и осуществление всемирного братского союза людей. Вступление в орден было обставлено всякого рода таинственными символическими обрядами. Члены клятвенно обязывались хранить в тайне всё, что они увидят и услышат в Ордене. В России масонская ложа возникает в 1771 г. При Екатерине деятельность русского масонства усиливается. В 80-ые годы в русском, как и в западном, масонстве возникает резкое противодействие просветительным идеям и культу разума вообще, чрезвычайно усиливаются мистические настроения, распространяется увлечение так называемыми «тайными науками» – алхимией, магией.

С помощью масонских организаций Н.И.Новиков развернул свою совершенно исключительную, небывалую дотоле книгоиздательскую и общественную деятельность, составившую одну из замечательнейших страниц в истории русского просвещения.

В русле масонской идеологии сложились особые стихотворные жанры масонского гимна, философической оды, оды морально-нравоучительной. Несомненную роль сыграло масонство с его антирационалистическими тенденциями, углублением в мир человеческой личности, мистической настроенностью, таинственной романтикой обрядов и символов, в формировании русского сентиментализма.

Исключительного расцвета достигает в последнюю треть века русское искусство. Полностью осуществляется патриотическое стремление Петра I иметь «добрых мастеров» – художников и «из нашего народа». Появляется целая плеяда собственных дарований: в области архитектуры – Баженов и Казаков; в области живописи – Рокотов, Левицкий, Боровиковский; в области скульптуры – Шубин, Козловский, Мартос. В Академии художеств увеличивается число русских профессоров и академиков. Появляется ряд выдающихся русских музыкантов и композиторов: Фомин, Хандошкин, Бортнянский. Ведущее место занимает архитектура. В основном сохраняя характер торжественности, архитектура последней трети века отличается большей строгостью, простотой, массивностью. Проявляется также стремление к народности, к возрождению традиций национальной древности.

В живописи на первом месте стоит искусство портрета, при этом сказывается внимание к человеку и человеческой личности. Отсюда стремление к простоте, человечности портретных изображений. Вообще в живопись все больше проникает реальная жизнь, раздвигая границы изображаемого, расширяя живописные жанры.

Проникновение в искусство традиций народного творчества с особенной силой сказывается в музыке. Интерес к народному творчеству проявляется в многочисленных записях народных песен.

Стремительный рост национального сознания, усложнение общественной жизни, развитие общественной мысли вызвали небывалый дотоле расцвет (и в количественном и в качественном отношении) русской художественной литературы. Среди писателей находим представителей самых разнообразных социальных кругов и самого различного положения – от императрицы до крепостного крестьянина. «Философ на троне», как называли Екатерину II на Западе, она была и литератором на троне. Все произведения Екатерины выходили без имени автора, однако, литературная деятельность императрицы не являлась секретом для современников, и это несомненно способствовало повышению уважения к литературе, к писательству в сознании общества. Условия, в которые поставлен литературный труд, продолжают оставаться по-прежнему мало благоприятными. Процветает мещанство. Подавляющее большинство даже крупнейших писателей, как Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, по-прежнему занимаются литературой в качестве второй профессии, в часы досуга. Попытки ряда писателей сделать литературу основной профессией кончаются, как правило, неудачей. Чрезвычайно обогащается, усложняется и дифференцируется и сама литература. Расцвета достигает сатира, стремительно возрастает драматургия. Продолжает развиваться классицизм, но он все более утрачивает своё монопольное значение, все более и более сдает господствующие позиции новому большому литературному направлению, выдвигающемуся в конце века на первое место в литературе – русскому сентиментализму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...