Темы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Роль науки в современном обществе и организационно-исследовательские основы научной работы. Наука в современном обществе. Понятие «наука» и классификация наук. Многозначность понятия «наука». Научное исследование как форма существования и развития науки. Наука и философия. Философия науки. Великие имена в истории науки. Основные концепции современной науки. Роль науки в развитии общества. Главные функции науки в обществе (познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная, образовательная). Организация научно-исследовательской работы в России. Управление наукой и ее организационная структура. Министерство образования и науки РФ, его функции в сфере вузовской науки. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Российская академия наук (РАН) как высшее научное учреждение РФ. Научная деятельность в высшем учебном заведении. Научно-исследовательская работа студентов. Магистратура. Организация подготовки научных и научно-педагогических работников в РФ. Аспирантура и докторантура. Ученые степени (кандидат наук, доктор наук) и ученые звания (доцент, профессор).
Раздел 2. Методология, методы и методики ведения научных исследований.
Методология и методы научного исследования. Научное исследование: его сущность и особенности. Классификация научных исследований. Методология научного исследования. Методология и научное познание. Метод научного исследования. Метод и теория научного исследования. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования. Классификация методов (философские, общенаучные, частнонаучные). Методы междисциплинарного исследования.
Специальные методы научных исследований. Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики. Классификация систем (статические, динамические, детерминистические, стохастические). Понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании. Этапы процесса моделирования. Классификация моделей и формы моделирования. Математические модели и методы. Значение математических моделей в научных исследованиях, их основные типы в экономических и юридических науках (описательные, объяснительные, прогнозные, управленческие).
Методика научного исследования. Планирование научной работы в научно-исследовательских организациях, вузах, на кафедрах. Основные этапы научного исследования. Выбор темы научного исследования студентом, определение его цели и задач. Объект и предмет исследования. Факторы, определяющие выбор темы. Информационное обеспечение научной работы студента. Интернет как источник научной информации. Библиотечные каталоги, их виды. Электронный каталог и электронная библиотека. Методы обработки и хранения информации. Традиционные и современные носители информации. Раздел 3. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов вуза. Работа студента с научной литературой.
Основные источники научной информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Систематизация и анализ научной и учебной информации. Методика чтения научной литературы. Виды чтения специальной литературы (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее). Формы регистрации научной информации.
Научно-исследовательская работа студента вуза. Виды научно-исследовательских студенческих работ. Магистерская диссертация. Основные требования, предъявляемые к магистерской диссертации. Реферат как научное произведение, его назначение и структура. Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей. Этика научно-исследовательской работы студента.
Учебно-научные работы студента вуза. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы. Рубрикация учебно-научной работы. Курсовая работа с исследовательскими целями, основные требования к ней. Дипломная работа с исследовательскими целями, основные требования к ней. Особенности подготовки и защиты курсовых и дипломных работ с исследовательскими целями.
Требования к языку и оформлению студенческих работ. Функциональные стили современного русского литературного языка (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный). Языковые (лексические, грамматические, стилистические) особенности научного стиля. Требования к языку студенческой научной работы. Редактирование студенческой научной работы. Приемы изложения научного материала и его редактирования. Требования к техническому оформлению научной работы (сокращение слов и словосочетаний, оформление таблиц, графиков и библиографического аппарата).
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Наука в современном обществе. 1. Понятие «наука» и классификация наук. 2. Научное исследование как форма существования и развития науки. 3. Наука и философия. Философия науки. 4. Основные концепции современной науки. 5. Роль науки в развитии общества.
6. Главные функции науки в обществе.
Тема 2. Организация научно-исследовательской работы в России. 1. Управление наукой и ее организационная структура. 2. Министерство образования и науки РФ, его функции в сфере вузовской науки. 3. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК). 4. Российская академия наук (РАН) как высшее научное учреждение РФ. 5. Научная деятельность в высшем учебном заведении. Научно-исследовательская работа студентов. 6. Магистратура. 7. Организация подготовки научных и научно-педагогических работников в РФ. Аспирантура и докторантура. 8. Ученые степени и ученые звания. Тема 3. Методология и методы научного исследования. 1. Научное исследование: его сущность и особенности. 2. Классификация научных исследований. 3. Методология научного исследования. Методология и научное познание. 4. Методы научного исследования. 5. Уровни научного исследования. 6. Классификация методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|