Мировоззрение — ядро духовной жизни
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих. В кратком, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Более развернутое определение характеризует мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к ок ружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности. Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», — «миропонимание», «миросозерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его? Таким образом, мировоззрение —это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности. Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Од- ни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное. Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость. Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали русские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состояния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание ic достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д. Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
В научных трудах отмечается, что через всю историю философии проходит мысль о трех основных аспектах духовной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах назвал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания — «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки — состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовс-кий, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое — в лучшем случае умственная игра или приятные мечтания, а в худшем — мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом». В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности». МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета. Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определение. Происходит оно от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет — это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет — явление в основном личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, военных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса, некоторой общности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете. Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными для русского народа. Современная этнология стремится найти психологические черты, черты менталитета разных этнических общностей. НИ Основные понятия: духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет. Проверьте себя 1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состоит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? 6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека? Как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социума? Подумайте, обсудите, сделайте 1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между 2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес 3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи 4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ Поработайте с источником Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875—1965). ...Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования. Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением? Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим. Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека... Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование? Оптимистическим и этичным. Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну- тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества. Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния... По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир... Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76. (И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным? Мораль и нравственность Вспомните: какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры? Целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе ее разнообразных проявлений исследует специализированная философская наука — этика. Этика имеет долгую историю развития, уходящую корнями в древнегреческую философию и философию Древней Индии и Китая. Именно философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека. Благодаря философии была выявлена обусловленность нравственного сознания и деятельности социальными условиями жизни человека. В то же время эти- ка исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями. Она раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. В этике выделены типологические модели нравственной ориентации личности, воплощенные в поведении и деятельности персоналий как далекого прошлого, так и современности. Обратимся к основному предмету этики — морали людей. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ Мораль теснейшим образом связана с проблемой человека и его сущности. Напомним, что мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада. Утрата морали означает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (1905 — 1950), говоря, что неандертальский человек еще сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно «снять культурные одежды». Все известные формы организации человеческого общества (род, племя, этнос, нация, государство), как правило, достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сферы, обеспечивающего социальную стабильность, сплоченность и устойчивость. В истории общественной жизни можно найти немало периодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере того или иного общества или отдельных социальных групп, включая и молодежь. Ярким примером является римское общество периода крушения империи. Как ответ на падение нравов явилось писаное римское право и рост количества христианских общин, проповедовавших аскетический образ жизни в противовес гедонистической (от греч. hedone — удовольствие) морали римской элиты с ее культом наслаждений. Сложные нравственные коллизии испытывала российская молодежь после революции 1917 г., когда происходила резкая ломка традиционных форм общественной жизни и социальных связей. Особенно остро переживался период НЭПа, когда аскетическая мораль революционной молодежи неожиданно столкнулась с мещанской моралью и ее принципом «здесь и сейчас». Реакцией на удручающее состояние общественных нравов в современной России является возвращение к исконным христианским ценностям, рост новых многочисленных рели- гиозных объединений с их весьма жесткими требованиями в сфере бытовой морали, попытки общественных организаций и государственных структур разработать нравственные кодексы для сфер государственного управления и предпринимательской деятельности, обращение к судебно-правовым средствам регулирования общественного поведения. В предыдущих разделах подробно рассматривалась проблема соотношения морали и права. Напомним, что мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. Современный человек включен в бесконечное множество контактов. Поведение и образ мышления людей часто непредсказуемы, спонтанны (т. е. самопроизвольны). Разные люди и даже один и тот же человек в разное время могут совершать в схожих ситуациях различные, а порой прямо противоположные поступки. Однако это не мешает людям договариваться, совместно решать общие проблемы, согласованно трудиться, создавая все многообразие и богатство цивилизации, любить друг друга, воспитывать своих детей, из которых в дальнейшем вырастают люди, способные к активной деятельности и творчеству. И в этом безусловная заслуга моральных ценностей, выполняющих для каждого человека роль путеводителя по жизни. Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Оно является отражением в сознании людей отношения к нравственным нормам в предельно широком спектре позиций: от страстного утверждения этих норм и словом, и делом до негативного и даже нигилистического их восприятия и поведения, соответствующего отрицательному отношению к нравственным нормам. В морали существуют познавательный, оценочный и регулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном сознании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отличаются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения. Одно дело, например, любовь к Родине как нравственное требование и норма и совсем иное — аккуратность (правильность) повседневного поведения или добросовестное отношение к выполнению конкретной трудовой задачи. Существуют различия и в уровнях одобрения моральных норм. Часть из них поддерживается на уровне микроколлектива (малой группы, узкого круга друзей), другие имеют более широкие источники поддержки: кланово-этнические, национальные, классовые и общесоциумные. Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.). Моральные нормы выполняют следующие функции: поддерживают устойчивость общества и основных групп, входящих в него (семейных, этнонациональных, классовых и т. д.); регулируют и координируют деятельность людей в разных общественных сферах; рекомендуют индивиду оптимальные формы деятельности и приемы для разрешения нравственных проблем, встающих перед ним. Соответственно в морали присутствует по крайней мере двоякая оценка различных жизненных ситуаций: с точки зрения задач и требований общества, выраженных в господствующем общественном мнении, и с точки зрения интересов индивида. Вполне возможно проявление в этих требованиях также интересов тех или иных социальных групп, противопоставляющих себя сложившемуся общественному строю, его укладам и требованиям (революционных, консервативных, уголовных, потребительских и др.). Мораль эффективна лишь тогда, когда ее нормы внедрены в индивидуальное сознание (средствами образовательно-воспитательной системы, СМИ и др.) и находят в нем живой отклик. Этому способствуют многообразные моральные представления, моральные переживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности. Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни. Однако процесс усвоения человеком норм общественной морали был и остается отнюдь не беспроблемным и самопроизвольным. На протяжении истории человечества выработано немало способов, которыми церковная и светская власть пыталась контролировать общественные нравы (нередко прибегая и к репрессивным мерам), а также реформировать их в соответствии с определенным стандартом. Особенно много попыток регламентировать определенный стандарт общественных нравов было предпринято в эпоху Реформации, когда «индивидуальная нравственность стала предметом общественной политики, а безнравственное — стало уголовным» (Дж. Харрингтон). Так, в истории христианской церкви довольно долго практиковалась публичная исповедь верующих. Информация, содержащаяся в ней, не- редко использовалась для сведения политических счетов и получения преимуществ в политической борьбе. Лишь после Тридентского собора (1545—1563 гг.), осудившего подобную практику, церковная исповедь стала носить тайный характер. Спектр поступков, совершенных словом и делом и подлежащих исповеди, охватывал семейную, профессиональную, социальную, собственно религиозную сферы и касался также «прегрешений», совершенных «мыслью». Такая исповедь была жестоким «испытанием совести» верующего и требовала мобилизации всех его духовных сил. Итогом позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения. Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не воспринимаются личностью. В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор. Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий. Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок. МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ Древнейшими моральными категориями являются добро и зло. Эти категории возникли в период раннего матриархата и первоначально обозначали внешние силы, благоприятные либо враждебные человеку. Содержание этих категорий заметно меняется от эпохи к эпохе (например, оценка убийства в разные исторические эпохи — от древности до современности — или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории). В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества. Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины. Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всегда начиналась с проявления бессовестности. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социа-лизированности личности и связанной с нею нравственной чуткости. Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Названные категории способствуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности. контролируя развитие личностей реальных. Честь и достоинство предполагают фиксацию некоторых неотъемлемых черт — прав личности, посягательство на которые служит основанием и оправдывает моральное сопро тивление. Несомненно, что набор неотъемлемых качеств различных классов, сословий и других групп и сама идея чести как способ отнесения к той или иной группе имеют конкретные исторические истоки, например дворянская честь. Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Так, гедонистическая этика усматривает счастье в наслаждениях, религиозная — в страдании, потребительская — в деньгах и вещах. Если исходить из того, что человек — творческое социальное существо, то есть все основания полагать, что счастье состоит в творческом развитии личности, содержательном труде и полноценном человеческом общении. Понятно, что достижение этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает ощущение дискомфорта. Наконец, моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности. Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551—479 гг. до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли философа, нельзя ответить на вопрос: «Что такое человек?», не отвечая на вопрос: «Каким он должен быть?» НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в реальной практике нравственной жизни. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания обще-социумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление называется параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобретают у него демонстративный и приспособленческий характер (социальная мимикрия) и не затрагивают действительного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием сути общественной жизни. Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей мироздания, которые закрыты для повседневного опыта профессиональной специализации, ограничений социального статуса и т. д. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей мирового культурного опыта. ЯМ Основные понятия: нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал. яны: этические категории, моральное сопротивление. Проверьте себя 1) В чем состоит отличие принципов морали от моральных норм? 2) Как вы понимаете смысл моральных принципов личности? 3) Чем мораль отличается от нравственности? 4) Какие вопросы решает этика? 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии? 6) Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оце 2. Используя справочную литературу, объясните отличие 3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести 4. Известный английский философ Гоббс (1588—1679) в нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгоистического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим? Поработайте с источником Прочтите отр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|