Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Искусство в образовательном процессе




Функции искусства (отражения действительности, коммуникативная, этическая, эстетическая, каноническая и эвристическая, познавательно-просветительская, общественно-преобразующая, личностно-преобразующая) и их реализация в художественном образовании детей и молодежи.

Искусство в современном социокультурном образовательном процессе

 

Лекция 3. Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы

Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального и художественного образования (музыкальность, музыкальные способности, художественные способности, креативность, эмпатийность).

Общая характеристика современного учащегося. Специфика организации учебно-воспитательного процесса на занятиях области «Искусство» с учащимися разных возрастных групп.

 

Лекция 4. Дисциплины художественного цикла и основные принципы их преподавания

Комплекс художественных дисциплин общеобразовательной школы, их цели и задачи. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы. Характеристика основных элементов содержания художественного образования (опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству, художественные знания, умения и навыки в области различных видов искусства, опыт художественно-творческой деятельности). Общая характеристика видов художественной деятельности учащихся в различных видах искусства (собственно-художественная деятельность, художественно-теоретическая деятельность, художественно-историческая деятельность, полихудожественная деятельность, художественно-опосредованная деятельность). Характеристика программ учреждений дополнительного художественного образования. Реализация дидактических принципов на дисциплинах художественного цикла.

Основополагающие принципы художественного образования. Принцип единства художественного образования и личностного развития. Свобода и творческая активность. Изучение искусства по законам искусства. Принцип системной целостности развития художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления. Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Принципы опоры на творческий метод. Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности.

 

Лекция 5. Методы преподавания художественных дисциплин

Общепедагогические методы обучения и их реализация на дисциплинах художественного цикла. Дифференцированные подходы в художественном образовании. Многообразие методов обучения художественным дисциплинам. Методика организации творческой деятельности учащихся. Овладение образным языком искусства. Формирование ассоциативно-образного мышления. Художественное осознание мира. Методы контроля на уроках искусства.

Типы уроков дисциплин художественного цикла. Вводно-информационные уроки: урок–беседа, урок–лекция (исследование, путешествие, репортаж, описание), проблемный урок. Уроки освоения художественных знаний и умений: урок творчества, урок–исследование, урок–дискуссия (регламентированная), урок–«мнемотурнир», урок–беседа, урок–ролевая игра (расследование, суд, путешествие, сочинение, составление тезауруса или опорно-логического конспекта и т. д.), урок–концерт, урок–анализ, урок «открытых мнений», урок – «квазидиалог». Контрольные уроки.

 

Лекция 6. Реализация современных педагогических и информационных технологий на дисциплинах художественного цикла

Педагогическая предметная технология. Алгоритмы управления и алгоритмы функционирования в предметных педагогических технологиях. «Художественно-педагогическая драматургия уроков». Экспозиция, завязка, разработка, кульминация, развязка и последействие как этапы урока искусства.

Специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах художественного образования.Преподавание художественных дисциплин в «методике погружения». Опережающие задания как элемент педагогической технологии.

Методы анализа произведений искусства. Единство восприятия и воображения. Переживание и сопереживание. Формирование отношения учащихся к произведениям искусства. Общение по поводу произведения искусства и рефлексия.

Информационные технологии на дисциплинах художественного цикла, специфика их применения.

Лекция 7. Формы художественного образования

Уроки искусства в общеобразовательной школе как основная форма художественного образования учащихся. Организация внеклассной и внешкольной работы по художественному образованию и воспитанию школьников. Средства и методы организации художественного самообразования школьников. Организация педагогического контроля художественного развития учащихся.

Лекция 8. Учебно-методический комплексхудожественно- педагогического процесса

Учебно-методический комплекс как проективная модель художественно-педагогического процесса.

Кабинет художественной дисциплины в школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса: звукотехнические, визуальные экранно-статические, визуальные экранно-динамические. Унифицированные средства технологического обеспечения учебного процесса. Компьютерные (программируемые) средства обеспечения процесса обучения.

 

Лекция 9. Педагогическая деятельностьв процессе обучения художественным дисциплинам

Художественно-педагогический процесс (цель, задачи, результат). Произведения искусства как ведущее педагогическое средство.

Художественно-педагогическая деятельность и ее основные характеристики. Многообразие форм педагогической деятельности учителя. Планирование художественно-педагогического процесса. Основные этапы подготовки учителя к уроку.

Личностные качества учителя искусства как фактор воспитывающего педагогического воздействия. Особенности взаимодействия учителя и учащихся в художественно-педагогическом процессе.

Перечень тем практических занятий

Практическое занятие 1. Методика художественного образования как учебная дисциплина

Обосновать, почему процесс преподавания художественных дисциплин можно считать и педагогикой, и искусством.

Раскрыть сущность понятий «художественное образование», «полихудожественное воспитание», теория художественного образования, методика художественного образования.

Раскрыть место и роль художественного образования в системе эстетического и нравственного воспитания учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...