Сатирические журналы Н. И. Новикова
Осуществляются при Екатерине II и ряд научных мероприятий. В 1765 г. организуется первая научно-общественная организация – «Вольное экономическое общество», изучающее вопросы земледелия и хозяйственной жизни России; с 1766 г. выходят «Труды» общества. На высоком уровне поддерживается деятельность Академии. В 1768 г. организуется «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык». В 1771 г. при Московском университете организуется «Вольное российское собрание для исправления и обогащения российского языка». В 1783 году по проекту княгини Дашковой (директора Академии наук) организуется особая Российская Академия для специальной разработки вопросов русского языка и русской художественной литературы. Академия ставит следющие задачи: издание грамматики, словаря, риторики и правил стихосложения. При участии Екатерины начинает выходить журнал «Собеседник любителей российского слова». Поощряется книгопечатание. Издается приказ о «вольных типографиях» (все желающие могут заводить типографии). Растет количество переводной литературы. Большую просветительскую и издательскую деятельность ведет Н.И.Новиков. Растет периодическая печать, с 1762 г. число их доходит до ста. К концу века появляется новый тип периодической печати – литературно-художественный альманах. В последнее десятилетие века делается попытка насильственно вогнать общество в произвольные рамки, парализовать дальнейшее общественное движение и развитие. В связи с ссылкой Радищева в Сибирь было разогнано «Общество друзей словесных наук», в котором он принимал известное участие. На следующий год была разгромлена «Типографическая компания», а в 1792 г. заключен в крепость и Новиков. В 1793 г. был посажен в крепость вольнодумный литератор Ф.В.Кречетов, сгруппировавший вокруг себя кружок единомышленников – «Общество благодействия». Была опечатана тамбовская типография Рахманинова. В 1796 году, перед смертью, Екатерина упразднила все «вольные типографии». Одновременно была усилена цензура, принявшая особенно угрожающий характер при Павле.
В последнюю треть века бурно развертывается русская общественная мысль. Наиболее ярким и значительным выражением всей европейской умственной жизни XVIII века, который вошел в историю под почетным именем века Разума, эпохи Просвещения, явилась так называемая просветительная философия.
Екатерина II вступив на престол заявляет себя горячей сторонницей просветительских идей. В основу составленного ею «Наказа» депутатам она демонстративно кладет знаменитый трактат Монтескье «Дух законов», подчеркивая, что он является ее «молитвенником». «Наказ» был запрещен во Франции. Екатерина предлагает перевести в Россию издание «Энциклопедии», также запрещенной во Франции. Приглашает д`Аламбера в воспитатели к наследнику престола Павлу Петровичу, приобретает у Дидро, находящегося в тяжелых материальных обстоятельствах, его библиотеку. Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов предлагает Руссо, гонимого на родине, переехать в Россию и жить в его имении. Помимо официального вольтерианства в русском обществе несомненно существовало другое, неизмеримо более серьезное и глубокое просветительное движение, хотя и не так бросавшееся в глаза. Просветительные идеи нашли самую благодарную почву в кругах передовой разночинной интеллигенции. Именно здесь вырабатывались элементы радикально-демократического миросозерцания, складывалась и вызревала особая национальная форма европейской просветительной философии – русское просветительство XVIII века, специфика которого определялась основной задачей, стоявшей перед русской внутриполитической действительностью того времени – борьбой с крепостничеством. Вершиной русского просветительства явился Радищев. Широкое распространение получила и идеология масонства. «Орден франкмасонов» – «свободных каменщиков» – возник в Англии в 1717 г. Своими задачами он ставил нравственное совершенствование членов, филантропическую деятельность и осуществление всемирного братского союза людей. Вступление в орден было обставлено всякого рода таинственными символическими обрядами. Члены клятвенно обязывались хранить в тайне всё, что они увидят и услышат в Ордене. В России масонская ложа возникает в 1771 г. При Екатерине деятельность русского масонства усиливается. В 80-ые годы в русском, как и в западном, масонстве возникает резкое противодействие просветительным идеям и культу разума вообще, чрезвычайно усиливаются мистические настроения, распространяется увлечение так называемыми «тайными науками» – алхимией, магией.
С помощью масонских организаций Н.И.Новиков развернул свою совершенно исключительную, небывалую дотоле книгоиздательскую и общественную деятельность, составившую одну из замечательнейших страниц в истории русского просвещения. В русле масонской идеологии сложились особые стихотворные жанры масонского гимна, философической оды, оды морально-нравоучительной. Несомненную роль сыграло масонство с его антирационалистическими тенденциями, углублением в мир человеческой личности, мистической настроенностью, таинственной романтикой обрядов и символов, в формировании русского сентиментализма. Исключительного расцвета достигает в последнюю треть века русское искусство. Полностью осуществляется патриотическое стремление Петра I иметь «добрых мастеров» – художников и «из нашего народа». Появляется целая плеяда собственных дарований: в области архитектуры – Баженов и Казаков; в области живописи – Рокотов, Левицкий, Боровиковский; в области скульптуры – Шубин, Козловский, Мартос. В Академии художеств увеличивается число русских профессоров и академиков. Появляется ряд выдающихся русских музыкантов и композиторов: Фомин, Хандошкин, Бортнянский. Ведущее место занимает архитектура. В основном сохраняя характер торжественности, архитектура последней трети века отличается большей строгостью, простотой, массивностью. Проявляется также стремление к народности, к возрождению традиций национальной древности. В живописи на первом месте стоит искусство портрета, при этом сказывается внимание к человеку и человеческой личности. Отсюда стремление к простоте, человечности портретных изображений. Вообще в живопись все больше проникает реальная жизнь, раздвигая границы изображаемого, расширяя живописные жанры.
Проникновение в искусство традиций народного творчества с особенной силой сказывается в музыке. Интерес к народному творчеству проявляется в многочисленных записях народных песен. Стремительный рост национального сознания, усложнение общественной жизни, развитие общественной мысли вызвали небывалый дотоле расцвет (и в количественном и в качественном отношении) русской художественной литературы. Среди писателей находим представителей самых разнообразных социальных кругов и самого различного положения – от императрицы до крепостного крестьянина. «Философ на троне», как называли Екатерину II на Западе, она была и литератором на троне. Все произведения Екатерины выходили без имени автора, однако, литературная деятельность императрицы не являлась секретом для современников, и это несомненно способствовало повышению уважения к литературе, к писательству в сознании общества. Условия, в которые поставлен литературный труд, продолжают оставаться по-прежнему мало благоприятными. Процветает мещанство. Подавляющее большинство даже крупнейших писателей, как Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, по-прежнему занимаются литературой в качестве второй профессии, в часы досуга. Попытки ряда писателей сделать литературу основной профессией кончаются, как правило, неудачей. Чрезвычайно обогащается, усложняется и дифференцируется и сама литература. Расцвета достигает сатира, стремительно возрастает драматургия. Продолжает развиваться классицизм, но он все более утрачивает своё монопольное значение, все более и более сдает господствующие позиции новому большому литературному направлению, выдвигающемуся в конце века на первое место в литературе – русскому сентиментализму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|