Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические и правовые подходы решения проблем сотрудничества




 

Большой приграничный периметр и большое количество сухопутных и морских соседей образуют значительный ресурс развития России. Для приграничных регионов, занимающих относительно национальной экономики как правило, периферийное положение, внешние связи выступают важным фактором их устойчивого развития. Использование ресурса приграничного положения обусловлено действующей договорно-правовой базой регулирующей культурное и экономическое взаимодействие приграничных районов России, и ее соседей. В ее структуре можно выделить три правовых уровня.

Первый - составляют федеральные юридические акты, образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации. Наиболее важными среди них являются: Конституция Российской Федерации, законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «Об иностранных инвестициях», «О международных договорах Российской федерации», «О государственной границе РФ». На этом, верхнем правовом уровне определяется общий уровень открытости России и тем самым соотношение контактности и барьерности ее границ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, п. к, л, м, н) большинство вопросов внешней и оборонной политики отнесено к сфере исключительного ведения федерального центра: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, определение и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

К сфере совместного ведения отнесены координация международных и внешнеэкономических связей РФ и выполнение её международных договоров (ст. 72, п. 1). В п. 2 той же статье особо подчеркнуто, что эти положения в равной мере распространяются на все виды субъектов федерации. Иными словами, последние имеют равные права и статус в сфере международных связей.

В ст. 76, п. 4 указывается, что вне пределов ведения РФ ее субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование. Некоторые регионы интерпретировали это положение Конституции как право субъектов федерации на принятие собственных нормативных актов и в области международной деятельности.

Оценивая значение Конституции РФ для регулирования международной деятельности регионов, необходимо отметить, что этот документ не содержит детального описания полномочий субъектов федерации. Использованный в нем язык не всегда ясен, что создает основание для возникновения разногласий при интерпретации текста Конституции. Один из наиболее распространенных способов адаптации конституционного права к меняющимся условиям - это принятие федерального законодательства, развивающего и уточняющего те или иные конституционные положения.

В Федеральных Законах даётся более чёткое определение полномочий регионов: « Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств».

Второй правовой уровень создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными странами. Двусторонние и многосторонние соглашения регулируют таможенный и визовый режим, порядок налогообложения юридических и физических лиц друг друга, порядок взаимных расчетов и т.д. На основе этих соглашений формируется отличное от общего соотношение контактности и барьерности границ. Например в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия фактически формируется единое экономическое пространство двух стран. Также велика прозрачность границ между странами Евразийского экономического сообщества.

Для развития приграничного сотрудничества важное, значение имеют межправительственные соглашения о сотрудничестве в приграничных районах. В рамках двусторонних отношений в результате подписания соответствующих межправительственных соглашений иногда устанавливается особый визовый режим. Так, режим приграничного туризма между российским и китайскими регионами регулируется специальным соглашением России и КНР об упрощенном порядке пересечения границы.

К третьему уровню относятся юридические акты, заключаемые региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах о партнерстве и сотрудничестве. При этом субъекты федерации и органы местного самоуправления не являются субъектами международного права. Соглашения заключаются в рамках имеющихся у них компетенций и при координации этой деятельности с федеральными (для субъектов федерации) и региональными (для муниципалитетов) органами государственной власти, регулируемой федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Эффективность такого рода соглашений сильно зависит от объема и сходства полномочий региональных органов власти соседних стран.

Наряду с многочисленными двусторонними соглашениями о сотрудничестве приграничных регионов в конце 90-х гг. российские регионы стали участвовать в проектах еврорегионов, представляющих собой более зрелую стадию межрегионального сотрудничества. В 1998 г. муниципальные образования Калининградской области, наряду с соседними регионами Польши, Швеции, Латвии и Литвы приняли участие в создании еврорегиона «Балтика». В 1999 г. Калининградская область вместе со смежными районами Швеции и Литвы приняла участие в создании еврорегиона «Сауле». В 2000 г. был учрежден еврорегион «Карелия», в который входит Республика Карелия и смежные районы Финляндии.

Дальнейшее развитие договорно-правовой базы регулирующей приграничное и межрегиональное взаимодействие будет происходить под влиянием таких процессов как состоявшееся вступление России в ВТО, сотрудничество с ЕС и в рамках СНГ, разграничение компетенций между федеральным центром и регионами в ходе адаптации федеративных отношений к современным условиям. Большое значение для развития юридической основы приграничного сотрудничества в европейской части пограничного периметра имеет ратификация российским парламентом Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980 г.), которую Россия подписала в конце 1999 г.

Существующая правовая база пока что не позволяет полностью реализовать местный экономический потенциал, поскольку в значительной мере ограничивает прямые легальные контакты приграничных регионов и их муниципальных образований. В настоящее время в федеральном законодательстве почти не отражены права и обязанности органов местного самоуправления по осуществлению приграничного сотрудничества, не регламентированы их права и обязанности в отношениях с органами государственной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...