Лекция 2. Искусство в образовательном процессе
Функции искусства (отражения действительности, коммуникативная, этическая, эстетическая, каноническая и эвристическая, познавательно-просветительская, общественно-преобразующая, личностно-преобразующая) и их реализация в художественном образовании детей и молодежи. Искусство в современном социокультурном образовательном процессе
Лекция 3. Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального и художественного образования (музыкальность, музыкальные способности, художественные способности, креативность, эмпатийность). Общая характеристика современного учащегося. Специфика организации учебно-воспитательного процесса на занятиях области «Искусство» с учащимися разных возрастных групп.
Лекция 4. Дисциплины художественного цикла и основные принципы их преподавания Комплекс художественных дисциплин общеобразовательной школы, их цели и задачи. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы. Характеристика основных элементов содержания художественного образования (опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству, художественные знания, умения и навыки в области различных видов искусства, опыт художественно-творческой деятельности). Общая характеристика видов художественной деятельности учащихся в различных видах искусства (собственно-художественная деятельность, художественно-теоретическая деятельность, художественно-историческая деятельность, полихудожественная деятельность, художественно-опосредованная деятельность). Характеристика программ учреждений дополнительного художественного образования. Реализация дидактических принципов на дисциплинах художественного цикла.
Основополагающие принципы художественного образования. Принцип единства художественного образования и личностного развития. Свобода и творческая активность. Изучение искусства по законам искусства. Принцип системной целостности развития художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления. Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Принципы опоры на творческий метод. Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности.
Лекция 5. Методы преподавания художественных дисциплин Общепедагогические методы обучения и их реализация на дисциплинах художественного цикла. Дифференцированные подходы в художественном образовании. Многообразие методов обучения художественным дисциплинам. Методика организации творческой деятельности учащихся. Овладение образным языком искусства. Формирование ассоциативно-образного мышления. Художественное осознание мира. Методы контроля на уроках искусства. Типы уроков дисциплин художественного цикла. Вводно-информационные уроки: урок–беседа, урок–лекция (исследование, путешествие, репортаж, описание), проблемный урок. Уроки освоения художественных знаний и умений: урок творчества, урок–исследование, урок–дискуссия (регламентированная), урок–«мнемотурнир», урок–беседа, урок–ролевая игра (расследование, суд, путешествие, сочинение, составление тезауруса или опорно-логического конспекта и т. д.), урок–концерт, урок–анализ, урок «открытых мнений», урок – «квазидиалог». Контрольные уроки.
Лекция 6. Реализация современных педагогических и информационных технологий на дисциплинах художественного цикла
Педагогическая предметная технология. Алгоритмы управления и алгоритмы функционирования в предметных педагогических технологиях. «Художественно-педагогическая драматургия уроков». Экспозиция, завязка, разработка, кульминация, развязка и последействие как этапы урока искусства. Специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах художественного образования.Преподавание художественных дисциплин в «методике погружения». Опережающие задания как элемент педагогической технологии. Методы анализа произведений искусства. Единство восприятия и воображения. Переживание и сопереживание. Формирование отношения учащихся к произведениям искусства. Общение по поводу произведения искусства и рефлексия. Информационные технологии на дисциплинах художественного цикла, специфика их применения. Лекция 7. Формы художественного образования Уроки искусства в общеобразовательной школе как основная форма художественного образования учащихся. Организация внеклассной и внешкольной работы по художественному образованию и воспитанию школьников. Средства и методы организации художественного самообразования школьников. Организация педагогического контроля художественного развития учащихся. Лекция 8. Учебно-методический комплексхудожественно- педагогического процесса Учебно-методический комплекс как проективная модель художественно-педагогического процесса. Кабинет художественной дисциплины в школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса: звукотехнические, визуальные экранно-статические, визуальные экранно-динамические. Унифицированные средства технологического обеспечения учебного процесса. Компьютерные (программируемые) средства обеспечения процесса обучения.
Лекция 9. Педагогическая деятельностьв процессе обучения художественным дисциплинам Художественно-педагогический процесс (цель, задачи, результат). Произведения искусства как ведущее педагогическое средство. Художественно-педагогическая деятельность и ее основные характеристики. Многообразие форм педагогической деятельности учителя. Планирование художественно-педагогического процесса. Основные этапы подготовки учителя к уроку.
Личностные качества учителя искусства как фактор воспитывающего педагогического воздействия. Особенности взаимодействия учителя и учащихся в художественно-педагогическом процессе. Перечень тем практических занятий Практическое занятие 1. Методика художественного образования как учебная дисциплина Обосновать, почему процесс преподавания художественных дисциплин можно считать и педагогикой, и искусством. Раскрыть сущность понятий «художественное образование», «полихудожественное воспитание», теория художественного образования, методика художественного образования. Раскрыть место и роль художественного образования в системе эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|