Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II . Анализ деятельности вузовских библиотек города Белгорода




Всего в России существует более 1000 учебных заведений. Из них 81 высшее учебное заведение - университеты, академии, институты культуры и искусства, по видам искусств, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (13), Роскультуры (57), Рособразования (8), Российской академии художеств (2), Правительства Российской Федерации (1). К этому необходимо добавить, что образование программы разных уровней, направлений и специальностей укрупненного направления «Культура и искусство» реализуется в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.

В рейтинге университетов России среди первых такие как: Московский государственный университет им. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, Российский университет дружбы народов (г. Москва), Томский государственный университет и др. [66].

В городе Белгороде существует 6 государственных высших учебных заведений: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгородский государственный университет, Белгородский университета потребительской кооперации, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Белгородский государственный институт культуры и искусств и Белгородский юридический институт МВД РФ [9].

В настоящее время более 1000 библиотек государственных и негосударственных высших учебных заведений включены в учебно-воспитательный процесс и научные исследования высшей школы. Ежегодно они обслуживают более 7 млн. читателей, в том числе около 4-х млн. студентов и аспирантов.

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, появление компьютерной и телекоммуникационной техники оказали огромное влияние на развитие высшего образования в России [13].

На пороге третьего тысячелетия глобальное расширение сферы информационной деятельности приводит к соответствующим изменениям в высших учебных заведениях, ставит проблему готовности выпускника высшей школы к дальнейшей практической работе. Поэтому одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры является информатизация системы высшей школы, которая зависит от наличия необходимых компьютерных средств и внедрения новых информационных технологий.

Ускорение данного процесса, наблюдаемое в последние годы, а также необходимость использования огромного объема информации неразрывно связано с потребностью в качественно новом уровне библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса и научных исследований, в разработке новых механизмов деятельности библиотек в целом.

Сложность достижения отечественными библиотеками поставленной задачи связана со сменой в России общественного строя и продолжительным экономическим кризисом. Для вузовских библиотек дополнительные трудности создает возникновение новых требований к библиотечно-информационному обслуживанию, обусловленных структурно-содержательной реформой всей системы высшего образования и, в частности, учебно-воспитательного процесса.

Все более очевидно противоречие между объективной потребностью в формировании новой системы библиотечно-информационного обеспечения высшей школы и неготовностью библиотек к этой работе.

В связи с этим выделим ряд проблем, которые лежат в основе противоречия между требованиями учебно-воспитательного процесса к библиотечно-информационному обслуживанию и возможностями библиотек по их удовлетворению:

Недостаточные финансово-экономические возможности.

Проблемы комплектования, обновления и сохранности библиотечных фондов.

Проблемы комплексной автоматизации библиотечно-информационных процессов.

Трудности технического переоснащения библиотек, их разобщенность в решении проблем компьютеризации.

Недостаточный уровень подготовки библиотечного персонала [48].

Разрешение сложившейся ситуации является одним из важнейших условий информатизации высшего образования. Профессор П. Г. Буга, занимающийся изучением состояния и проблем библиотечно-информационного обслуживания высшей школы, отмечает: «Наше четкое убеждение в том, что именно библиотека является главной кафедрой вуза должно быть подкреплено изменением отношения руководства вуза, всего коллектива к библиотечным проблемам» [14, с. 147-156].

Большинство библиотек высших учебных заведений все еще плохо оснащено вычислительной техникой. Это вызывает необходимость скорейшего оснащения библиотек современной компьютерной техникой и организации системы повышения квалификации библиотечных работников. Причем такая система должна быть не только постоянно действующей, но и многоступенчатой, поскольку персонал библиотек должен пройти путь от традиционных библиотекарей до информационных консультантов, способных правильно ориентировать своих читателей в многообразии информационных ресурсов, доступных по сети Интернет, а также обеспечивать им получение запрошенной информации с требуемой полнотой и точностью. Первостепенное значение при этом приобретает наполненность сети российскими информационными ресурсами.

Важно подчеркнуть, что обеспечить современные потребности библиотеки вузов смогут только при условии комплексной автоматизации технологических процессов своей деятельности: ведения электронных каталогов, обработки новых поступлений, регистрации читательских запросов и др.

Наиболее важным для библиотек, работающих в Интернете, является доступ к онлайновым каталогам, базам данных и полным электронным текстам изданий различного профиля. Это обусловливает необходимость создания каталога ресурсов Интернет, без которого эффективное взаимодействие с телекоммуникационной информационной средой затруднительно. Отсутствие единого стандарта на представление текстов и баз данных на русском языке в Интернет является еще одной проблемой, решение которой связано с перенастройкой программного обеспечения пользователей при подключении к тому или иному информационному ресурсу. Например, для облегчения доступа пользователей из библиотек различного типа, в том числе вузовских, к информационным ресурсам Интернет в рамках проекта LIBWEB в ГПНТБ создана и предоставляется пользователям бесплатно система "Виртуальная библиотека" [23]. Она позволяет получить доступ к более чем 2 тыс. электронным каталогам библиотек всего мира, более чем 750 видам газет и др.

Технические и организационные трудности в создании единой телекоммуникационной сети высшей школы России связаны с тем, что полноценная вузовская сеть требует включения в нее всего парка разнородных ЭВМ и локальных сетей, которые часто являются несовместимыми. Следовательно, важнейшей задачей является внедрение в практику использования международных стандартов, обеспечивающих физическую, программную и эксплуатационную совместимость средств вычислительной техники (важнейшим является IP-протокол, относящийся к третьему уровню эталонной модели взаимосвязи открытых систем).

Обслуживание читателей библиотеки первоисточниками (в частности, предоставление литературы по МБА) также является одной из важнейших задач вузовских библиотек. Межбиблиотечный абонемент и обеспечение копиями документов являются быстро развивающимся сектором информационной индустрии. Для доставки документов в настоящее время используются различные способы: почтовые службы или службы связи; факсимильную связь; телекоммуникационные каналы связи, или электронную почту.

Вузовские библиотеки все чаще в настоящее время направляют свои заказы на учебную литературу по электронной почте. Для этих же целей активно используется и факс, предназначенный для поставки пользователям фрагментов запрашиваемых документов, полные тексты которых в электронной форме отсутствуют. Электронная доставка документов (ЭДД) или их фрагментов рассматривается в настоящее время как одна из бурно развивающихся форм информационно-библиотечных услуг [21].

Количество баз данных, используемых в вузовских библиотеках России, увеличивается с каждым годом. Собственные базы данных, в том числе и на оптических дисках, созданы во многих крупных вузовских библиотеках России. Так, на химфаке МГУ начаты работы по формированию баз данных на CD-ROM [11].

Необходимо подчеркнуть, что потребности студентов и преподавателей вузов в получении информации в настоящее время значительно шире того, что в состоянии предоставить вузовские библиотеки. Библиотеки вузов, даже обладающие значительными собственными фондами, утрачивают роль главных информационных центров для своих читателей. Одна из основных причин - узкая функциональная ориентация деятельности библиотек на поддержку учебного процесса. В то же время, именно библиотеки вузов могли бы не только оказывать конкретные услуги, но и квалифицированно готовить своих пользователей к работе с информацией, помогать им в получении сведений из удаленных источников, находить информацию при неточных запросах, способствовать эффективной работе пользователей [63].

Из сложившейся в России ситуации следует, что информатизация образования и, в первую очередь, создание единой сети телекоммуникаций в системе высшей школы - это один из актуальнейших вопросов для нашей страны [23].

Современные библиотеки вузов не стоят в стороне от развития библиотечной системы в целом, экономического, политического и социального развития страны. Но поскольку она является важнейшей подсистемой учебного заведения, перемены в образовательной деятельности оказывают на развитие вузовских библиотек определяющее воздействие.

В последние несколько лет проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под названием Болонский процесс, в модернизации российской высшей школы привлекают все большее внимание вузовской общественности. Фактор общественного влияния, его базовые позиции не могут не оказывать воздействие на библиотеки вузов, являющиеся составной частью системы высшего образования [46].

Начало Болонского процесса - процесса создания странами Европы единого образовательного пространства - положено подписанием в 1999 году в Болонье (Италия) декларации. В этой декларации сформулированы основные цели, которые, как предполагается, должны быть достигнуты к 2010 году. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран. В 2003 году к нему присоединилась Россия [6].

Отношение к Болонскому процессу в России не однозначное. По мнению многих ученых, Россия гораздо менее интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза, поэтому ей незачем приспосабливаться к единой Европе - лучше сохранить свою роль мегасистемы. Но даже скептики отдают отчет в том, что самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией и взаимодействие неизбежно.

Определенная роль в процессе создания единого образовательного пространства принадлежит вузовским библиотекам, так как подготовка кадров высшей квалификации, отвечающих как российским, так и международным стандартам, невозможна без полноценного обеспечения образовательного процесса учебными и научными изданиями, как в традиционном, так и в электронном виде.

Предложения по реформе образования России, несомненно, коснутся библиотеки вуза, как социокультурного института, включенного в образовательное пространство. Исходя из этого, можно определить степень задействованности вузовской библиотеки в некоторых декларируемых преобразованиях и обозначить возможные проблемы [46].

Во-первых, введение новой трехступенчатой структуры обучения (бакалавр, магистр, доктор) с последующей выдачей дипломов единого образца, по мнению стран-участниц, ускорит процесс обучения студентов, упростит продвижение и обучение научных кадров, оставляя больше времени для практической деятельности [37]. Будут сокращаться аудиторные часы, у студентов появится время для самостоятельного изучения дисциплин. Встраивание аспирантуры в общую систему высшего образования приведет к введению новых курсов в аспирантские программы, что также потребует информационной поддержки от библиотек [7].

Можно предположить, что современные российские вузовские библиотеки столкнутся с проблемой обеспечения документными ресурсами как узкой и глубокой специализации (магистратуры), так и широкой подготовки специалистов, на которую нацелен бакалавриат, а также предоставления выпускникам возможности постоянного обновления знаний, умений и навыков посредством библиотечных ресурсов. При этом определенные трудности возникнут при формировании качественного библиотечного фонда на различных носителях, отборе необходимых изданий из многочисленного репертуара издаваемой учебной литературы, который и сегодня недостаточно соответствует потребностям вузов.

Надо заметить, что требование книгообеспеченности - это специфика российского высшего образования. При соблюдении условий Болонской декларации как для вузов, так и для их библиотек, сложность будет заключаться в согласовании системы стандартов процедуры оценки качества, в частности, по вопросу обеспечения образовательного процесса учебной и научной литературой, что не исключает необходимости пересмотра подходов к формированию библиотечных фондов.

Сегодня, вследствие отмеченной специфики в библиотеках государственных вузов России, реально уменьшаются фонды научной литературы и растут фонды литературы учебной. Другими словами, статус научной библиотеки вуза может поменяться на статус учебной библиотеки. По статистическим данным Центральной библиотечно-информационной комиссии соотношение учебных и научных фондов России в 1999 году составляло 50% на 50%, а в 2005 году научная литература в фондах вузовских библиотек насчитывала уже 40%, т.е. вузы вышли на уровень требований приказа о книгообеспеченности, предписывающего иметь в фонде 60% учебной литературы. И до настоящего времени вузы продолжают приобретать учебную литературу в большем объеме, чем научную [46].

Таким образом, перед вузовскими библиотеками будет стоять проблема содержания библиотечного фонда, который способствовал бы сохранению и развитию научно-исследовательского компонента. Поскольку финансовые затраты на подобные информационные ресурсы значительны, от вузов потребуется скоординированность действий в комплектовании библиотек документными информационными ресурсами, особенно для приобретения электронных полнотекстовых ресурсов. Это приведет к переосмыслению сложившихся представлений об организации библиотечного дела в вузе [37].

Во вторых, одним из направлений самостоятельной работы студентов является их информационная подготовка в библиотеке вуза. Как правило, уровень владения навыками поиска необходимых информационных источников у российских студентов невысок. Неумение работать с информационными потоками, электронными каталогами, информационными библиотечными ресурсами, скорее всего не позволит студентам комфортно чувствовать себя в современном информационном пространстве. Это обстоятельство негативно скажется как на самостоятельной работе студентов, так и на результатах их академической мобильности. Следовательно, большая работа, которую и сейчас ведут вузовские библиотеки по формированию информационно-библиографической грамотности, будет востребована и активизирована [46].

В третьих, предоставление возможности получения образования в любом европейском государстве и его последующего признания на родине предполагает создание условий для изучения иностранных языков в вузе, в том числе и в библиотеке (организация специализированных библиотечных фондов, лингафонных кабинетов), онлайновый доступ к электронным ресурсам зарубежных библиотек. Знание иностранных языков откроет доступ к аутентичным, а не переводным зарубежным публикациям. В современных условиях комплектование фондов российских вузовских библиотек иностранными источниками (как на бумажных, так и на электронных носителях), наименее успешно решаемая проблема [42].

В четвертых, повышение необходимого качества высшего образования предполагает сравнимый и достаточно высокий уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием. Предполагается разработка целостного механизма управления качеством, создание условий, благоприятных для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а студент хорошо учился [37]. Главная сложность для вузов и библиотек будет заключаться в согласовании системы стандартов процедуры оценки качества деятельности вузов, их аккредитации. В частности, вызывает сомнение идентичность условий для студентов (помещения библиотек, состояние техники и т.д.) поставленным задачам [46].

Изменения в современном образовательном пространстве не могли не отразиться на деятельности вузовских библиотек и города Белгорода. Чтобы проследить влияние этих изменений на деятельность вузовских библиотек Белгорода, необходимо для начала охарактеризовать каждую из них.

Первой вузовской библиотекой города Белгорода является Научная библиотека Белгородского государственного университета, основанного в 1876 году. НБ БелГУ обеспечивает информационную поддержку образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза [10]. Библиотека комплектует литературу по следующим специальностям: математика, биология, химия, география, история, филология, физическая культура и спорт, педагогика, психология, изобразительной искусство, теология, юриспруденция, журналистика, лечебное дело, финансы и кредиты, бухгалтерский учет и аудит, мировая экономика и т. д. [66].

В год выписывается около 1000 наименований периодических изданий. К услугам пользователей - 11 читальных залов, 8 абонементов, 2 зала электронной информации.

Ведется интенсивная работа по созданию электронной библиотеки и обеспечению доступа к удаленным информационным ресурсам. В распоряжении пользователей электронные ресурсы библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки, Университетской информационной системы «Россия», Научной электронной библиотеки и др.

В службу межбиблиотечный абонемент (МБА) внедрена электронная доставка документов, осуществляется переход на автоматизированную книговыдачу.

В рамках гуманитарно-просветительской деятельности проводятся мероприятия, содействующие духовно-эстетическому образованию студентов.

Создана внутривузовская Корпоративная библиотечная система, включающая, кроме НБ БелГУ, библиотеки Старооскольского и Алексеевского филиалов университета, Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

НБ - член Российской Библиотечной Ассоциации, Некоммерческого Партнерства АРБИКОН, приграничного российско-украинского университетского консорциума [54].

Второй по созданию считается Научно-техническая библиотека Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. Годом основания библиотеки является 1957. В настоящее время НТБ - современный центр информационного обеспечения учебно-воспитательного и научных процессов, духовного и интеллектуального общения, с богатым книжным фондом, развитыми информационно-библиографической и справочной службами.

Библиотека комплектует литературу по промышленному, гражданскому, дорожному строительству, архитектуре, производству строительных материалов, автоматизации технологических процессов и производств, экономике и управлению на предприятии, бухгалтерскому учету и т. д. [66]. Получает более 500 наименований отечественных и зарубежных периодических изданий.

В 1995 году библиотека получила новое специализированное здание. Была разработана оптимальная структура размещения книжного фонда с применением средств автоматизации.

В библиотеке действуют шесть читальных залов (в том числе зал электронной информации с доступом к ресурсам Интернет), четыре абонемента. Внедряются новые информационные технологии: с 1993 года ведется электронный каталог, создается фонд электронных ресурсов, осуществляется электронная доставка документов.

В автоматизированном режиме выполняются основные библиотечные процессы, осваиваются технологии штрих-кодирования фонда и электронного читательского формуляра.

С 2004 года действует виртуальный читальный зал, позволяющий работать с диссертациями из фонда Российской государственной библиотеки. Создан web-сайт, где наряду с информацией о деятельности и услугах библиотеки, размещены: электронный каталог, «Автоматизированная картотека книгообеспеченности учебных дисциплин», каталоги книгоиздательских компаний и т. д.

Идет постоянный поиск перспективных направлений информационно-библиографической деятельности. Сегодня широко используются индивидуальное информирование профессорско-преподавательского состава; выпуск библиографических указателей и справочных изданий в помощь учебного процессу; поиск информации с использованием электронных систем «Кодекс», «Консультант Плюс», «Стройконсультант» и др. Создаются полнотекстовые электронные базы данных, виртуальные тематические книжные выставки. Для студентов проводятся лекционные и практические занятия по информационной культуре.

Большое внимание библиотека уделяет просветительской и культурно-воспитательной работе: регулярно организуются презентации монографий ученых университета, встречи за «круглым столом», конференции; проводятся тематические вечера, библиотечные гостиные и т. п.

За высокие показатели в работе приказом Комитета по высшей школе библиотеке присвоена 1 группа по оплате труда. С 1987 года НТБ - методический центр для библиотек высших и средних специальных учебных заведений г. Белгорода и области.

В 1960 году была основана библиотека Белгородского государственно института культуры и искусств. В 2000 году учебное заведение получило статус государственного института культуры и искусств. Открытие новых факультетов потребовало оперативного решения задач по приобретению учебной и научной литературы [10].

Сегодня комплектование ведется по следующим направлениям: экономика, менеджмент, маркетинг культуры, культурология, социокультурная деятельность, библиотековедение, библиография, музееведение, изобразительное искусство, массовые представления и театр, хореографическое искусство, звукорежиссура, музыкальное искусство и т. д. [66]. Осуществляется подписка на более 300 наименований отечественных периодических изданий.

Библиотека активно сотрудничает с кафедрами в работе по комплектованию фонда, организации научно-практических конференций. В справочно-библиографическом обслуживании внедряются компьютерные технологии. Создается библиотека электронных документов. Ведется электронный каталог. Пользователям предоставляется доступ к ресурсам Интернет.

Одна их основных задач библиотеки - формирование информационной культуры студентов. Главные воспитательные цели - прививать уважительное и бережное отношение к культурным традициям народа, истории родного края, способствовать правовому и экологическому просвещению.

Совместно с музеем института, деканатом дизайна библиотека организует выставки-просмотры работ белгородских художников, преподавателей и студентов вуза. Проводит презентации книг, читательские конференции, встречи с белгородскими писателями и композиторами. Создает информационные бюллетени и памятки по вопросам краеведения. Готовит для вузовской газеты и городских средств массовой информации материалы, популяризирующие краеведческие документы. На базе библиотеки создан духовно-просветительский центр.

В результате слияния книжных фондов учебной библиотеки БСХИ и отдела научно-технической информации Научно-исследовательского института ЦЧЗ в 1977 году создана Научная библиотека Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. В 1978 году ее фонд насчитывал 20 тыс. учебной и 9 тыс. научной литературы [10].

В настоящее время НБ - современный научный и культурный центр. В соответствии с профилем вуза библиотека комплектует литературу по специальностям: агрономия, экономика, бухгалтерский учет, ветеринария, технология животноводства, механизация сельского хозяйства и т. д. [66]. В фонде библиотеки также представлены общественно-политические и художественные издания, патенты. Осуществляется подписка на более 200 наименований журналов и газет.

В целях развития изобретательской деятельности, и охраны авторских прав, в академии создана патентная служба. С 1994 года сектор патентоведения является структурным подразделением библиотеки.

В 1990-е годы начата работа по автоматизации библиотечных процессов и формированию электронных ресурсов. Ведется электронный каталог, в автоматизированном режиме осуществляется учет и обработка литературы. Функционирует локальная сеть библиотеки.

Внедрена АБИС «ИРБИС», что позволило создать базу данных «Читатели», осуществлять тематический поиск в электронный каталог, вести тематические картотеки, в том числе электронную - «Труды ученых БелГСХА».

В универсальном читальном зале оборудовано четыре рабочих места с доступом к электронным базам данных библиотеки.

С 2001 года читателям предоставляются дополнительные платные услуги. Выполняется ксерокопирование. Реализуется учебно-методическая литература, издаваемая в академии.

Библиотека принимает активное участие в культурно-воспитательной работе вуза. Проводятся массовые мероприятия, разнообразные по форме и содержанию.

Как структурное подразделение филиала Полтавского кооперативного института в 1978 году была образована Научная библиотека Белгородского университета потребительской кооперации.

В настоящее время библиотека имеет статус научной. Это современный информационный и культурный центр университета [10]. В фонде библиотеки литература по экономике, бухгалтерскому учету, маркетингу, менеджмента, юридическим дисциплинам, товароведению и др. [66]. Особую ценность представляют отделы фонда, в которых собраны издания (часто уникальные) по проблемам потребительской кооперации. Осуществляется подписка на более 300 наименований периодических изданий.

В распоряжении читателей представлено три читальных зала, абонемент. Осуществляется автоматизация основных библиотечных процессов. Ведутся электронные каталоги, электронная систематическая картотека статей, другие базы данных. При выполнении запросов читателей используются электронные справочно-поисковые системы, ресурсы Интернет.

Культурно-воспитательная работа библиотеки ведется в соответствии с планами университета и направлена на духовно-нравственное, патриотическое, правовое, эстетическое, экологическое развитие студентов, на формировании их культурных и нравственных ценностей. С этой целью организуются встречи с известными белгородцами, читательские вечера, библиографические обзоры, беседы и т. д.

При библиотеке действуют клубы по интересам: «Пока горит свеча» (литературный), «Истоки» (экологический), «Клуб молодого избирателя» (правовой).

Библиотека принимает активное участие в общеуниверситетских мероприятиях, взаимодействует с подразделениями и общественными объединениями вуза. НБ является методическим центром для библиотек филиалов университета. Для них проводят практические семинары, курсы повышения квалификации, даются письменные и устные консультации [72].

Одновременно со школой милиции в 1985 году была основана Общая библиотека Белгородского юридического института МВД Российской Федерации. В 1997 году учебное заведение получило статус юридического института [10].

В соответствии с профилем вуза комплектование литературы ведется по государственно-правовым дисциплинам, гражданскому и уголовному праву, оперативно-розыскной деятельности, криминалистике и т. д. [66]. Осуществляется подписка на более 150 наименований периодических изданий.

В 2004 году библиотека получила новое помещение площадью более 1000 кв. м. Сегодня к услугам читателей - абонемент учебной литературы, читальный зал и информационно-образовательный центр.

На базе АБИС «MARK-SQL 1.9» в автоматизированном режиме осуществляются основные технологические процессы, связанные с комплектованием, обработкой изданий и информационным обслуживанием читателей.

Информационно-образовательный центр располагает 30 персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть. С каждого рабочего места имеется доступ к электронным каталогам, базе данных ОНТИ МВД России, внутривузовским электронным ресурсам (учебным и методическим пособиям, материалам научно-практических конференций и др.), СПС «Консультант Плюс», «Консультант Регион». Выделены рабочие места для выхода в Интернет.

Центр также предоставляет услуги по ксерокопированию, распечатке, сканированию; производится запись на оптические и магнитные носители информации. Библиотека осуществляет ввод в электронные каталоги новых поступлений и ретнографии. Создает собственную полнотекстовую базу данных электронных образовательных ресурсов, включающую научные труды сотрудников института и учебную литературу.

Внедряются технологии штрих-кодирования фонда. Планируется введение единого читательского билета и переход на электронную выдачу литературы.

Создается автоматизированная картотека «Книгообеспеченность учебных дисциплин». Информация о новинках литературы ежеквартально по электронной почте отправляется на кафедры и в подразделения института [10].

В рамках дипломной работы было проведено социологическое исследование (анкетирование) с целью изучения проблем библиотек высших учебных заведений. В нашем исследовании анкетированием было охвачено свыше 40 человек, в составе которых находились сотрудники библиотек трех вузов: Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, Белгородского государственного университета и Белгородского государственного института культуры и искусств.

На основе проведенного нами анкетирования (см. прил. 1) и анализа статистических данных вузовских библиотек г. Белгорода [9] выявлены следующие нижеизложенные сведенья.

Основой деятельности вузовских библиотек является справочно-информационный фонд, который должен соответствовать запросам как по качественному, так и по количественному составу. Характер и количество приобретаемых изданий определяются приказом Министерства образования РФ от 11.04.2001 № 1623 “Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов”.

Формирование фонда осуществляется на основе сотрудничества с факультетами и кафедрами, по их письменным заявкам. При формировании книжных фондов учитываются критерии, связанные с их оценкой при аккредитации вузов. Из показателей представленных в таблицах (см. прил. 2, 3, 4) следует, что:

Фонды вузовских библиотек г. Белгорода комплектуются в большей степени в первую очередь учебной, а во-вторых, научной литературой.

- В меньшем количестве экземпляров приобретается художественная литература и зарубежные издания.

Кроме литературы на традиционных носителях, библиотеки активно приобретают CD-ROM-издания, электронные библиографические и полнотекстовые базы данных.

Библиотеками вузов проводится активная работа по пропаганде фондов. Здесь следует отметить дни кафедр, дни дипломников, дни специалистов, дни информации, а также книжно-иллюстративные выставки, в том числе и по заявкам кафедр.

Для организации текущего информирования во всех вузовских библиотеках используется бюллетень “Новые поступления”. Во многих библиотеках он составляется в автоматизированном режиме, размещается на сайтах, рассылается по электронной почте.

В большинстве вузовских библиотек автоматизированы процессы оформления и отправки заказов, учета поступлений, формирования отчетности по ним. Свыше 60% библиотек располагают автоматизированными системами комплектования и анализа книгообеспеченности.

Об интенсивности библиотечного обслуживания можно судить по числу зарегистрированных пользователей, показателям книговыдачи и посещений (см. прил. 5).

Библиотеки продолжают активно внедрять информационные технологии. В настоящий момент уровень автоматизации в библиотеках различен и зависит от их материальной базы и кадрового состава. Наибольшее количество компьютеров находится в научной библиотеке БелГУ - 180; научно-техническая библиотека БГТУ им. В. Г. Шухова имеет 70 компьютеров, научная библиотека БУПК - 50, общая библиотека БелЮИ - 40; научная библиотека БГСХА - 9, библиотека БГИКИ - 11.

Основным программным продуктом, используемым в вузовских библиотеках, является формат MARC, в котором работают системы “MARC SQL” и “Библиотека 5.2”.

Все библиотеки ведут электронные каталоги. Три библиотеки - БелГУ, БГТУ им. В. Г. Шухова и БГИКИ выставили свои электронные каталоги в Интернет.

Одним из важнейших направлений является информационно-библиографическая деятельность. При справочно-информационном обслуживании используются разнообразные автоматизированные базы данных, в том числе создаваемые библиотеками самостоятельно. Подавляющее большинство библиотек создают в электронном виде картотеки трудов преподавателей, периодических изданий по профилю вуза, проблемно-ориентированные базы данных.

Приведем несколько примеров: “Электронные учебники”, “Читатели библиотеки” (БелГУ); “Строительство”, “БГТУ в печати” (БГТУ); “Юриспруденция”, “Экономика и финансы” (БУПК). Суммарное количество автоматизированных баз данных на конец 2007 г. составило 51, их объем - 350 808 записей.

Широко используются электронные библиографические базы данных: реферативные журналы ВИНИТИ, ИНИОН, энциклопедические и справочные издания, справочные системы “Кодекс”, “Консультант Плюс”, “Стройконсультант”, “Жилищно-коммунальное хозяйство” и др. Развитие компьютерных технологий ставит перед вузовскими библиотеками немаловажную задачу - повышение информационной культуры пользователей.

Эффективность самостоятельной работы аспирантов и студентов зависит от их умения ориентироваться в информационном пространстве библиотеки. Сегодня наиболее остро ощущается необходимость введения в учебные планы вузов курса “Основы информационной культуры” или увеличения количества часов по этой дисциплине.

Новым инструментом информационного обслуживания стали web-сайты вузовских библиотек. Тем самым решаются задачи обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам, информирования пользователей о деятельности библиотеки. На библиотечных сайтах представлены не только общие сведения о библиотеке, структуре отделов, новости, но и, что крайне важно, выставлены собственные базы данных: электронные каталоги, картотеки, информация о книгообеспеченности. На сайт поступают заказы на выполнение информационных справок.

В настоящее время электронная доставка документов значительно повысила рейтинг библиотек, расширила сферу платных услуг, предоставляемых библиотеками для удаленных пользователей. Развитие служб электронного межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД) библиотеки считается одной из приоритетных задач.

Библиотеки вузов являются крупнейшими информационными центрами в нашем регионе, что позволило им стать полноправными участниками корпоративных библиотечных систем. Практически все вузовские библиотеки г. Белгорода являются участниками ОРАС (Единой информационной сети Белгородской области), предоставляя собственные базы данных по профилю учебных заведений. Научная библиотека БелГУ в 2002 г. стала членом РБА (Российской Библиотечной Ассоциации), а в 2003 г. - членом АРБИКОН (Ассоциации Региональных Библиотечных Консорциумов).

Несмотря на положительные тенденции, темпы улучшения материально-технической базы заметно отстают от современных потребностей вузовски

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...