Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
Ст. 11 ГК РФ среди органов, осуществляющих защиту гражданских прав граждан и организаций, называет третейский суд. В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды не могут образовываться при федеральных органах власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Они образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, другими организациями – юридическими лицами и их объединениями и действуют при этих организациях. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо приняла решение о его образовании, утвердила о нем положение, утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный и рекомендательный характер для сторон. Затем организация направляет в компетентный суд (имеется в виду арбитражный суд или суд общей юрисдикции в соответствии с подсудностью) на данной территории копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда. Правила деятельности постоянно действующих третейских судов закреплены в уставах, положениях, регламентах, утвержденных организацией, создающей постоянно действующие третейские суды. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе тогда, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо в соответствии с действующим законодательством не может быть предметом третейского разбирательства. Закон РФ от 07.07.1993 «О Международном коммерческом арбитраже» стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного коммерческого арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. МКАС и МАК – это самостоятельные постоянно действующее арбитражные учреждения (третейские суды). МКАС язвился преемником арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, образованного в 1932 г. и действовавшего под названием Внешнеторговая арбитражная комиссия. Цель деятельности МКАС – разрешение коммерческих конфликтов между партнерами из разных стран мира. По письменному соглашению сторон в МКАС могут передаваться споры из договорных и иных гражданских правоотношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами РФ.
Вопрос о компетенции МКАС по конкретному делу решается составом арбитража, рассматривающего спор, при этом арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, трактуется как соглашение, не зависящее от других условий договора. Решение МКАС о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность арбитражной оговорки. Председатель МКАС может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования по делам, подлежащим рассмотрению в МКАС. Арбитры МКАС избираются или назначаются из числа лиц, обладающих специальными необходимыми знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС. Они беспристрастны и независимы, и не являются представителями сторон. Слушаются дела в Москве (на русском языке), но могут по согласованию с Председателем и по просьбе сторон слушаться и в другом месте, но тогда все расходы, связанные с этим, возмещаются сторонами. Срок рассмотрения дела по возможности – не более 180 дней со дня образования состава арбитража. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов регламентируется главой 30 АПК РФ. Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чем состоят особенности и правовая природа третейского судопроизводства? 2. Каковы принципы третейского разбирательства? 3. Какие источники законодательства о третейских судах и международных арбитражах вы знаете? 4. Как можно классифицировать третейские суды? 5. Что такое арбитражное соглашение и каков порядок его заключения? 6. Каков порядок образования третейского суда? 7. Какие требования предъявляются к третейским судьям? 8. Что такое регламент третейского суда? 9. Как взаимодействуют третейские суды и арбитражные суды в РФ? 10. Каков порядок оспаривания решения третейского суда? 11. Возможно ли принудительное исполнение решения третейского суда?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|